Файл: Законы и подзаконные акты (Классификация и виды нормативных правовых актов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Закон и подзаконный акт как источник права в Российской Федерации
1.1 Понятие нормативного правового акта
1.2 Классификация и виды нормативных правовых актов
1.5 Порядок вступления законов силу [16]
Нормативные правовые акты в системе права
2.1 Действие законов и подзаконных правовых актов
2.2 Систематизация нормативных правовых актов
2.3 Иные источники права [8 глава 14 §14.2]
2.4 Российская правовая система в системе международных отношений
Введение
Актуальность выбранной темы. Жизнь современного общества достаточно сложно представить без какой-либо нормативной базы. Куда бы мы ни посмотрели, каких бы сфер общества мы не коснулись - везде мы встречаемся с какимими-либо нормами и правилами.
Еще древние римляне понимали суть и важность этих вещей. Благодаря мыслителям древнего Рима была заложена и развита система законов. Понимание закона, как единой системы регулирования, сохранилось и по сей день.
Объект исследования - нормативно - правовые акты.
Предмет исследования – законы и подзаконные нормативно - правовые акты. Виды законов и подзаконных актов.
Цель работы: Раскрыть понятия и охарактеризовать законы и подзаконные акты.
Задачами являются:
1. Дать понятие законов и подзаконных актов;
2. Охарактеризовать признаки законно и подзаконных актов;
3. Рассмотреть виды законов и подзаконных актов;
4. Раскрыть значение законов и подзаконных актов.
В первой главе даны разъяснения и приведены теоретические данные о нормативных правовых актах. Законы и подзаконные акты описаны в отдельных параграфах. Также в параграфе 1.5 изложен порядок вступления законов в силу.
Во второй главе дал объяснения существования нормативных правовых актов в системе права. Параграф «Действие законов и подзаконных актов» даёт понимание о тонкостях применения нормативных актов. Систематизация поможет разобраться в работе, непосредственно, с поиском нормативных актов. Помимо традиционных источников права, есть нормы не принятые законодательно, но, тем не менее, регулирующие гражданские отношения. В последнем параграфе второй главы рассказал особенности существования российской правовой системы в международных отношениях.
Методологическую основу исследования составили изучение учебной литературы по теории государства и права, поиск информации в юридических публикациях и в интернет- источниках.
Теоретической основой исследования послужила учебная литература таких авторов как Хропанюка В.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Морозовой Л.А, Шевчука Д.А. и статья под авторством Искевич И.С. и Попова А.Н., а также интернет-ресурсы.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа отражает подход не только к изучению теоретического материала, но и даёт понятия о глобальном существовании нормативных правовых актов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1 Закон и подзаконный акт как источник права в Российской Федерации
1.1 Понятие нормативного правового акта
В Российской Федерации единственным источником права является нормативный правовой акт. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе.
Нормативный правовой акт (НПА)– письменный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и её субъектах НПА в издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжения глав региональных администраций (губернаторов) и др. Согласно Правилам подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти НПА издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается [11]
Охарактеризовать нормативный правовой акт можно следующими параметрами:
- Имеет государственный характер, т.к. исходит от государства. НПА появляется результатом нормотворческой деятельности законодателя. Государство обеспечивает реализацию НПА через подвластные структуры. Государство принудительно влияет на субъекты правоотношений для соблюдения законов и подзаконных актов. Односторонний акт выражения воли государства;
- Принимается с соблюдением Регламента Государственной Думы Федерального собрания о порядке внесения законопроектов и их рассмотрения в Государственной Думе (Приложение 1);
- Имеет чёткие временные рамки. Вступает в силу с момента опубликования, если иного не предусмотрено самим НПА, а утрачивает юридическую силу с принятием нового акта. Также имеет субъектные пределы действия НПА, т.е. они адресованы конкретным субъектам и территориальные пределы действия.
- В нормативно-правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права.
1.2 Классификация и виды нормативных правовых актов
НПА классифицируют по следующим основаниям:
- По юридической силе;
- По объему и характеру действия;
- По содержанию;
- По издающим субъектам.
Юридическая сила нормативно-правовых актов определяет место и его значимость в системе государственного нормативного регулирования.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
- на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
- на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий).
По субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), акты исполнительной власти (подзаконные акты), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). [6 с.239]
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы [7 с.140]:
- Законы:
- Конституция
- Федеральные конституционные закон
- Федеральный закон
- Закон субъекта Федерации
- Подзаконные акты:
- Указы президента
- Постановления правительства
- Инструкции, приказы министерств и ведомств
- Акты органов государственной власти субъекта
- Акты органов управления субъекта РФ
- Акты муниципальных органов
- Локальные нормативные акты.
Таким образом, в зависимости от юридической силы, все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает своё место и играет свою роль.
1.3 Закон
Закон - обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные, типичные общественные отношения. В большинстве современных государств закон признается ведущим, наиболее авторитетным источником права
Термин «закон» происходит от древнерусского «кон», то есть граница, предел чего-либо. Следует разделять понятия «закон в материальном смысле» и «закон в формальном смысле. В первом случае речь идёт о любой норме права, исходящей от государства. Например, когда речь идет о законе как об источнике права, отличающемся от обычая и судебной практики, охватывающего совокупность правовых норм, изданного различного уровня органом государственной власти (указы президента, постановления правительства и т.д.). Во втором случае речь идёт о законе, как о юридическом документе- акте, принятом высшим законодательным органом и имеющего высшую юридическую силу. [13]
В зависимости от юридической силы и значимости законы разделают на[12]:
- Основные (конституции);
- Конституционные;
- Органические;
- Простые.
Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти. Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.
Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства. Особый статус Конституции находит своё выражение в особой процедуре её принятия, изменения и дополнения. Законы о внесении поправок в Конституцию РФ являются самостоятельным видом законов. Конституционный Суд РФ в решении от 31 октября 1995 года о толковании статьи 136 Конституции РФ указал на особую юридическую силу и процедуру принятия такого закона. После вступления в силу и подписания его Президентом РФ, такой закон становится неотъемлемой частью Конституции, создавая ее новую редакцию. [6][17]
Конституционные законы (КЗ) – источник конституционного права. В большинстве стран, конституционным называют закон, вносящий изменение в конституцию. Их процедура совпадает с процедурой изменения конституции. В Российской Федерации и Казахстане конституционные вопросы издаются по вопросам, специально предусмотренным конституцией, и принимаются в порядке, отличающемся от процедуры изменения конституции. КЗ можно считать своего рода продолжением конституции. Нормы этих законов конкретизируют статьи конституции.
Существует большая разница между принятием законов федеральных и конституционных. Во-первых, особым предметом регулирования указанных законов (они принимаются лишь по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ), во-вторых, более сложной процедурой принятия. Президент РФ не обладает правом вето на такого рода законы.
Органические законы - законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (т.е. на основе ее бланкетных норм) и в порядке, отличающемся от порядка принятия, как конституции, так и обычных законов. В Российской Федерации данный вид законов не используется. Их функцию выполняют конституционные законы. Органические законы характерны для Франции, Италии и направлены на развитие конституционных норм.
Обычные законы - регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Обычные законы отличаются более простой процедурой принятия относительно конституционных законов. Они должны соответствовать конституции и конституционным законам. Все обычные законы можно подразделить на :
- Кодификационные законы (собственно кодексы, основы законодательства, уставы) призваны объединить и систематизировать достаточно большой массив правовых норм и регулируют обширную сферу общественных отношений.
- Текущие законы регулируют сравнительно узкую группу общественных отношений.[12]
Так же стоит отметить, что в Российской Федерации законы принимаются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Это связано с тем, что Россия по форме территориальной организации является федеративным государством (федерацией).
Федеральные законы- те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации.
Законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.
По времени действия законы делятся на временные, действующие в течение указанного самим законом срока, и постоянные, принимаемые на неопределенный срок и действующие до его отмены, а также чрезвычайные, начинающие действовать при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера. [12]
Таким образом, закон - достаточно сложный механизм функционирования, который имеет разветвленную многовекторную структуру, достаточно сложный процесс принятия и собственную иерархию.
1.4 Подзаконный акт
Подзаконные акты, наряду с законами, обладают достаточной юридической силой. Различие между законами и подзаконными актами заключается в том, что юридическая сила подзаконных актов не обладает всеобщностью и верховенством. Помимо иерархической зависимости от законов подзаконные нормативно-правовые акты имеют и содержательную зависимость от него. Закон регулирует наиболее важные, устойчивые общественные отношения, можно сказать, он осуществляет первичное регулирование. Подзаконный правовой акт конкретизирует, дополняет первичное регулирование и охватывает более широкую сферу отношений. Его правовая суть основывается полностью на принятых законах и не может им противоречить, он должен обеспечивать конкретизированное регулирование общественных отношений.[7 c.142]
Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем, здесь нужно строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих индивидуальные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов.