Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (Характерные особенности подросткового возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Подростковый возраст характеризуется как период жизни человека, который затрагивает возрастной этап от 11-12 до 14-15 лет. В этот период подросток проходит большой путь в своем развитии, который характеризуется становлением личности человека. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями, как в психологическом, так и физиологическом содержании данного периода.

Для подростков характерно половое созревание, что влечет за собой изменения гормонального фона ребенка. Поэтому данный возраст называют пубертатным. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Нестабильность данного возраста в связи с изменениями как личностного, так и физического развития, выражается, прежде всего, в эмоциональных особенностях. Эмоциональное развитие ребенка крайне противоречиво в подростковом возрасте. При этом у разных подростков эмоциональные особенности выражены по - разному. Изучение эмоционального мира подростка важно, т.к. способствует налаживанию отношений с ребенком, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Психология подросткового возраста раскрыта в трудах А.А. Реана, Н.С. Лукина, Д.Б. Эльконина, М. Кле и др.

Специфика эмоционального состояния и развития подростка, его изменения в психофизиологической сфере влияют на межличностные отношения с окружающими, прежде всего, взрослыми.

Цель данной работы: изучить особенности общения подростков с родителями.

Задачи:

1. Проанализировать специфику подросткового возраста и характер общения с взрослыми в психологической литературе.

2. Изучить особенности отношения подростков к родителям.

Объект исследования: дети подросткового возраста.

Предмет исследования: общение подростков и родителей.

Гипотеза исследования: общение ребенка с родителями характеризуется

Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимодействия подростков и взрослых


1.1. Характерные особенности подросткового возраста

Подростковый возраст характеризуется изменениями в физиологическом и психологическом развитии. На физиологическом уровне для подростков характерно половое созревание, которое влияет на изменения гормонального фона ребенка. Поэтому данный возраст в психологии называют пубертатным. Особенно важную роль в этом процессе, по мнению И. Ю. Кулагиной, играют щитовидная железа и гипофиз, которые начинают выделять повышенный уровень гормонов, вследствие чего меняется общий гормональный уровень в организме[1]. Активизация и дальнейшее взаимодействие половых гормонов и гормонов роста способствуют интенсивному физиологическому и физическому развитию. Увеличивается рост и вес ребенка, однако их развитие часто непропорционально, что приводит к подростковой угловатости. Ребенок чувствует неловкость, неуклюжесть. Кроме того, появляются вторые половые признаки – внешние признаки полового созревания (у мальчиков – меняется голос). В связи с этим возникают трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании сердца, легких. Это характеризует наличие таких состояний подростков как перепады мышечного и сосудистого тонуса. Вследствие этого у подростков отмечаются перепады настроения и смена физического состояния.

Определение психологического содержания подросткового возраста является актуальной проблемой современной психологии. Исследователи не находят единого мнения по проблеме центральных новообразований возраста, а также ведущего типа деятельности подростничества. Нет также единого мнения по поводу того, является ли данный возраст кризисным или стабильным.

Возрастные закономерности психического развития личности подростка раскрыты в концепции Д. Б. Эльконина, разделяющей подростковый возраст на два этапа: младший подростковый возраст и старший подростковый возраст. Многие исследователи, изучая ведущую деятельность эпохи отрочества, опираются именно на эту концепцию, согласно которой интимно-личное общение рассматривается как ведущая деятельность для младшего подросткового возраста, а учебно-профессиональная деятельность - для старшего подросткового возраста[2]. М. Ю. Кондратьев характеризует ведущую деятельность подростков как многоплановую, которая на протяжении всей данной эпохи психического развития человека обеспечивает становление его и интеллектуально-познавательной, и мотивационно-потребностной сфер[3].


Ведущая деятельность, характеризующая подростковый возраст, взаимосвязана с особенностями развития личностных качеств, познавательной деятельности ребенка. Несмотря на споры со стороны различных исследователей подростничества, все же многие сходятся во мнении, что подростковый возраст является трудным, кризисным. И трудность эта, прежде всего, связана с особенностями его развития, как личностного, так и физического.

Особенности личностного развития в подростковом возрасте, по выражению Р. С. Немова, связаны со стремлением подростка к процессу самосовершенствования своей личности, прежде всего, к самовыражению, самопознанию, самоутверждению. В этом возрасте дети особенно чувствительны ко всему, что касается их личности, легко обижаются, легко ранимы. Ни в каком ином возрасте они не жаждут так сильно уважения. Вместе с тем они очень критично относятся к другим[4].

Наступают также перемены и в интересах детей. Л. С. Выготский раскрыл проблему формирования интересов у подростков, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Все психические функции человека, по его мнению, ни хаотично, не бессистемно, а в строго определенной последовательности, направляемые вполне конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Л. С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социокультурного развития ребенка, чем его биологического формирования. По словам Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес. В подростковом возрасте происходит, согласно автору, как бы отмирание, разрушение старых интересов и формирование той биологической основы, на которой впоследствии у подростка бурно формируются новые интересы[5].

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, В.С. Мухина особо выделяет формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепции». Автором замечено, что в самом начале возраста подросток проявляет стремление быть похожим на других: на старших, на детей, на взрослых. При этом желание быть похожим настолько сильно, что ребенок преждевременно считает себя взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком[6].

Чувство взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста и, по выражению Б.С. Волкова, способствует выражению новой жизненной позиции подростка по отношению к себе, людям, миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и желаний[7].


И. Кулагина отмечает, что наряду с чувством взрослости, у подростков появляется тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослыми[8]. Подростки, начиная с 11-12 лет копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Чувство взрослости является причиной многих неадекватных состояний подростка. Так, И.Г. Малкина – Пых связывает чувство взрослости с появлением кризиса независимости – зависимости, негативизма, интеллектуализации как средства психологической защиты, а также с проявлениями подростковой депрессии, суицидального поведения и т.д.[9]

Р.С. Немов указывает на то, что в этом возрасте дети легко увлекаются своими друзьями и быстро создают компании друзей. Это является выражением повышенного стремления к социализации и вместе с тем представляет собой опасность, т.к. они легко могут попасть в неподходящую среду. Вместе с тем, общение со сверстниками, по мнению большинства исследователей, пронизывает всю жизни подростка и накладывает отпечаток на учение и внеучебные занятия, а также на отношения с родителями, являясь при этом ведущей деятельность периода подростничества. Несмотря на то, что именно в подростковом возрасте на первое место выходит общение со сверстниками, подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого и верного друга, в связи с чем наблюдается частая смена друзей. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Появление большого количества знакомых и друзей ведет к образованию неформальных групп или компаний, в которые подростки объединяются на основе общих интересов, взаимной симпатии, места проведения свободного времени[10].

Таким образом, подростковый возраст характеризуется своей спецификой, которая выражается в рассогласовании физиологических и психологических аспектах развития подростка. В данном возрасте меняется мировоззрение ребенка, которое складывается порой под влиянием окружающей группы, каковой являются сверстники.

1.2. Специфика общения подростка с родителями

Общение подростков с окружающими осуществляется в двух направлениях: общение со сверстниками и общение с взрослыми. При этом общение с взрослыми меняется по сравнению с младшим школьным периодом не только качественно, но и количественно. В. А. Сухомлинским описывается состояние подростка, характеризующее его отношения со взрослым: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины»[11]. Таким образом, отношения подростка со взрослыми характеризуются противоречивостью, некоторым отстранением подростка от значимых близких людей.


Особое место занимают отношения подростка с родителями. Как подчеркивает А. А. Реан, в подростковом возрасте, семья сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки, т.к. ребенок вступает в эпоху противоречивого развития. Тем не менее отношения подростка и родителей в этот период достаточно напряженные. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей[12].

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными. По указанию А. А. Реана процесс эмансипации подростков включает три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный. Эмоциональная эмансипация – перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей. Нормативная эмансипация – формирование своей системы ценностей у подростков, нередко отличных от родительской. Поведенческая эмансипация – стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства.

О. П. Макушина провела исследование, целью которого было изучение психологической зависимости подростков от родителей. В результате было выделено несколько групп подростков: зависимые (слепое подчинение взрослому, послушание), негативисты (выражающие протест, упрямство, негативизм, противодействие родителям), независимые (опора на собственные мнения, желание решить проблему, ориентация на саму ситуацию). Таким образом, психологическая зависимость подростков от родителей основана на амбивалентности отношения подростков к родителям; последняя проявляется в том, что подросток стремится к близкому, доверительному общению, желает получать от родителей помощь, советы и вместе с тем переживает эту помощь и поддержку как тягостные, обременительные. Переживание психологической зависимости сопровождается сильной эмоциональной напряженностью. В своем исследовании О. П. Макушина выявила гендерные различия подростков к обоим различиям. При этом существенных различий между группами мальчиков не обнаружилось. Значимые различия выявились между двумя группами девочек – зависимых и негативисток: в первой мать вызывает преимущественно зависимые реакции, а отец – независимые, в то время как во второй отец вызывает зависимые реакции, а мать – негативистические. Это свидетельствует о том, что у девочек зависимость сильнее проявляется именно в общении с матерью[13].