Файл: Законы и подзаконные акты (Классификация и виды нормативных правовых актов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее важными подзаконными нормативными юри­дическими актами в Российской Федерации (если располо­жить их по убывающей "величине" юридической силы) яв­ляются:

1.Указы (и распоряжения) Президента Российской Федера­цииизданные в пределах его компетенции.

Указы Президента РФ среди подзаконных нормативных актов обладают наивысшей юридической силой. В соответствии со статьёй 90 Конституции РФ указы Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следует обратить внимание на некоторое своеобразие указов среди всей массы подзаконных актов. Конституция РФ не обязывает издавать указы во исполнение действующих законов. Это позволяет главе государства регулировать практический любой вопрос, нуждающийся в оперативном правовом регулировании. [7 c.142]

2.Акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Учитывая, что Правительство РФ является органом общей компетенции, его акты направлены на регулирования самых разнообразных вопросов в сфере управления экономикой, финансами, социальной и культурной сферой, обороной и т.д. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются ак­тами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного стро­ительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права. Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отменены Президентом Россий­ской Федерации. [7 c.144]

Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы, правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распростра­няются на всю территорию Российской Федерации и в соот­ветствии с законом могут распространяться на всех лиц.

3.Акты центральных органов исполнительной власти. Централь­ными органами исполнительной власти согласно Закону Россий­ской Федерации о Правительстве Российской Федерации являют­ся министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право изда­вать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие пол­номочия особенно значительны у Министерства финансов, Ми­нистерства транспорта. Центрального банка, Санэпидемнадзора и т.д. К нормативным по своему содержанию относятся, например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", утвержденные Минжилкомхозом "Пра­вила пользования системами коммунального водоснабжения".[7 c.144]


Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

4.Акты государственных региональных и местных муници­пальных органов (представительных органов и ад­министрации);

Нормативные акты региональных и местных муници­пальных органов являются ограниченно-общими, т.е. таки­ми, которые в соответствии с компетенцией данных орга­нов обязательны для всех лиц, но в пространственно-огра­ниченных рамках, в пределах данной территории - регио­на, области, города, района.

В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты.

Нормативные акты региональных и местных муници­пальных органов являются ограниченно-общими, т.е. таки­ми, которые в соответствии с компетенцией данных орга­нов обязательны для всех лиц, но в пространственно-огра­ниченных рамках, в пределах данной территории - регио­на, области, города, района. [7 c.144]

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.). [7 c.144]

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. [7 c.144]

7.Локальные нормативные акты (внутриорганизационные) принимаются в рамках учреждений, организаций направлены на регулирование вопросов внутреннего значения (организация труда, оплата труда, вопросы премирования, служебной дисциплины и т.д.) и распространяют свое действие на работников соответствующих организаций. [7 c.144]

Как видно из данного параграфа: система подзаконных актов обширна и задевает те сферы общественной жизни, которые не достаточно точно регулирует закон. Подзаконные акты имеют свою иерархию, которая основывается на подчинении одних органов власти другим.

1.5 Порядок вступления законов силу [16]

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ и публикуются в средствах массовой информации. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.


Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

  1. Законодательная инициатива. Это право должностных лиц и определенных органов вносить в Государственную Думу вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы;
  2. Подготовка законопроектов. После внесения законодательной инициативы начинается подготовка законопроекта. При работе изучается общественная потребность в этом законопроекте, мнения экспертов, различная статистика и т.д. Подготовкой проекта занимаются различные органы, чаще всего готовит проект тот орган, который курирует данную отрасль. Также могут создаваться различные комиссии;
  3. Обсуждение законопроекта. Обсуждение проходит на заседании законодательного органа. Инициатор законопроекта выступает с докладом по своей инициативе. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;
  4. Принятие закона. Осуществляется путём открытого голосования Государственной Думе. Голосование может проходить в целом по законопроекту или отдельно по статьям. В первом случае достаточно большинства голосов для принятия закона, а во втором случае нужно 2/3 голосов. После принятия закона, он направляется в Совет Федерации для принятия. После принятия Советом Федерации, закон отправляется на подписание к Президенту. Срок подписания- 2 недели.
  5. Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты. [3]

Рисунок 1 Процедура принятия федерального закона

Глава 2


Нормативные правовые акты в системе права

2.1 Действие законов и подзаконных правовых актов

Действие закона - обязанность исполнения закона в течение определённого промежутка времени, на определённой территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций или иных субъектов права.

В Российской Федерации действуют на федеральном уровне: Конституция РФ (предусматривается также принятие законов РФ о поправках к Конституции РФ), федеральные конституционные законы, федеральные законы (а также приравненные к ним законы и основы законодательства РФ, законы РСФСР, принятые до вступления в силу Конституции РФ, и некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР), на уровне субъектов РФ - конституции (уставы) и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы - федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ - федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения. Согласно статье 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Действие закона в Российской Федерации делятся на:

  1. Действия законов во времени. Согласно Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания" конституционные и федеральные законы вступают в силу с момента их опубликования, если иное не предусмотрено самим законом. По общему правилу закон обратной силы не имеет (статья 54 Конституции РФ). Обратная сила закона возможна лишь в порядке исключения, в случаях, установленных законом (в соответствии со статьёй 54 Конституции РФ закон, устраняющий или смягчающий ответственность за правонарушение имеет обратную силу). Закон теряет свою силу, если он был принят на определённое время или был принят новый закон, отменяющий текущий; [17 c.22]
  2. Действия законов в пространстве. В РФ законы распространяются на все территории, находящиеся в юрисдикции государства: на внутренние и территориальные воды, на континентальном шлейфе, в исключительной экономической зоне и в воздушном пространстве. Также действие распространяется на дипломатические учреждения, военные объекты, находящиеся за рубежом, на суда водного и воздушного транспорта, принадлежащим компаниям, зарегистрированным на территории Российской Федерации. Действия законов в пространстве могут быть ограничены, если это установлено самим законом или следует из его содержания, при этом сами законы действуют на всей территории РФ (например, Федеральные законы "О континентальном шельфе", "Об особой экономической зоне в Магаданской области") В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Консти­туция Российской Федерации в связи с этим устанавли­вает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора; [17 c.22]
  3. Действия закона по кругу лиц. По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц, находящихся на его территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Но существует большое множество исключений. Так воинская обязанность и избирательное право распространяется только на граждан России (гражданские права, свободы и обязанности), даже на тех, которые находятся за пределами государства. Существуют законы, которые распространяются на определённые сферы общественной жизни и не затрагивающее всё население страны, например, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Закон РФ "О статусе судей в РФ" адресованы военнослужащим и судьям соответственно. Закон не распространяется на граждан, обладающих неприкосновенностью. К ним относятся дипломатические работники, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами. Правовые иммунитеты (лат. immunitus - освобождение от чего-либо) - исключительное право определенной категории лиц не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, то есть это особые льготы и привилегии, освобождающие определенных законом лиц от определенных обязанностей и ответственности в целях выполнения ими своего особого статуса. Правовые иммунитеты - это нахождение лица (полное или частичное) вне юрисдикции государства. В соответствии с принципами и нормами международного права законы, иные нормативные правовые акты РФ могут не применяться к дипломатическим представителям и некоторым другим сотрудникам представительств иностранных государств и международных организаций, а также и к определенным категориям иностранных и российских граждан. [17 c.22]

Действия подзаконных актов по своей сути ничем не отличаются от законов. Поэтому рассматривать их действия мы не будем.

2.2 Систематизация нормативных правовых актов

[9 глава 20 §8]

Так как законы и подзаконные акты принимаются различными государственными органами и на различном уровне для сохранения законодательства как системы (обладание и функционирование элементов, внутренне согласованная, непротиворечущая), чтобы она нормально функционировала и развивалась, прибегают к методу систематизации.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Существует три вида систематизации: инкорпорация, консолидация, кодификация и вспомогательная- учёт.

Учёт. Необходимое условие приведение актов в систему. Он ведется на различных носителях (журнальная картотека, магнитные диски и т.д.)

Инкорпорация. Внешняя обработка и объединение в сборники действующих актов, без его внутреннего изменения. Юридический статус инкорпоративных актов не изменяется. Выделяют официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация- это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).