Файл: Особенности корпоративного управления в России (Сущность и функции корпоративного управления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и функции корпоративного управления
Общая характеристика корпоративного управления
2.2. Проблемы становления эффективного корпоративного управления России
2.3 Рекомендации для обеспечения корпоративной безопасности
2. Система корпоративного управления
2.1 Корпоративное управление компании
- с бурным развитием финансово-промышленных групп в России произошел поворот в сторону японской модели – более закрытой, основанной на банковском контроле и финансировании;
- замечено сходство с анго-американской моделью: в российской модели также в первую в первую очередь стимулируется деятельность, направленная на повышение стоимости компании, ее прибыльности в краткосрочной перспективе;
- можно отметить и нацеленность на поддержание высокой систем управления, на приспособление компаний к внешней среде, новотивность и риск.
Таким образом, в России сложилась ситуация, когда ни один из типов систем корпоративного управления не доминирует, а национальная модель корпоративного управления находится в стадии формирования.
В целом же в России среди ключевых особенностей развития национальной модели корпоративного управления необходимо выделить:
- перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях;
- специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации;
- слабую или нетипичную роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);
- значительную долю государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля;
- федеративное устройство и активную роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем субъекта, действующего в рамках конфликта интересов – как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий/хозяйствующий агент);
- неэффективный и/или выборочный (политизированный) государственный инфорсмент ( при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров).
Вместе с тем существует целый ряд проблем концептуального характера, усложняющих развитие национальной модели корпоративного управления:
Отсутствие единого подхода и единого направления развития системы корпоративного управления для стран с переходной экономикой. Так, Джозеф Стиглиц в 1999 году отмечал необходимость усиления внимания к роли инсайдеров, которые в контексте проблем связи между собственностью и управлением будут благоприятно воздействовать на сокращения цепочки агентских отношений. В том же 1999 году Европейский банк реконструкции и развития в качестве одного из принципиального важных направлений на следующее десятилетие указывает необходимость борьбы с «интересами окопавшихся инсайдеров».
В более широкой постановке вопрос об экономической природе прав собственности выходит за пределы «чистой» теории – в последнее время он все чаще связывается с достаточно острыми проблемами хозяйственной политики ( к примеру, проблемами, порожденными российской приватизацией).
Структура собственности корпораций в России находится в стадии формировании, продолжаются и процессы консолидации акционерного капитала, в связи с чем выводы о тяготении к той или иной классической модели структуры владения и корпоративного управления пока преждевременны.
Перечисленные характерные специфические черты формирующейся национальной модели корпоративного управления создают ощутимые трудности для принятия решений в области права и экономической политики. При этом необходимо помнить, что в долгосрочном плане следует учитывать общемировую тенденцию к унификации моделей корпоративного управления (взаимное заимствование различных компонентов и механизмов). Само по себе правовое оформление модели корпоративного управления вторично, и лишь основано на реальных экономических процессах, в том числе глобализационных. Фундаментальная задача с точки зрения государства – рассмотрение корпоративного управления в контексте защиты и гарантий прав собственности (прав интересов, прав акционеров) и обеспечение баланса интересов всех участников корпоративных отношений. Именно в данном контексте корпоративное управление должно рассматриваться как важнейшее институциональное условие экономического роста.
2.2. Проблемы становления эффективного корпоративного управления России
Проблема «корпоративного управления» стала особенно актуальной в России со второй половины 90-х годов. Внешними побудительными мотивами для этого стали общемировые процессы, в частности возросший интерес к корпоративному управлению в США и ряде других стран в 80-е годы (как реакция на волну враждебных захватов контрольных пакетов акций при одновременном усилении институциональных инвесторов), мировой финансовый кризис 1997 – 1998 годов и проблемы корпораций стран с развивающимися рынками.
Подписание в 1999 году Принципов корпоративного управления ОЭСР стало обобщением опыта государств – членов ОЭСР в этой области, а сами Принципы – потенциальным модельным сводом стандартов и руководств, в том числе для стран с переходной экономикой. Основным показателем корпоративного управления, к которому должна стремиться компания, является эффективность корпоративного управления. Характерными чертами эффективного корпоративного управления, по определению Всемирного банка, являются:
прозрачность;
раскрытие финансовой и другой информации о деятельности компании;
внутренние процессы контроля и надзора за деятельностью менеджмента;
защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров;
независимость директоров в определении стратегии компании, утверждении бизнес-планов, принятии других важных решений, в назначении менеджеров, контроле за их деятельностью, смещении менеджеров в случае необходимости.
Организация экономического сотрудничества и развития выделяет следующие черты эффективного корпоративного управления:
честность – уверенность инвесторов в защите своих средств;
прозрачность – своевременное раскрытие компанией достоверной и полной информации о своем финансовом положении;
подотчетность – менеджеры подотчетны собственникам компании;
ответственность – соблюдение компанией законов и этнических норм.
Результат эффективного корпоративного управления проявляется как на локальном, так и на глобальном уровне:
- на уровне компании эффективное корпоративное управление обеспечивает получение компанией максимальной прибыли при соблюдении интересов акционеров и всех заинтересованных лиц;
- на уровне государства эффективное корпоративное управление способствует развитию частного сектора, фондового рынка в целом экономики;
- на мировом уровне эффективное корпоративное управление позволяет снизить рички наступления финансового кризиса при формировании структуры международного финансового рынка.
Анализируя ситуацию, связанную с развитием корпоративного управления в России, можно выделить следующие современные тенденции:
- слияние «контролирующих акционеров» и «менеджеров»;
- низкая вероятность расширения в ближайшие годы внешнего акционерного финансирования как принципиальной экономической предпосылки эффективного корпоративного управления;
- концепция акционерного капитала и консолидация контроля;
- усиление борьбы акционеров за свои права и осознание своей роли.
При этом можно выделить следующие основные проблемы в системе корпоративного управления российских компаний:
- информационная закрытость, особенно в части раскрытия информации о структуре собственности и реальных владельцах компании;
- заказное право применение в решении корпоративных конфликтов, с применением так называемого административного ресурса;
- финансовая отчетность, не соответствующая международным стандартам;
- низкая эффективность мониторинга за деятельностью высшего менеджмента;
- низкие эффективность и профессионализм в работе Совета директоров, незначительное число в его составе Независимых директоров.
Проблемы корпоративного управления решаются как на государственном уровне (так, например, ФСФР ввела строгие требования к раскрытию информации, издан российский Кодекс корпоративного поведения), так и на уровне отдельных компаний (принятие ими собственных кодексов поведения). Правила и стандарты корпоративного управления являются важными компонентами механизма рыночной экономики.
Принятие российскими компаниями кодексов корпоративного поведения или управления необходимо рассматривать в качестве позитивного фактора, как для самих компаний, так и для инвесторов в связи преимущественным акцентированием кодексами деятельности компаний по раскрытию информации, повышению эффективности советов директоров и улучшению защиты прав акционеров. При этом необходимо иметь ввиду, что у компаний, планирующих работать в качестве «публичных», и у компаний, намеренных существовать в качестве «закрытых» обществ, направления совершенствования корпоративного управления внутри организации существенно разнятся.
Строгие стандарты корпоративного управления будут иметь существенное значение для привлечения и удержания инвесторов в условиях интернационализации рынков капитала.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день корпоративное управление претерпевает существенные изменения во всем мире, прежде всего это относится к корпоративному законодательству. Корпоративное законодательство вынуждено реагировать на новые экономические реалии, крупные корпоративные скандалы, а также процессы глобализации и интеграции как на межгосударственном уровне, так и в рамках бизнес–процессов. На сегодняшний момент в РФ подготовлена Концепция развития корпоративного законодательства, определяющая основные приоритеты и основанная на комплексном подходе.
Один из основных разделов данной Концепции посвящен регулированию корпоративных конфликтов и противодействию недружественным корпоративным захватам. Согласно оценке независимых экспертов, с июля 2004-го по октябрь 2005 года в России возникло не менее 60 публичных корпоративных конфликтов с общей стоимостью вовлеченных в них активов более 4 млрд. долларов.
Значительное внимание в Концепции также уделяется реорганизации юридических лиц. В рамках совершенствования законодательства о реорганизации необходимо принятие единого федерального закона, посвященного вопросам реорганизации юридических лиц. Кроме того, одним из важнейших направлений является совершенствование правового регулирования аффилированных лиц. Существенной проблемой российского корпоративного управления законодательства является совершенствование организационно-правовых форм юридических лиц.
Корпоративное законодательство затрагивает всех без исключения участников хозяйственной деятельности, его развитие требует системного подхода и непосредственно отражается на качестве корпоративного управления в той или иной стране.
2.3 Рекомендации для обеспечения корпоративной безопасности
В странах с переходной экономикой на этапе формирования крупного и среднего частного капитала одним из видов самого доходного бизнеса становится рейдерство. Как только часть государственной собственности в процессе приватизации переходит в частные руки, появляются лица, желающие эту собственность переделить. Едва ли Беларусь будет исключением.
В Российской Федерации опыт разработки и внедрения превентивных мер накоплен многими фирмами, специализирующимися на услугах по организации корпоративного управления и обеспечению корпоративной безопасности. В Республике Беларусь эти вопросы приобретают особо важное значение в настоящий момент, в преддверии очередного этапа широкомасштабной приватизации.
На мой взгляд, сложнее всего и организационно, и юридически (и, замечу, гораздо затратнее по финансам) пытаться отбиться от рейдера, когда атака уже началась. Поскольку любой рентабельный бизнес может быть объектом рейдерской атаки, для обеспечения корпоративной безопасности нужно проводить определённые профилактические мероприятия - превентивные меры.
В качестве подобных мер, экономисты рекомендуют комплекс мероприятий, который включает в себя три этапа:
1. Проведение корпоративного аудита с целью выявления «узких мест» в конструкции АО или ООО. Рейдер, как правило, выискивает у своей жертвы слабые места, и именно в эти места направляется его атака.
2. После того, как проведен корпоративный аудит, обсуждены с главными акционерами его результаты, намечены пути устранения имеющихся недостатков, целесообразно разработать и принять так называемый «защитный» вариант устава общества, который минимизирует возможности внешнего агрессивного захвата.
3. Третий этап – «цементирование» консолидированного контрольного пакета акций (если таковой в акционерном обществе имеется). Необходимо сделать так, чтобы контрольный пакет акций, принадлежащий нескольким лицам (контролирующей группе акционеров) рейдеру сложно было разорвать и захватить по частям.