Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (Характерные особенности подросткового возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По шкале «Автономность» получен максимальный балл, что говорит о том, что отец старается занимать автономную позицию в отношениях с дочерью. Отец – лидер, выступает как глава семьи.

По шкале «Непоследовательность» получен достаточно высокий балл, который свидетельствует о том, что отец не всегда предсказуем в отношениях с дочерью. Его методы воспитания непоследовательны. Он может быть ласков с дочерью сегодня, а завтра быть излишне требовательным. По сравнению с матерью, отец более непоследователен в воспитании дочери.

Итак, в отношениях отца и дочери – подростка проявляется большая отстраненность, закрытость в отношениях в связи с тем, что отец более директивен в отношениях с дочерью, более требователен, более непоследователен, чем мать. Отношения дочери и отца характеризуются как не доверительные, в связи с чем, меду ними не установлены высокие положительные взаимоотношения.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод что, в целом девушка – подросток характеризует положительное отношение своих родителей к себе самой. Однако если отношение матери более эмоциональное, более открытое, теплое, то в отношениях с отцом установлена дистанция, вызванная властностью и требовательностью отца.

3.2. Рекомендации по укреплению общения отца и дочери

На основании проведенного исследования можно порекомендовать с целью укрепления отношений и общения отца и дочери следующее:

1. Отцу важно беседовать с дочерью на различные темы с позиции «на равных». Это обеспечит большее доверие девушки – подростка по отношению к отцу. Девушкам обычно труднее доверять отцам, чем матери. Однако все же, если подросток увидит заинтересованность со стороны отца в ее жизни, увлечениях, хобби, друзьях, причем такая заинтересованность не будет требовательной, тогда девушка станет более открытой в отношениях с отцом. Будет принимать его советы, спрашивать совет и т.д.

2. Всем членам семьи необходимо хотя бы раз в месяц (а лучше чаще) устраивать совместные мероприятия (прогулки, пикник, праздничные ужины). Такие мероприятия способны сплотить всю семью, создать благоприятный психологический фон.

Общение дочери и отца является важной основной для формирования у подростка образа будущего мужа. В общении с отцом дочка способна постигать взаимоотношения с другими мужчинами, учиться общаться с противоположным полом. Поэтому важно уделять значительное внимание именно отношениям дочери – подростка и отца.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер межличностных отношений в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности. Таким образом, эмоциональные взаимодействия в семье, прежде всего, эмоциональные отношения с родителями, влияют на личность ребенка. От качества и количества взаимоотношений с родителями зависит формирование детской психики, представлений о мире и о себе и, как следствие, отношения с окружающими. Поэтому важной задачей каждой семьи является формирование и развитие эмоционально – положительного настроя, позитивных отношений в системе «ребенок-родитель».

На основании проведенного теоретического анализа был организован констатирующий эксперимент по выявлению основных эмоциональных характеристик отношений матери и отца с дочерью – подростком.

Результаты исследования показали, что девушка- подросток характеризует свою мать как способную принять ребенка, принимающую в ее жизни заинтересованное участие. Мать требовательна по отношению к дочери, однако с ее стороны нет жесткого контроля за поведением дочери. В отношениях отца и дочери – подростка проявляется большая отстраненность, закрытость в отношениях в связи с тем, что отец более директивен в отношениях с дочерью, более требователен, более непоследователен, чем мать.

На основании полученных результатов были составлены рекомендации для оптимизации отношений между дочерью – подростком и отцом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М: Просвещение. – 1967
  2. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
  4. Кондратьев М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С.69-78
  5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
  6. Макушина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.-2002.-№5.-с. 135-143
  7. Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М.: Эксмо, 2005. – 986 с
  8. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000
  9. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2 – М.: ВЛАДОС, 2003
  10. Психология подростка/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003
  11. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1975.

Приложение

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR)

Мой отец (моя мать)

Да

Частично

Нет

1

Очень часто улыбается мне

2

1

0

2

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

2

1

0

3

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

2

1

0

4

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

2

1

0

5

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

2

1

0

6

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

2

1

0

7

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8

Постоянно жалуется кому-то на меня

2

1

0

9

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10

За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает

2

1

0

11

Очень любит делать что-нибудь вместе

2

1

0

12

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

2

1

0

15

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

2

1

0

16

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

2

1

0

17

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

2

1

0

18

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

2

1

0

19

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

2

1

0

20

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет

2

1

0

21

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

2

1

0

22

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

2

1

0

23

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

2

1

0

24

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

2

1

0

25

Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

2

1

0

26

Часто хвалит меня за что-либо

2

1

0

27

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

2

1

0

28

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30

Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет

2

1

0

31

Старается открыто показать, что любит меня

2

1

0

32

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

2

1

0

33

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

2

1

0

34

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

2

1

0

35

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

2

1

0

37

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

2

1

0

39

Всегда легко меня прощает

2

1

0

40

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо

2

1

0

42

Постоянно указывает мне, как себя вести

2

1

0

43

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

2

1

0

44

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

2

1

0

45

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

2

1

0

46

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

2

1

0

48

Пренебрегает мною, как мне кажется

2

1

0

49

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость

2

1

0

50

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

2

1

0