Файл: Особенности корпоративного управления в России (Сущность и функции корпоративного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приобретение крупных пакетов акций приватизируемых предприятий должно сразу сопровождаться постановкой грамотного корпоративного управления в компании. Не стоит дожидаться, пока потери от нерационального управления бизнесом или от передела собственности составят миллионы долларов.

Поскольку «размораживание» акций и широкомасштабная приватизация в Беларуси находится на начальном этапе, у белорусского бизнеса есть все возможности вовремя подготовить необходимые кадры специалистов и выстроить современную, эффективную систему корпоративного управления.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты управления персоналом в России. Были изучены понятие и функции системы управления персоналом. Так, определили, что система управления персоналом – это совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны работы с персоналом и предназначенная для выработки и осуществления эффективного воздействия на него. Это подсистема планирования, обучения, повышения квалификации и продвижения персонала по карьерной лестнице, воспроизводства базы знаний и корпоративного интеллекта и др.

Определили, что функциями кадровой политики являются планирование численности и состава кадров; набор, отбор и наем персонала; адаптация наряду с ресурсами обучения новым трудовым приемам; оценка и аттестация сотрудников; обучение персонала; планирование карьеры работника; мотивация сотрудников; развитие корпоративной культуры организации. В организациях России функции управления персоналом разделены между отделами кадров и организации труда и заработной платы, подготовки кадров. Также ряд функций выполняли отделы к примеру главного технолога, плановый, юридический и др.

2. Система корпоративного управления

2.1 Корпоративное управление компании

Система корпоративного управления — это принципы и правила взаимоотношений между собственниками, менеджерами и другими заинтересованными сторонами хозяйствующих субъектов.

К основным элементам корпоративного управления относятся:

- открытость или раскрытие информации;

- состав и функции совета директоров и ревизионной комиссии;

- взаимодействие с внешними и внутренними аудиторами.


Принципы корпоративного управления могут быть изложены в правилах органов, регулирующих деятельность хозяйствующего субъекта, в стандартах саморегулируемых организаций, кодексе корпоративного управления. Последний документ наиболее распространен, так как его может разработать для себя каждая организация.

Понятие внутреннего контроля постоянно эволюционирует. Существует множество определений внутреннего контроля, однако четкое определение целей и задач контроля представляется более важным, чем само определение контроля.

С точки зрения формирования достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности под внутренним контролем понимается структура, политика, планы и процедуры по обеспечению сохранности активов компании и надежности бухгалтерских записей, дающие достаточную уверенность в том, что:

- хозяйственные операции авторизованы (санкционированы) менеджерами соответствующего уровня;

- хозяйственные операции своевременно и точно отражаются в отчетности в соответствии со стандартами учета;

- доступ к: активам предприятия дается только на основании соответствующей авторизации (разрешения);

- физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями.

Таким образом, внутренний контроль, с одной стороны, представляет собой процесс, направленный на достижение целей и задач организации, а с другой стороны — результат управления планированием, организацией и мониторингом деятельности предприятия в целом и отдельных процессов внутри него.

Говоря о внутреннем контроле, важно осознавать:

- внутренний контроль полезен только в том случае, если он направлен на достижение конкретных целей;

- прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо понять, на достижение каких целей он был направлен;

- слишком много контроля может быть так же плохо для предприятия, как и его отсутствие.

Цели контроля совпадают с его результатами, прежде всего это:

- надежность и полнота информации;

- соответствие политике, планам организации и действующему законодательству;

- обеспечение сохранности активов;

- экономичное и эффективное использование ресурсов;

- достижение поставленных перед организацией целей и задач.

В теории корпоративного управления выделяют социальные (общественно значимые) принципы, принципы системных теорий и специфические принципы корпоративного управления.

Ю.Б. Винслав предлагает свою классификацию социальных принципов корпоративного управления.


Основные из них следующие:

1. Принцип методологического и информационного сотрудничества ведущих национальных корпораций и власти в процессе разработки документов.

2. Принцип определенности, регламентации и стабильности состава функций и методов регулирования крупного бизнеса.

3. Принцип разумной открытости крупного бизнеса власти и обществу, объективности и полноты информирования широкой общественности о результатах, приоритетах и ценностях ведущих корпоративных объединений.

4. Принцип признания наличия зон «взаимного невмешательства», т.е. невмешательства крупного бизнеса в вопросы, относящиеся к прямой прерогативе власти и наоборот.

5. Принцип ответственности руководителей корпоративных структур перед обществом и государством за состояние контролируемых сфер экономики.

6. Принцип функционирования института независимости и квалифицированной государственно-общественной экспертизы по проблемам формирования инвестиционных программ ведущих корпораций.

Системная методология позволяет сформулировать основные принципы реализации четвертого постулата корпоративного управления.

Принципами системных теорий являются:

- принцип целостного подхода к организации и управлению корпоративного субъекта;

- принцип обеспечения синергетического эффекта;

- принцип эффективности связей с внешней средой.

В принципах управления обобщены познанные законы и закономерности, выведенные на основе практического опыта.

Специфические принципы корпоративного управления опираются в основном на опыт организации деятельности корпоративных субъектов бизнеса в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, а также на накопленный отечественный опыт:

1) Принцип координации действий между уровнями корпоративного управления. Данный принцип предполагает создание механизма эффективного взаимодействия между сферами бизнеса в портфеле, который функционирует через согласованные управленческие операции и процедуры.

2) Принцип организации эффективного управления корпоративным портфелем предусматривает создание механизма управления для реализации первого принципа.

3) Принцип конструктивного взаимодействия собственников капитала (акционеров) с менеджментом. Реализация данного принципа заключается в установлении оптимального баланса между контролем за работой менеджмента и невмешательством в их деятельность акционеров.

4) Принцип диверсификации. Данный принцип предполагает диверсификацию по цепочкам поставщик - потребитель и наоборот. Используемые при этом стратегии могут быть различны.


5) Принцип стабилизации стратегических соответствий предполагает обеспечение рационального управления определенным набором синергетических эффектов.

6) Принцип повышения уровня конкурентоспособности. Данный принцип ориентирует на направленное совершенствование циклов управления корпорацией.

В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:

- структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов;

- режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав;

- корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;

- корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;

- структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов управления самой компании и акционерам.

Рассмотренные теории и принципы корпоративного управления должны пройти проверку временем, так как единственным критерием их достоверности является практика. Можно предположить, что часть перечисленных принципов не выдержит испытания временем и практикой, часть трансформируется в другие категории управления (методы, функции, цели).

Кроме того, выделение каждого принципа необходимо с точки зрения теоретического изучения. В практической деятельности они действуют опосредованно как интегрированный результат, что проявляется в конечных показателях деятельности организации.

По типу взаимодействия с человеком организации делятся на две группы:

• корпоративные организации;

• индивидуалистические организации.

Корпоративная организация — это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом права — юридическим лицом).

Индивидуалистическая организация — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность.


Корпорация - акционерная компания, которая создается для управления крупным производством.

Корпорация - это организация или союз организаций, созданных для защиты интересов и привилегий ее участников и образующих самостоятельное юридическое лицо.

Корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качестве юридического лица независимо от ее владельцев. Эго необходимо при наличии огромного числа акционеров. Как правило, корпорация состоит из материнской и дочерних компаний, имеющих различный юридический статус и разную степень самостоятельности. Эта форма интеграции бизнеса наиболее распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Экономика развитых стран опирается на деятельность крупных корпорации, а мировой рынок — это рынок транснациональных корпораций.

Корпорация создается, во-первых, с целью привлечения капитала для осуществления крупных проектов, во-вторых, с целью более равно-мерного распределения риска, что увеличивает потенциал самосохранения.

Широко распространены такие корпоративные организации, как холдинг, консорциум, конгломерат, картель, синдикат, трест.

Холдинг (холдинговая компания) - корпорация или акционерная компания, представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.

Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций. По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые, смешанные, или оперативные. Чистые хол-динги ограничиваются выполнением контрольно-управленческих функ-ций; смешанные, кроме контрольно-управленческих, могут брать на себя предпринимательские, торговые, транспортные и другие функции, связанные с развитием холдинга.

Важнейшим преимуществом холдинга является возможность проведения единой производственной, технической, маркетинговой, финансовой политики, защиты групповых интересов. Холдинг может контролировать значительное число компаний разной отраслевой принадлежности, суммарный капитал которых во много раз превышает капитал материнской компании (нефтеперерабатывающий холдинг). Холдинговая форма организации является технически удобной, так как позволяет руководить группой предприятий, их производственной политикой, осуществлять контроль над ценами, защищая интересы всей группы, а не отдельного предприятия.

Холдинговые компании широко используются в отраслях естественных монополий, в отраслях с высокой концентрацией производства, в отраслях с общей технологической цепочкой, например нефтедобыча, нефтепереработка; в отраслях, связанных с обслуживанием населения: швейная, авторемонт, автозаправки и пр. Свои холдинги могут создавать финансово-промышленные группы с целью контроля за деятельностью входящих в нее структур или снижения опасности неконтролируемой скупки акций коммерческими структурами.