Файл: Особенности корпоративного управления в России (Сущность и функции корпоративного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Большинство крупных отечественных компаний в последние годы стали активно проникать на международные рынки товаров и услуг. Такая устойчивая динамика обусловлена тем, что сегодня получило широкое распространение корпоративное управление в России, проявляющееся в привлечении независимых директоров, ведении нефинансовой отчетности, повышении роли корпоративного духа в организации, а также непрерывном обучении персонала. Вместе с тем, многие, кто не связан с деятельностью крупных предприятий, считают, что менеджмент в организации – это бесперспективное звено всей системы. Чтобы доказать ошибочность данного суждения, необходимо рассмотреть, что же представляет собой корпоративное управление, какие цели и задачи стоят перед ним, проследить вектор эволюционного развития отечественного управления, а также выявить характерные особенности, присущие российской практике.

Корпоративное управление представляет собой деятельность, направленную на наиболее полное и сбалансированное удовлетворение интересов всех заинтересованных лиц бизнеса, включая общество и государство, посредством максимизации их совокупной полезности. Составляющими полезности являются не только материальные, но и нематериальные ценности, такие как имидж компании или индивида, состояние окружающей среды и т. д.

Необходимость формирования принципов корпоративного управления связано, прежде всего, с развитием постиндустриальной экономики, глобализацией и усилением конкуренции. В частности, современный рынок налагает жесткие требования в сфере корпоративного управления. В индустриальную эпоху полномочия собственников и совета директоров ограничивались назначением высшего менеджмента и контролем его деятельности. В настоящее время такое положение неудовлетворительно для корпорации. В условиях растущей неопределенности рыночной конъюнктуры, сокращения жизненных циклов продукции необходимо оперативно отслеживать процесс принятия управленческих высшего менеджмента, корректировать стратегию корпорации. Роль коллегиальности принятия решения значительно возрастает.

Принципы корпоративного управления в России должны не только соответствовать международным стандартам, но и национальным историко-культурным традициям. Основополагающий принцип российской культуры – принцип соборности (всеобщей гармонии). Из него во многом вытекает основополагающая цель бизнеса в российской теории корпоративного менеджмента – создание комплексной ценности (не только материальной, но и эмоциональной и духовной) для всех заинтересованных лиц бизнеса, включая государство и общество. Комплексная ценность отражается как финансовую ценность, соответствующая понятию «стоимость» в классической теории корпоративного управления.


Многие российские компании достигли той стадии развития, на которой недостаточное внимание к вопросам корпоративного управления может обернуться ослаблением их конкурентных позиций. Растущие потребности российского бизнеса в капитале и в качественном менеджменте вряд ли можно будет удовлетворить, не проведя решительных реформ в сфере корпоративного управления. Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления в большинстве случаев становится основой для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений, получения целого ряда других преимуществ. В этой статье мы на основе международного опыта приводим основные принципы создания эффективных систем корпоративного управления, их наиболее распространенные модели, формирующиеся под влиянием региональной и экономической специфики, а также возможности, которые наличие таких систем открывает перед корпорациями.

Представляется, что формирование цивилизованной модели корпоративного управления улучшит инвестиционный и предпринимательский климат в стране, будет способствовать интеграции России в мировое экономическое пространство.

Корпорации – это важнейший институт современной экономики. В развитых странах корпорация является неотъемлемым атрибутом системы власти.

Корпоративная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах, является неотъемлемым элементом их экономики. Следовательно, наличие эффективной системы корпоративного управления представляется вопросом чрезвычайной важности.

Для успешного функционирования корпораций необходимы несколько обязательных условий: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, различные формы собственности (защищаемые государством и уважаемые населением), профессиональные управляющие и т.д. И пока в масштабах государства не будут созданы минимальные условия для функционирования корпораций, говорить об эффективном корпоративном менеджменте сложно.

Глава 1. Сущность и функции корпоративного управления


Общая характеристика корпоративного управления

Корпоративное управление – это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями.

Выделяя корпоративное управление в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров, построенное на стратегии развития корпорации в целом, наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения .

Основная задача корпоративного управления — поддерживать баланс ответственности между этими группами интересов: совета директоров перед акционерами, менеджмента перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций перед миноритариями, наконец, корпорации перед обществом.»

Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, то есть акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы.

Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления. Для управления корпорацией используется цикл управления, содержащий семь этапов:

  1. анализ возможностей;
  2. планирование;
  3. организация;
  4. мотивация;
  5. диспетчирование;
  6. контроль;
  7. регулирование.

Для осуществления цикла управления, управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.

Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий – направления деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.

Принципы  корпоративного управления носят  рекомендательный характер, являются  своеобразным ориентиром для  создания правовой базы корпоративного  управления на государственном уровне, а также для оценки и выработки компаниями собственной практики.
   Корпоративное  управление в России регулируется  Гражданским кодексом РФ, Федеральными  законами «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О  защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «нормативными актами Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Российское корпоративное законодательство достаточно развито, но необходимо укреплять механизмы правоприменения, ужесточать требования по соблюдению прав акционеров, раскрытию информации и т.д.
  В настоящее  время вступил в силу Кодекс  корпоративного поведения, разработанный  ФСФР и одобренный Правительством  РФ. Кодекс носит рекомендательный  характер и представляет собой  свод рекомендаций по основным компонентам процесса корпоративного управления в компаниях.
  В кодексе  дано следующее определение корпоративного  поведения – это понятие, охватывающее  разнообразные действия, связанные  с управление хозяйственными  обществами.
  Кодекс устанавливает следующие принципы корпоративного управления:


Практика корпоративного поведения должна обеспечивать акционерам реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе.
Практика корпоративного поведения должна обеспечивать равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа(категории). Все акционеры должны иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав.
Практика корпоративного поведения должна обеспечивать осуществление Советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов общества, а также подотчетность членов совета директоров его акционерам.
Практика корпоративного поведения должна обеспечивать исполнительным органам общества возможность разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов совету директоров общества и его акционерам.
Практика корпоративного поведения должна обеспечивать своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности понятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами.
Практика корпоративного поведения должна учитывать предусмотренные законодательством права заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрять активное сотрудничество общества и заинтересованных лиц в целях увеличения активов общества, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест.
Практика корпоративного поведения должна обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

   Помимо  этого, Кодекс содержит детальные  рекомендации по следующим вопросам:

  1. созыв,
  2. подготовка
  3. проведение общего собрания акционеров;
  4. совет директоров общества в формирование функции,
  5. вознаграждение;
  6. исполнительные органы общества;
  7. формирование;
  8. компетенция;
  9. вознаграждение;
  10. крупные сделки;
  11. реорганизации;
  12. определение;

порядок проведения;
Раскрытие информации об обществе: цели, формы.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества: цели организации контроля, аудиторская проверка, ревизионная комиссия;
Дивиденды: определение размера, порядок выплаты; урегулирование корпоративных конфликтов.


 Целью  применения Кодекса является  защита интересов всех акционеров  независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать российские акционерные общества (АО), что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом. 

Структура управления корпорацией в различных странах определяется такими факторами, как законодательная база, регулирующая корпоративные отношения, сложившаяся характерная структура управления в конкретной стране и др. В каждой стране структура управления корпорацией имеет определенные элементы, которые отличают ее от структур других стан.

Исследователи выделяют три основные модели управления корпорацией: англо-американская модель, германская и японская. Причем первые две являются господствующими на развитых рынках капитала. При рассмотрении англо-американской необходимо выделить такие основные ее достоинства, как высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок и легкость перелива капитала между компаниями и отраслями, а также высокая информационная прозрачность компаний. В качестве недостатков можно отметить ориентацию преимущественно на достижение краткосрочных целей, жесткие требования к доходности инвестиционных проектов и др. К главным преимуществам германской модели можно отнести приверженность долгосрочной стратегии, высокую финансовую устойчивость компаний. Недостатками же выступают недостаточное внимание к правам мелких акционеров, невысокая степень информационной прозрачности. Оценивая перспективы формирования национальной модели корпоративного управления, необходимо опираться на анализ реальных социально-экономических процессов. В России складывается собственная, специфическая модель корпоративного управления, включающая характеристику уже существующих классических моделей.

Фактически в России в настоящее время формально присутствуют разрозненные компоненты всех традиционных моделей: относительно распыленная собственность (но неликвидный рынок и слабые институциональные инвесторы), явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (но при этом отсутствие адекватного финансирования и эффективного контроля мониторинга), элементы перекрестных владений и формирования сложных корпоративных структур разного типа (но при отсутствии тяготения к какому-либо типу). Можно отметить и следующие тенденции: