Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
Законность и правопорядок в условиях определенного исторического периода определенного общества, государственного режима и т.п. наполняются своим смыслом и содержанием. Содержание и смысл законности в условиях восточных деспотий, рабовладельческой демократии, феодального абсолютизма или тоталитарных режимов современности имеет существенные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением любых норм права, а правопорядок — ее результатом.
Что касается более строгого, научного определения правопорядка, то он охватывает комплекс общественных отношений, которые регулируются и охраняются правом. Речь идет о правовых отношениях, которые возникают, изменяются и прекращаются при постоянном участии норм права и в соотношении с ними. Такие отношения одновременно являются объектом регулирования и правовой охраны. Правовая охрана распространяется не только на правопорядок в собственном смысле, но и на более широкий по своим масштабам порядок общественных отношений, т.е. на общественный порядок.
Общественный порядок выступает как наиболее общая система общественных отношений, состоящих из структурных подразделений, элементов и подсистем. Он охватывает все общественные отношения, которые регулируются не только нормами права, но и моралью, нормами этики, социальными правилами и т.д.
В условиях действия демократических институтов в обществе правовые нормы являются основным регулятором общественных отношений. Главное — они регулируют отношения, возникающие в процессе производства и распределения, охраняя различные формы собственности и т.д. Этим объясняется центральное положение юридических норм в системе социальных норм, их ведущая роль в укреплении общественного порядка, его цементирующим звеном.
Теоретики государства и права обсуждают, дискутируют как само понятие «общественный порядок», так и соотношение его с правопорядком и законностью. Причем, если при определении понятия общественного порядка в широком смысле ученые пришли к какому-то единому мнению, то в отношении понятия общественного порядка в узком смысле единства нет. Поиск общепризнанного, приемлемого понятия общественного порядка в более узком понимании важен по той причине, что это дает возможность четко установить сферу деятельности, например, правоохранительных органов.
Общественный порядок в широком смысле выступает как понятие родовое, а правопорядок — как видовое. Они соотносятся так же, как и система действующих в обществе социальных норм с одним из их видов — правовыми нормами. Наряду с правопорядком можно выделить разные виды общественного порядка, например, порялок, возникающий под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций. Взаимодействуя, они образуют единую систему социально регулируемых отношений — общественный порядок в широком его понимании. Сам правопорядок можно определить как вид общественного порядка, который формируется под воздействием норм права. Его охрана охватывает не все области общественного порядка, а лишь ту его часть, которая связана с действием правового регулирования.
Правопорядок имеет целью правовое регулирование. Именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, совершенствуется законодательство, принимаются меры по укреплению законности. Нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности. Укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств[10]1.
Большое значение для теории и практики укрепления законности имеет проблема разграничения принципов и требований законности. Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования — то. чего «требует» законность, т.е. сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным. При таком подходе можно выделить следующие принципы законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.
Верховенство закона обычно понимается как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен представляться гораздо более широко — как подчиненность закону всех нормативных актов, актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим все сферы жизни общества.
Единство законности — единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений. Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и право-реализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Реальность законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. Требования законности — то, что требует законность, они отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Так, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства.
Наряду с принципами и требованиями законности можно выделить две группы черт законности, которые нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешнюю связь законности (связь с демократией, справедливостью, культурой, духовностью и т.п.), во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в укреплении законности и т.п.).
Каждый принцип может быть представлен как совокупность ее требований. Так, принцип верховенства закона выражает следующие требования: все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам. Акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам. Акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.
Каждое из этих требований, в свою очередь, может быть представлено как совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста: законы должны соответствовать конституции; законы республик должны соответствовать законам федерации в части, отнесенной к компетенции федерации, и т.д. Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям[11]1.
Для обеспечения законности и правопорядка имеют большое значение и гарантии, т.е. система экономических, политических, идеологических, нравственных и иных факторов, способствующих эффективному применению норм права. Однако на практике эти гарантии зачастую не выполняются, хотя и должны соблюдаться1. Экономические гарантии законности и правопорядка означают, что производство материальных благ в обществе должно обеспечивать гражданам возможность осуществлять свои права и свободы беспрепятственно. Материально обеспеченный человек и социально защищенный субъект правоотношений, как правило, сообразует свое поведение с правом, законодательством, поскольку его интересы гарантируются прочным правопорядком.
Политические гарантии законности и правопорядка сводятся к тому, что все элементы политической системы общества должны поддерживать и воспроизводить социальную жизнь на основе норм права, отражающих объективные закономерности общественного развития. Демократия должна означать на деле активное участие населения, его многочисленных движений, партий и блоков в формировании высших органов государственной власти, в управлении делами общества, реализации правоохранительной функции государства, претворении в жизнь принципов законности.
Идеологическими гарантиями законности и правопорядка является повышение общей культуры населения, в том числе правовое воспитание граждан, формирование правосознания масс. Это, по сути, вся специальная деятельность всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также всех экономических частных структур, общественных организаций, корпоративных групп, ведущих борьбу с нарушениями законов.
Правовые (юридические) гарантии законности и правопорядка отличаются от всех иных способов обеспечения законности и правопорядка тем, что имеется особая, предусмотренная нормами права процедура применения законов как государственными органами, гак и правоохранительными органами. Важной структурой в системе гарантий обеспечения законности и правопорядка являются нравственные гарантии. Они обеспечивают благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, в которой осуществляются юридические права и обязанности субъектов правоотношений; уровень их духовной культуры; чуткость и внимание государственных органов, должностных лиц к чаяниям, законным интересам людей.
С точки зрения личности, законность и правопорядок выступает как средство зашиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. От уровня законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. Поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка является важнейшей целью государственной политики.
Все это определяет особую роль законности и правопорядка для демократического общества. Они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условие и необходимые элементы демократии и рыночной экономики, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры. Укрепление законности и правопорядка — это не только условие и средство формирования правового государства, но и его необходимые элементы. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности, порядка.
Заключение
Законность как принцип распространяется правовой доктриной этих стран лишь на сферу публичного, точнее, административного права и понимается как законность управления. Принцип законности управления понимается и как возможность ограничения (лишения) свободы или собственности индивидов лишь на основе закона, и как принцип верховенства закона в сфере управления. Принцип законности рассматривается в качестве основы правового государства. Этимологически законность увязывается с контролем судов — административных и обшей компетенции за соответствием административных актов закону. Закон лишь признает, закрепляет и обеспечивает охрану прав и свобод человека посредством государственного аппарата.
Верховенство прав человека по отношению к позитивному праву государства, включая закон, проявляется в том, что законность как принцип, императив распространяется только на деятельность государственного аппарата, призванного стоять на страже прав человека. В сфере частного права действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом». С одной стороны, договор может и не основываться на предписаниях закона, а соответствовать лишь общему смыслу и (или) принципам законодательства. С другой — гарантом прав человека (как и всех иных субъектов права) является независимый суд. Примат международного права (и международных стандартов в области прав человека) обусловливает все большее распространение двойной зашиты этих прав — на уровне не только национального, но и международного права. Кстати, такой механизм защиты прав воспринят и Конституцией РФ 1993 г.
Пример верховенства закона и соответствующей законности, распространяющихся лишь на структуры государства, демонстрирует Конституция США. Законность определяется как абсолютная норма, в соответствии с положениями которой должны действовать и принимать решения правительственные департаменты и чиновники и отступления от которой приводят к ничтожности соответствующих действий и актов. Что касается прав и свобод граждан, то законодатель лишь регламентирует порядок отношения к ним властей, исходя из факта их первичности. Федеральные власти согласно Конституции США и Биллю о правах не могут ни ограничивать, ни умалять права и свободы, что обусловливает соответствующий стиль и терминологию конституционного текста («Конгресс не должен издавать ни одного закона...», «Право народа не должно нарушаться» и т.д.)
Законность во втором ее значении есть политико-юридическая конструкция, призванная обеспечить верховенство правового закона и максимально эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. Стандарты этих прав и свобод закреплены международным правом. Законность совпадает с понятием правового государства. Они, как и правопорядок, и общественный порядок, играют огромную роль в укреплении правовых основ государственной жизни любого общества, в том числе современного российского.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410, "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.