Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
Введение
В юридической литературе даются различные определения понятия законности. Так, проф. М.С. Строгович трактовал законность как принцип деятельности государства, его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Как соответствие правовой деятельности закону определял законность проф. Л.С. Явич. В качестве «системы социальных и юридических требований правомерного поведения» рассматривает законность проф. Н.Н. Вопленко. Чаще же всего подчеркивается, что законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.
Однако, как справедливо отмечается в юридической литературе, приведенные и некоторые другие дефиниции акцентируют внимание главным образом на функциональной характеристике законности, но не раскрывают ее сущности и содержательной наполненности. Известно, что функции любого социального явления не тождественны его сущности и содержанию, хотя во многом определяются ими. В литературе отмечается, что трактовка законности как точного и неуклонного следования предписаниям законов и других нормативных правовых актов всеми субъектами правового общения игнорирует содержание законов и других установлений государственной власти. Между тем они могут быть неправовыми, т. е. не воплощать важнейших человеческих ценностей - справедливости, свободы и равноправия людей. Следовательно, законность предполагает оценку содержания законов и других актов. С позиции сторонников различения права и закона, не должно быть слепого следования закону независимо от его содержания.
В результате действия юридических норм складывается определенный порядок в системе общественных отношений. Следовательно, правопорядок - это итог действия права (условно говоря, "проекция" права на жизнь). Дело в том, что законность - элемент поведенческий, представляющий собой, как отмечалось выше, соблюдение и исполнение юридических правил - логико-языковых феноменов. Подчеркнем: правопорядок - феномен двух уникальных вещей: правовых норм и режима законности в обществе.
Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, является достаточно важным элементом правового государства. Основанный на демократическом законодательстве, предполагающий развернутую систему гарантий субъективным юридическим правам и свободам, он придает стабильность обществу, стабильность государственной политике и уверенность членов общества в будущем. В юридической литературе справедливо отмечается, что стабильный правопорядок, стабильная социально-правовое положение предполагают действие такого принципа нормативных правовых актов, как закон обратной силы не имеет. Еще в Древнем Риме подчеркивалось, что применение обратной силы закона есть нестабильность в государстве, есть явление, нежелательное для государства и общества.
Общественный порядок - понятие более широкое, чем правопорядок, и представляет собой результат действия всех социальных правил - норм морали, обычаев, религиозных велений, деловых обыкновений и т.д. Правопорядок, как очевидно, - составная часть общественного порядка. Общественный порядок - одно из важнейших условий стабильного развития общества.
Цель работы – рассмотреть законность и правопорядок.
Задачи:
- раскрыть понятие законности, ее характеристику.
- выявить правопорядок, его черты, содержание, функциии
- проанализировать принципы законности.
- представить гарантии законности и правопорядка.
выявить проблемы законности, правопорядка и общественного порядка.
1 Понятие законности, ее характеристика. Законность и демократия. Правопорядок: черты, содержание, функции
1.1 Понятие законности, ее характеристика. Законность и демократия
Законность - одно из сложных социально-правовых явлений, связанных с правом и правовым регулированием. Законность есть условие действия права, без нее право ничто. Многоплановая социальная роль законности позволяет ее характеризовать как:
- принцип самого права, заключающийся в требовании четкого соблюдения юридических норм, всех кому они адресованы. В этом смысл правового регулирования - изданная норма должна соблюдаться, в противном случае правовое регулирование девальвируется;
- политико-юридический режим, состояние общественной жизни, выражающееся в реальном соблюдении законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами права; такая характеристика законности высвечивает ее важнейшую роль в обществе. Законопослушность общества - одно из условий его стабильного развития[1]1;
- принцип деятельности государственного аппарата, аппаратов муниципальных органов власти и всей политической системы современного общества. Это начало закреплено в Конституции РФ (ч. 2 ст. 15): "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы". Безусловно, все должны соблюдать Конституцию РФ и другие законы, но очень важно, что для государственных и муниципальных органов власти - это основополагающее начало, принцип их деятельности. Органы публичной власти - важнейшая составляющая общественной жизни, и здесь отступление от принципа законности может иметь весьма существенные последствия для прав и свобод граждан;
- метод осуществления государственной и муниципальной власти. Государство, его органы, а также муниципальные органы власти осуществляют свои полномочия с помощью придания своим велениям общеобязанного характера в виде законодательных и иных нормативных правовых актов. Властные веления государственных и муниципальных органов имеют смысл и эффект только в том случае, если они реализуются, что возможно только при осуществлении начала законности (каждый обязан исполнять предписания государства и других компетентных органов).
Сфера действия законности достаточно широка, что следует из ст. 15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, муниципалитетов, так и к гражданам, их объединениям. Такое требование к субъектам права лежит в основе выполнения законностью роли метода осуществления публичной (государственный и муниципальный) власти. Состояние законности, ее уровень, в любом государстве в первую очередь, определяется тем, насколько государственный аппарат государства и муниципальные службы соблюдают действующее законодательство и правовые акты местного самоуправления.
Законность, как и право, представляет собой социальную ценность. Все характеристики права как ценности для общества, личности, экономики и т.д. в равной мере распространяются на законность, ибо это ее принцип.
Законность и демократия. Эти два явления тесно взаимосвязаны. Демократия - это режим в обществе, который характеризует действующая система прав и свобод личности, развитая избирательная система, сменяемость руководителей властных структур и другие институты и учреждения представительной и непосредственной демократии. Однако их осуществление возможно только при наличии режима законности (все субъекты права не попирают, не игнорируют принципы и нормы права).
Подлинная демократия предполагает контроль представительных (законодательных) органов и исполнительными государственными органами власти, наличие развитой судебной системы. Очень важны и формы общественного контроля над органами государственной и муниципальной властью, например со стороны Общественной палаты РФ. Институты демократии закреплены в федеральных и региональных законах, соблюдая их, реализуется демократия. Таким образом, осуществление принципа законности, а также уважительное отношение к нему гарантирует законопослушное общество, является условием его стабильности и необходимым фактором развития его демократических институтов. Законность и демократия взаимосвязанные понятия - законность не может существовать без демократии, а демократия без законности[2]1.
Законность - явление многоаспектное - это и принцип права, и социальный режим в обществе, и метод управления им. Законность - явление несомненно ценное для государства и общества, выступает как условие и гарантия демократии.
1.2 Правопорядок: черты, содержание, функции
В правовой жизни общества нет более тесно связанных явлений, чем законность и правопорядок. Действительно, нельзя добиться укрепления законности иначе, как путем обеспечения твердого и стабильного правопорядка. В то же время укрепление законности закономерно ведет к укреплению правопорядка. Вместе с тем правопорядок - это самостоятельная правовая категория, которая имеет свое содержание, структуру, функции и свои особенности[3]2.
В литературе чаще всего правопорядок определяют как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.
Есть и другое, более развернутое определение.
Правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении и действиях их участников.
Известный исследователь проблем правопорядка проф. В.В. Борисов определял понятие «правопорядок» как объективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности, прав, свобод и обязанностей всех субъектов.
Правопорядок принято характеризовать как:
1) объективную необходимость, т.е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;
2) государственно-правовое явление, которое формируется при решающем участии государства и с помощью юридических средств;
3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, так как правопорядок получает свои юридические качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике;
4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами -нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранительные и другие отношения;
5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;
6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т. е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами;
7) форму организации общественной жизни - динамическую категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера (преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др.).
Различаются материальное, государственно-волевой и юридическое содержание правопорядка.
Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, во взаимоотношениях с экономикой, культурой, идеологией.
Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.
Юридическое содержание правопорядка включает в себя:
- реализованность права и законности;
- систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализуемости;
- состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.
Правопорядок - сложная система со множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними.
В структуре правопорядка выделяют три элемента:
1) правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др. Таким образом, правовая структура оформляет и закрепляет фактическое строение общества, которая получает организационное правовое оформление. Например, в правовой структуре современного российского общества выделяют следующие элементы: Россия как целое; субъекты Федерации; законодательные, исполнительные и судебные органы Российской Федерации и ее субъектов; государственные организации, учреждения, предприятия; общественные объединения, религиозные и иные объединения; граждане; иностранцы; лица без гражданства и с двойным гражданством;
2) правовые отношения и связи, т. е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например, порядок проведения выборов, законодательный процесс, порядок наследования, регистрации и расторжения брака и т. д. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и по вертикали;