Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
3 Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка
Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка в теоретическом плане исследованы слабо, хотя и опубликовано немало трудов в этой области и защищено огромное количество диссертаций. Среди слабо изученных проблем следует назвать прежде всего концептуальные проблемы более четкого определения понятий законности, правопорядка и общественного порядка в современных условиях, характеристики разных позиций роли законности и правопорядка в жизни рыночного общества, соотношения законности и правопорядка в условиях развивающихся демократических институтов, уточнения принципов, требований и гарантий законности, проблемы правового закона и правовой законности в историческом и современном аспектах и т.д.
В настоящее время теоретики государства и права по-разному трактуют понятие законности, а отсюда возникает немало проблем в науке, на практике и в жизни людей. Так, одни ученые утверждают, что законность — это принцип государственной и общественной жизни, представляющий собой систему требований неуклонного соблюдения законов и их действительной реализации государством, всеми его органами, общественными организациями, фирмами, должностными лицами, гражданами[6]1.
Вторые как бы им возражают, доказывая, что законность — деятельность, направленная на практическое претворение в жизнь этого основополагающего принципа. Ее следует рассматривать как организационное условие реализации права и обеспечения правопорядка. Третьи предлагают законность понимать в двух смыслах — в широком и узком. В широком смысле законность рассматривается как господство законов в общественной жизни, т.е. как правовой режим (порядок), при котором нормы права осуществляются всеми участниками правовых отношений. В узком смысле законность понимается как принцип деятельности государственных органов.
Четвертые констатируют, что исторически законность возникла как требование государственной власти соблюдать законы. Обосновывается, что еще с античных времен каждый класс, приходящий к власти, создавал новое право и, соответственно, новое законодательство. Завоевав власть, правящий класс добивался обеспечения соблюдения и исполнения законов. Суждения о необходимости соблюдать законы были классическими: закон суров, но это закон. Законность рассматривалась как противовес беззаконию и произволу властей. Сторонники этой точки зрения различали произвол социальный и юридический. Социальный произвол в правотворческой деятельности означает, что законодательство находится в противоречии с объективными закономерностями развития общества, когда юридические законы вступают в коллизию с социальными отношениями, задерживают прогресс, дестабилизируют ситуацию в обществе. Юридический произвол — это метод государственного управления, который противостоит законности. Его суть заключается в том, что действия органов исполнительной власти вступают в конфликт с действующим законодательством1.
Для одних законность — принцип государственной и общественной жизни, для вторых — господство законов в обществе, для третьих — деятельность государственных органов, для четвертых — требование государственной власти соблюдать закон. Среди юристов нет единства во мнении, что же такое законность. И сегодня на проблему понятия законности необходимо смотреть шире, под законностью понимать не только принцип, метод или режим или некое формальное соответствие деятельности участников общественных отношений предписаниям норм права. Понятие законности в современных условиях, когда во всем мире и в России увеличивается количество правонарушений, негативных правовых явлений, разрастаются коррупция, терроризм и др., необходимо связывать прежде всего с правовыми законами и правовой законностью.
Постановка вопроса о правовом законе и правовой законности вызвана теми же потребностями, что и рассмотрение проблематики правового государства. Но если понятие «правовое государство» быстро получило у нас широкое распространение, то, к сожалению, этого нельзя сказать о понятиях «правовой закон», «правовая законность». Между тем во всех этих случаях речь идет о правовой природе государства, закона, законности, их правовом свойстве и особенностях. Ведь если говорить о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, но только правовой закон и правовая законность в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности.
Не все, что называется законом, законностью и т.д., соответствует своей сущности, своей правовой природе. Так, в условиях тоталитарного социализма безмерная апология государства, закона и законности была призвана прикрыть порядки диктаторского строя с присущими ему массовыми репрессиями и силовыми методами управления. За сущность социалистического государства, социалистического права и социалистической законности выдавалась воля пролетариата как государственная воля господствующего класса. Правопорядок трактовался как результат социалистической законности, итог воплощения положений социалистических законов и требований социалистической законности в жизни[7]1.
Конечно, если право отождествляется с законом, то реализация любого закона (в том числе произвольного) автоматически лает в итоге правопорядок. Такому правопорядку, как и соответствующему законодательству и законности, не хватает объективного правового качества. Этот порок присущ всему позитивистскому подходу (включая старый позитивизм и неопозитивизм XX в.) к праву, закону, законности, правопорядку и т.д. Недостатки подобного толкования этих юридических категорий и явлений весьма живучи, в той или иной форме присутствуют и во многих современных трактовках этой проблематики.
Сегодня многие авторы, характеризуя законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями и т.д., неизменно добавляют, что результатом соблюдения требований законности является правопорядок. При этом понятно, что под правопорядком они подразумевают закон о порядок.
Исходной основой для правового порядка могут быть не всякие, а лишь правовые законы. Правовая законность основана на правовых законах, а неправовая — наоборот. Реализация неправового закона, сколь бы точной, неуклонной и всеобщей она ни была, не может породить правового порядка. С позитивистских позиций, отождествляющих право и закон, почти невозможно развить согласованное и непротиворечивое учение о правовом законе, правовой законности и правовом порядке. Это возможно лишь с позиции научного правопонимания, опирающегося на ту или иную концепцию различения права и закона (позитивного права).
В каком бы смысле ни воспринималась законность, суть ее сводится прежде всего к необходимости строгого и неуклонного соблюдения, исполнения и применения правовых законов всеми без исключения. Как тогда быть с неправовыми законами? Они тоже должны соблюдаться, исполняться и применяться, ибо в противном случае в обществе наступят хаос, смута, революции и др. Граждане должны эти законы осуждать и правовыми способами и приемами добиваться их скорейшей отмены либо изменения их реакционной, антинародной части. Значит, в обществе любые законы и иные правовые акты, принятые в установленном законодательством порядке, должны соблюдаться всеми без исключения участниками правоотношений.
Следовательно, в современных условиях законность можно рассматривать как бы в двух ракурсах (или аспектах). Во-первых, законность — это принцип государственной и общественной жизни, требование строгого, точного и неуклонного соблюдения и исполнения правовых законов всеми гражданами и должностными лицами. Во-вторых, законность — это неуклонное соблюдение, исполнение не только правовых законов, но и всех правовых норм и предписаний, т.е. правомерное поведение.
Эти два аспекта законности имеют свои особенности. Очевидно, было бы неверно «сталкивать» друг с другом сложившиеся взгляды на законность как взаимоисключающие. Эти аспекты, конечно, имеют право на существование. В частности, «поведенческий подход к определению законности чреват ее отождествлением с правопорядком. Но трактовка законности, а правовой тем более, как требования, в свою очередь, ведет к ее отождествлению с законодательством либо к появлению «сфер беззакония».
Любой закон по своей природе предписывает определенное поведение, содержит известные требования. В противном случае законодательство (равно, как и любая форма правотворчества) теряло бы всякое значение. Вряд ли будут успешными попытки раскрыть понятие любого закона вне связи с предписаниями (требованиями), заключенными в законе. Любая законность органически связана с законодательством, не может без нее существовать. Они возникли вместе. Право является важнейшим элементом правового регулирования, и в этом смысле законность вытекает из права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Содержание этих норм определяет содержание законности. Законодательство служит предпосылкой законности и не является атрибутом законности.
Не случайно надо различать законность и законодательство. Но правомерно обратить внимание на вторую его сторону — соблюдение содержащихся в законе требований. К тому же требования закона и требования законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности. Если первые преимущественно отвечают на вопрос, что требуется соблюдать, то вторые — как соблюдать[8]1.
Законность включает в себя не только должное, но и сущее. Законность образует связующее звено между законодательством и правопорядком. Она проникает как в первое, так и во второе: с одной стороны, основные требования законности находят закрепление в законодательстве, а с другой — реализуясь, они создают тот строй общественной жизни, который мы называем правопорядком.
Необходимо также четко различать законность и правопорядок и видеть их тесную взаимосвязь и взаимодействие. Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон: предметной (носители законности — то, что должно соответствовать правовым требованиям), субъектной (состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые нормы и право требовать такого соблюдения от других лиц), нормативной (круг правовых норм, обязательных для исполнения).
Изменение этих сторон законности и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в жизни того или иного общества. Так, основным носителем законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и пр. Их законность или незаконность во многих случаях имеет большое значение. Именно незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Конституции РФ законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилась одной из существенных причин массовых репрессий в СССР в 1930-х — начале 1950-х гг.
Содержание законности зависит от состава ее субъектов. Большинство теоретиков государства и права связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан. Однако существует мнение, которое значительно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях — общественные организации. Исключение кого-либо из состава субъектов законности создаст иллюзию необязательности исполнения ими всех правовых норм. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление более узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъектов.
Сужение круга субъектов законности в условиях советской административно-командной системы способствовало появлению «мертвых зон», не подвластных закону. И хотя провозглашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы се действия постоянно оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередко и ряда государственных органов. В период культа личности И.В. Сталина это привело к массовому произволу и беззаконию, а во время застоя — к развитию коррупции, формированию системы кланов, десятилетиями безнаказанно осуществлявших преступную деятельность. Эти явления имеют место и в современной России, прежде всего в мафиозной, предпринимательской и чиновничьей среде. Сужение круга субъектов законности разрушает идею се всеобщности, обязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности.
Нормативная сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм, соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Большинство ученых и практиков связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм, сформулированных в законах. Принятие этой позиции означало бы исключение из сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что в конечном счете неизбежно приведет к ослаблению режима законности в любой стране, а в России, где строится правовое государство, тем более[9]1.
Высказывалось мнение и о том, что в понятие законности входят сами нормы права, само законодательство. Законность действительно тесно связана с правом, законодательством. Она Tie может без них существовать: люди соблюдают, исполняют не абстрактные идеи, а конкретные правовые нормы. Содержание законодательства, таким образом, определяет содержание законности, ее нормативную сторону. Однако сами правовые нормы являются предпосылкой, а не элементом законности. В противном случае возникает иллюзия, что укрепление законности может быть достигнуто только за счет совершенствования законодательства.