Файл: Психологические особенности общения подростков (старшеклассников) с родителями (Характерные особенности подросткового возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, отношения с отцом и матерью в подростковом возрасте складываются по – разному. Подростки, по указанию А. А. Реана, имеют с матерью более откровенные отношения, нежели с отцом, При этом отцы имеют преимущество в информационной сфере, обсуждении политики, спорта. При этом, отцы также ведут себя по-разному с сыновьями и дочерьми.Сына отец больше контролирует, более строг к нему, с дочерью, напротив, обращение более нежное. Отношение матери к детям разных полов, по наблюдениям гендерных исследований, примерно одинаково. Опираясь на исследования различных авторов, А. А. Реан указывает, что именно мать является для подростков главным эмоционально близким лицом. Поэтому установление эффективных эмоционально – положительных материнско-детских отношений с ребенком – подростком благоприятно влияет на качество данных отношений, а также на развитие, как матери, так и ребенка[14].

Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе. Описанная сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним. Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый — друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга — важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. А где он его найдет, кем тот окажется, во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклимат отношений, окружающий подростка.

Таким образом, на личность ребенка, ее формирование и становление влияют различные факторы, среди которых немаловажным являются отношения в семье. От качества и количества взаимоотношений с родителями зависит формирование детской психики, представлений о мире и о себе и, как следствие, отношения с окружающими. Результатами различных исследований показано, что именно с родителями у ребенка устанавливаются определенные эмоциональные связи. Качество этих связей зависит от многих факторов, среди которых важным является стиль семейного воспитания, детско – родительские отношения и т.д.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА СО ЗНАЧИМЫМИ ВЗРОСЛЫМИ

2.1. Цель, задачи исследования

Цель данной работы: изучить особенности общения детей подросткового возраста с взрослыми.

Задачи:

  1. Изучить особенности отношения подростков к родителям.
  2. Разработать рекомендации по развитию детско – родительских отношений.

Исследование проходило с одним подростком, девушка, 14 лет.

2.2. Описание методики исследования

Для достижения цели и решения задач исследования был использован опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» («ADOR»).

Цель методики: изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте.

Опросник состоит из 50 вопросов, по которым подростки оценивают своих родителей и листа с сеткой для ответов.

Инструкция: "Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Вашей матери. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью передаст воспитательные принципы Вашей матери, то напишите в кружок цифру "2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашей матери, то напишите цифру "1". Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашей матери, то напишите цифру "0".

Затем подростку предъявляется лист для заполнения ответов.

Обработка результатов.

При обработке сырых данных все полученные ответы сводятся в оценочный лист, подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов.

Шкала «Позитивный интерес» – 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;

Шкала «Директивности» – 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;

Шкала «Враждебность» – 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48;

Шкала «Автономность» – 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49;

Шкала «Непоследовательность» – 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.

Сырые баллы переводятся в стандартизованные, которые располагаются от 1 до 5.


1-2 балла – параметр слабо выражен,

3 – норма,

4-5 - параметр отчетливо выражен.

Интерпретация шкал.

Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса. Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.

Шкала директивности. Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и, не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они "всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом".

Шкала враждебности. Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности. Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности. Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого - к либеральному и наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса. Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т. е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Шкала директивности. Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.


Шкала враждебности. В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.

Шкала автономности. Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности. Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний – максимальна.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Характеристика отношения подростка к родителям

По методике «ADOR» получены следующие результаты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Результаты исследования отношения девушки - подростка

к родителям

Отношение к матери

Отношение к отцу

Шкалы

Балл

Шкалы

Балл

POZ

4

POZ

3

DIR

3

DIR

4

HOS

1

HOS

1

AUT

4

AUT

5

NED

2

NED

4

Где, POZ – позитивный интерес,

DIR – директивность,

HOS – враждебность,

AUT – автономность,


NED – непоследовательность.

В отношениях девушки - подростка к матери отмечается следующее.

По шкале «Позитивный интерес» получен высокий балл (4), что свидетельствует о заинтересованности матери по отношению к своей дочери. Это говорит о том, что мать принимает свою дочь психологически.

По шкале «Директивность» получен средний балл, который свидетельствует о том, что по отношению к дочери мать не использует жесткий контроль, однако и не занимает попустительской позиции.

По шкале «Враждебность» получен низкий балл (1), что свидетельствует о том, что мать не занимает враждебной позиции по отношению к дочери. Мать также не отгорожена от дочери.

По шкале «Автономность» получены данные о том, что мать занимает автономную позицию по отношению к дочери. Это свидетельствует о том, что мать требовательна по отношению к дочери, однако ее требования не сводятся к контролю за действиями дочери, а выражаются в виде требований по выполнению определенных правил, введенных в семье.

По шкале «Непоследовательность» получен низкий результат, что свидетельствует о том, что мать занимает последовательную позицию в воспитании дочери, ее требования всегда логичны и последовательны.

Итак, можно сказать, что девушка- подросток характеризует свою мать как способную принять ребенка, принимающую в ее жизни заинтересованное участие. Мать требовательна по отношению к дочери, однако с ее стороны нет жесткого контроля за поведением дочери.

По отношению к отцу были получены следующие характеристики.

По шкале «Позитивный интерес» получен средний балл (3), который свидетельствует о том, что отец психологически принимает дочь, однако данный балл ниже по сравнению с принятием матери. Это может объясняться большим доверием, заботой со стороны матери к дочери. Отцы, как правило, не проявляют внешней любви, заинтересованности по отношению к дочерям. Это может быть характеризовать отношения отца и дочери как недостаточно открытые, не доверительные.

По шкале «Директивность» получен высокий балл, который свидетельствует о достаточно директивной, требовательной позиции отца по отношению к дочери. Отец направляет своим контролем дочь, подчиняет ее определенным правилам и нормам поведения, которые, по его мнению, являются важными. Балл по данной шкале у отца сильнее выражен, нежели у матери. Это свидетельствует о том, что отец более директивен по отношению к дочери по сравнению с матерью.

По шкале «Враждебность» получен низкий балл, свидетельствующий о том, что отец не занимает враждебной позиции по отношению к матери. Так же как и мать, отец не жесток по отношению к дочери, старается принимать ее поведение.