Файл: Роль мотивации в поведении организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Мотивационные аспекты приобретают все большее значение в современном менеджменте. Для того чтобы повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия необходимо получить максимальную отдачу от использования имеющихся трудовых ресурсов, что является основной целью процесса мотивации.

При переходе к рынку особенностью управления сотрудниками является возрастающая роль личности работника. На сегодняшний день для мотивации персонала предприятия используются как нематериальные, так и материальные методы вознаграждения.

Способность руководителя наилучшим образом раскрыть интеллектуальный и физический потенциал своих сотрудников считается эффективным менеджментом. Понимание мотивации человека это путь к эффективному управлению. Только зная то, что побуждает человека к деятельности, что им движет, а так же какой мотив лежит в основе его действий, можно попробовать разработать эффективную систему методов и форм управления человеком. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как происходит мотивирование людей, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что у руководства компаний и кадровых служб на сегодняшний день появляются проблемы с мотивацией сотрудников, несмотря на достаточное теоретическое исследование вопросов мотивации сотрудников, регулирование деятельности персонала и практическое применение трудового законодательства. Приобретает значимость изучение вопроса по неденежной мотивации сотрудников в период финансового кризиса и снижения фонда заработной платы на предприятиях.

Цель исследования – изучение роли мотивации в поведении организации.

Для достижения цели сформулирован ряд задач:

- исследовать теоретические основы мотивации труда;

- провести оценку системы управления мотивацией персонала на предприятии ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»;

- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления мотивацией персонала ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка».

Объектом исследования является ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка».

Предметом исследования – мотивация персонала ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка».

При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет – ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.


1. Теоретические основы мотивации персонала в организации

1.1. Понятие мотивации

Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий [7, с. 45]. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, то есть стимулирование физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда, стимулирование творческой активности, инициативы и на закрепление работников на предприятии [8, с. 75].

Менеджмент, или управление персоналом, - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации посредством воздействия на других людей [3, с. 97].

Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия. Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией [11, с. 147].

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями [20, с. 87]. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать [15, с. 117]. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать их не столько обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы [6, с. 23].


Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия, что характерно для Европы и Америки. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связана с конкретной ситуацией [16, с. 35].

В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту мотивация имеет различные определения:

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [3, с. 98].

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей [6, с. 25].

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [5, с. 127].

Рассмотрены основные понятия, поясняющие сущность мотивации и стимулирования труда. Исходя из этого можно сделать вывод, что мотивация одна из важнейших функций менеджера с помощью которой он может достичь цели организации посредством воздействия на персонал.

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость [1, с. 145].

По мнению автора, трудовой мотив - это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей [19, с. 118].

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), имеющим свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации.

1.2. Факторы, влияющие на мотивацию персонала

Существует несколько точек зрения по поводу факторов, влияющих на мотивацию персонала.

Уткин Э.А., Кочеткова А.И. [19, с. 125] выделяют поддерживающие и мотивирующие факторы представленные в табл. 1.

Таблица 1

Факторы влияющие на мотивацию персонала

Факторы

Мотивирующие

- достижения;

- рост;

-признание;

- ответственность и полномочия.

Поддерживающие

- условия;

- безопасность;

- деньги;

- инструменты для работы;

- надежность.


Работа становится невыносимой, если обе группы факторов отсутствуют

Если присутствуют только поддерживающие факторы — неудовлетворенность от работы минимальна.

Если присутствуют только мотивирующие факторы — сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить.

Работа приносит максимальную удовлетворенность, если обе группы факторов присутствуют.

Данный подход к выделению факторов, влияющих на мотивацию, достаточно близок с теорией двух факторов Ф. Герцберга.

Кроме этого, Уткин Э.А., Кочеткова А.И. выделяют демотивирующие факторы: крик и грубость начальства, хаос, отсутствие понимания ответственности и полномочий. Авторы замечают, что любое действие по отношению к сотрудникам может быть как мотивирующим, так и демотивирующим фактором. Важно оценить данное действие по отношению к конкретным людям. Ряд демотивирующих факторов является следствием личности руководителя или непонимания им, что на самом деле мотивирует подчиненных [19, с. 127].

Ильин Е.П. выделяет психологические факторы (по-другому – образования), участвующие в конкретном мотивационном процессе и называет их мотиваторами (мотивационными детерминантами).

Он говорит, что они становятся аргументами принятия решения при объяснении основания действия и поступка. Ниже перечислены выделенные Илииным Е.П. группы мотиваторов:

– внешняя ситуация;

– собственное состояние в данный момент;

– предпочтения (интересы, склонности);

– условия достижения цели (затраты усилий и времени);

– собственные возможности;

– нравственный контроль (наличие нравственных принципов);

– последствия своего действия, поступка.

В процессе мотивации многие мотиваторы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения [5, с. 173].

Маккензи Р. А. выделяет следующие факторы:

– способ управления;

– организационный климат;

– культура, групповые нормы;

– факторы, связанные с человеком.

Факторы, связанные с человеком в свою очередь подразделяются на следующие аспекты:

– представления о себе;

– личность;

– способности и умение;

– ценности и потребности работника;

– ожидания, сформированные на основе его более раннего, жизненного опыта.

Очень большое внимание в вопросе факторов влияющих на мотивацию сотрудников уделяется удовлетворенности трудом и говорится о том, что она влияет на мотивацию. Хотя встречается и обратное мнение. Так Ручка А.А. и Сакада Н.А. описывают исследование В.А. Ядова, в котором говорится, что «исследование удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой является «наиболее неадекватным методом изучения мотивации трудовой деятельности». Лютенс Ф. также говорит о том, что нет четкой прямой связи между удовлетворенностью и производительностью труда.


Поэтому вопрос о влиянии удовлетворенности трудом на мотивацию персонала остается нерешенным, но так или иначе данный фактор имеет место в вопросе мотивации сотрудников и требует рассмотрения.

В целом, среди всех перечисленных факторов, можно выделить два фактора, которые требуют особенного учета при построении и корректировке системы мотивации в конкретной организации.

Первый такой фактор – организационная культура предприятия (система норм и правил поведения, существующая в организации, касающаяся взаимодействия руководства и персонала, коммуникативных сетей, способов разрешения конфликтов, методов принятия решений и т.п.). В табл. 2 представлены 4 типа организационных культур.

Таблица 2

Организационные культуры предприятий

Организационная культура

Организация направляется

Функции и ответственность

Бюрократическая

сильным руководством

Предписываются и закрепляются, руководство определяет лидеров и возможные направления развития, информация и данные контролируются и доступ к ним ограничен

Органическая

согласием с общей идеей

реализуются с почти автоматической точностью, руководство задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство, информация и данные расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить во вне

Предпринимательская

свободной инициативой

получаются такими, какими их делают люди, руководство дает людям делать то, что они считают нужным, используются для индивидуальных достижений

Партиципативная

всесторонними обсуждениями

разделяются и сменяются при необходимости, руководство действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества, информация и данные оцениваются и распределяются открыто

Второй фактор – стиль руководства и, заслуживающие наибольшего интереса в литературе [17, с. 237]. Так Тарасов В. говорит о том, что «непосредственное влияние на удовлетворенность условиями труда оказывают особенности управления сотрудниками – стиль руководства и система норм и правил поведения, существующих в организации – организационная культура». Кориенко В. также указывает, что стиль руководства является мотивирующим фактором.

Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными. Выделяют три основных стиля руководства, которые показаны в табл. 3.