Файл: Законы и подзаконные акты (Классификация и виды нормативных правовых актов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Консолидация. Такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия. В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства. Консолидация важна тем, что с течением времени в любой развитой правовой системе происходит принятие актов, которые дублируют положения друг друга. Чтобы не было подобных коллизий, используют метод консолидации правовых актов.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям.

Кодификационные акты делятся на три вида:

  • основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
  • кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
  • устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Кодификация всегда носит официальный характер.

Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему существенно облегчается реализация норм права.

2.3 Иные источники права [8 глава 14 §14.2]


1)Судебный или административный прецедент – судебное решение, принятое по конкретному юридическому делу, применяемое в качествеобразца для разрешения всех других анало­гичных дел. Применяется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Индия, Канада, Австралия, Новая Зеландия …). Конкретное судебное решение как индивидуальный акт приобретает нормативный характер именно в силу того, что начинает использоваться как образец для других аналогичных случаев.

Достоинства:

  • быстро реагирует на изменение общественных отношений. При возникновении новых жизненных ситуаций, споров вопрос передаётся на судебное рассмотрение. То есть при возникновении ситуации впервые в рамках общества, она получает регулирования уже притом, что такие отношения ещё могут быть социально не так распространены, как это требуется для разработки и принятия НПА.
  • позволяет учесть нюансы общественных отношений. Прецеденты могут отражать такие особенности отношений, которые трудно закрепить в НПА, так как отношения изменяются достаточно быстро и стопроцентно предугадать их развитие объективно невозможно.
  • имеет силу закона. В странах англосаксонской правовой семьи формируется прецедентное право, особое значение имеют процессуальные нормы.
  • достаточно быстрый порядок создания (путём рассмотрения дела в суде)

Недостатки:

  • определённая громоздкость. Так как прецедентов, то есть решений по отдельным вопросам жизнедеятельности достаточно много, то возникают определённые трудности, связанные с необходимостью знать прецеденты в определённой сфере.
  • устанавливается определённым кругом субъектов – судами, но не всеми, а только высшими.
  • плохо сочетается с требованием единообразного применения норм права. Он во многом субъективен, зависит от волеусмотрения судьи, его представлений о справедливости.
  • сложно изменить, так как уже принятое решение (прецедент) уже вступило в силу и исполнено в конкретном случае, а при изменении социально-экономической обстановки, когда данные общественные отношения уже оцениваются в обществе по-другому, необходимо изменить, «пересоздать» прецедент.

В разных странах судебный прецедент применяется по-разному. В российской правовой системе судебный прецедент официальным источником права не признан, хотя на вопрос о признании его таковым существуют определённые взгляды.

2) Правовой обычай – фактически сложившееся в течение длительного времени правило, регу­лирующее поведение людей, санкционированное государством. Это наиболее древний источник права. В письменной форме нигде официально содержание обычая не зафиксировано. Имеет подзаконный характер. Государственное санкционирование обычая производится путём указания в нормативном правовом акте (отсылка к обычаю) на возможность, допустимость использования обычая либо правовой обычай используется в качестве нормативной основы судебного решения. В РФ ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Гражданский кодекс говорит об обычаях делового оборота.


Не любой обычай является правовым. Например, наряжать ёлку на Новый год, отмечать заключение брака в ресторане и др. правовыми обычаями не являются. Правовые обычаи являются общеобязательными, влекут за собой юридические последствия, в случае их нарушения можно обратиться в суд.

Достоинства:

  • самая демократичная форма права, поскольку вырабатывается людьми в процессе их жизнедеятельности
  • позволяет учесть нюансы отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, а так же на местном уровне (которые невозможно урегулировать НПА)
  • отражает реальные потребности людей, в наибольшей степени отвечает их интересам

Недостатки:

  • уходит много времени на то, чтобы он укоренился или отмер.
  • наименее формализован, появляется возможность двоякого толкования.
  • участники отношений не имеют возможности узнать содержание обычая из официальных документов.
  • имеет локальный характер применения.

3) Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, определяющее пра­ва, обязанности, ответственность участников общественных отношений, распространяющееся на неопределённый круг лиц. Это основной источник международного права. Он имеет место в конституционном праве (Федеративный договор, договоры и соглашения между РФ и субъектами), трудовом праве (коллективный договор). Отличается от договора как индивидуального юридического акта (договора купли-продажи и т.п.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Поэтому необходимо анализировать, какие именно вопросы и в отношении кого регулирует договор. Если договор распространяется только на индивидуально определённых субъектов, имеет «одноразовый» характер, то такой договор нормативным не является.

Достоинства:

  • имеет собственный порядок принятия, введения в действие; как правило, более быстрый, чем принятие закона
  • быстро реагирует на изменяющиеся общественные отношения.
  • позволяет учесть нюансы общественных отношений.

Недостатки:

  • подзаконный характер, то есть не может противоречить НПА (кроме международных договоров).
  • локальный характер действия (по территории или сфере действия, исключая международные договоры)
  • ограниченная сфера применения.


2.4 Российская правовая система в системе международных отношений

Российская Федерация является неотделимой частью международного права. Но в тоже время международное право не принято считать частью системы права законодательства России, потому, что оно не отражает национальных интересов нашего государства.

Конституцией 1993 года была определена четкая связь международного права с национальной правовой системой. И согласно ее положениям общепризнанные нормы и принципы международного права и международный договоры Российской Федерации стали составной частью ее правовой системы. Поэтому эти принципы были включены не в систему российского права, а в правовую систему, являющуюся более широкой правовой категорией и включающую не только систему права и правовые нормы, но и целый ряд других компонентов. Все эти компоненты: правовая норма, правовое отношение, правовая идея являются фундаментом правовой системы нашей страны.

Конституция Российской Федерации поспособствовала сближению конституционного и международного права, поэтому важно иметь ввиду, что принципы и нормы международного права представляют собой коллективное выражение воли многих государств и основываются на безусловном их выполнении.

Данное конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру правовой системы Российской Федерации, создавая дуализм ее активных центров. Таким центром для внутригосударственной правовой системы служит Конституция РФ, а другим центром – международные договоры и соглашения. В Конституции РФ также говорится, что если международный договор устанавливает иные правила, отличающиеся от предусмотренных в законе, то должны применяться нормы международного договора. Приоритет, отдаваемый международным нормам, можно объяснить наличием следующих обстоятельств: международное право является общечеловеческой ценностью, аккумулирующей достижения человечества и совокупный опыт многих стран; содержание демократического права говорит о его общедемократическом характере, потому что в основе основного способа создания международных принципов и норм лежит согласование воли государств, имеющих различный общественный строй и правовые системы; международное право способствует сближению различных правовых систем и, расширяет рамки правового пространства для общения различных народов; личность признается субъектом международного права, что дает индивиду возможность обращения в судебные органы за защитой своих общечеловеческих прав и свобод, если внутригосударственные средства их защиты исчерпаны:


  1. международное право является общечеловеческой ценностью, аккумулирующей достижения человечества и совокупный опыт многих стран;
  2. содержание демократического права говорит о его общедемократическом характере, потому что в основе основного способа создания международных принципов и норм лежит согласование воли государств, имеющих различный общественный строй и правовые системы;
  3. международное право способствует сближению различных правовых систем и, расширяет рамки правового пространства для общения различных народов;
  4. личность признается субъектом международного права, что дает индивиду возможность обращения в судебные органы за защитой своих общечеловеческих прав и свобод, если внутригосударственные средства их защиты исчерпаны.

Заключение

Российская правовая система- это сложный механизм. Будущим и действующим юристам необходимо понимать и знать всю иерархию нормативных правовых актов.

В России гарантом прав и свобод человека и гражданина является Конституция. Действующая Конституция была одобрена всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года. Не один нормативный правовой акт в Российской Федерации не может быть принят с противоречиями Конституции.

При работе с законами и подзаконными актами необходимо понимать их взаимосвязь и зависимость одного от другого. Проблематика аспектов взаимосвязи не может касаться только закона или нормативно-правового акта. Эта проблема общая и рассматривать её нужно в совокупности.

В курсовой работе отразил всю сложность принятия закона. Законотворческий процесс сложный и долговременный. В основе любого закона должны лежать принципы равенства, справедливости и своевременности.

Так же отмечена важность подзаконных актов. Они регулируют широкий спектр общественных отношений. Актуальность и важность этих документов вызвана необходимостью быстрого реагирования на изменения в общественной жизни. В силу сложной процедуры принятия закона, отрасль правовых отношений не охваченная им, может регулировать подзаконный акт.

Рассмотрен вопрос действия законов и подзаконных актов, а также их систематизация. Действие этих документов обусловлено их направленностью (по времени, по кругу лиц и по территориальной принадлежности). Систематизация объясняет разделение или объединение нормативных документов по определенным параметрам.