Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Институт прав и свобод человека: история становления и современное состояние).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы уходящего века и в начале наступившего столетия человечество стало свидетелем ужасающих актов массовых нарушений прав человека, начиная террористическими актами, массовыми расстрелами мирных жителей в различных локальных вооруженных конфликтах и масштабными актами национальной и религиозной нетерпимости и дискриминаций.

Подытоживая отметим, что вопрос о соблюдении прав человека является ключевым. Каждое из прав человека является главным, и нет какой-либо иерархии в правах человека. И каждое право, как мы видим нарушается. Нарушается право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу совести, право на социальное обеспечение. Следует констатировать, что по вопросу обеспечения прав в России следует менять кардинально не 54 только законодательство, но и само отношение работников государственного аппарата к человеку и его правам. Конечно же, говорить о том, что в настоящий момент все демократично и справедливо, это необъективно. Однако, вектор действий на будущее положен, и мы постепенно двигаемся к целям которые поставила Конституция РФ. Наша страна прошла через многое, от полного беспредела в механизме реализации норм Конституции, когда в 90-ые годы права и свободы человека и гражданина практически ничего не значили и до настоящего, где проведено много преобразований, положительно повлиявших на механизм реализации конституционных норм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ст. 2 Конституции РФ установлено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данная словесная конструкция указывает, с одной стороны, на наличие иерархии конституционных ценностей, с другой стороны, на место ее в этой иерархии, а именно высшее положение.

Формальный подход к определению содержания этой ценности, опирающийся на формально-логические связи между используемыми при ее определении понятиями, не дает ясного представления о том, каково ее соотношение с другими ценностями. Этот подход, чаще всего используемый в современных конституционно-правовых исследованиях, включая те, отражением которых являются решения Конституционного Суда РФ, не позволяет снять бросающееся в глаза противоречие между тем, что человек является высшей ценностью, и возможностью применения смертной казни, положением о том, что права и свободы человека есть высшая ценность, и возможностью их ограничения по основаниям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).


На наш взгляд, определить содержание рассматриваемой конституционной ценности можно, только установив действительное значение прав и свобод, признаваемых высшей ценностью. Под значением при этом имеется в виду не только их внешняя поверхностная видимость, но их подлинная сущность, их смысл.

В Конституции РФ обозначается деление конституционных прав на права и свободы человека и гражданина. Вполне определенно на наличие этих групп указывает название главы второй Конституции "Права и свободы человека и гражданина", использование этой же словесной формулы при конструировании норм, относящихся ко всем правам и свободам (ст. 17 - 19, 55).

Исходя из наличия такого деления конституционных прав и свобод, содержание статьи второй Конституции РФ наполняется иным смыслом. В ней явно усматривается указание на то, какие права являются высшей ценностью - это права человека. Ведь в статье речь идет о человеке, его правах и свободах.

Однако перечисления прав человека и соответственно прав гражданина в Конституции РФ не производится. По мнению ряда авторов, дифференциация проводится не впрямую, а через указание на обладателя прав при формулировании конкретных прав и свобод. В случае если при формулировании правомочий лица указывается на принадлежность их гражданам («граждане Российской Федерации имеют право...»), речь идет о правах гражданина, если же указывается на принадлежность их каждому («каждый имеет право на...») - о правах человека. По нашему мнению, в данном случае проводится смешение категорий «права человека» и «права, принадлежащие лицам, вне зависимости от вида их политико-правовой связи с государством». Первая категория отличается не столько формальным признаком субъекта права (как граждане, так и иностранцы), сколько самим существом права, носящим общечеловеческий характер, соответствующий его природе, самому ценному в ней. В таком значении правам человека противопоставляются права гражданина - права лица как члена общества и государства. Быть членом государства можно и не имея его гражданства и соответственно обладать отдельными правами гражданина, сохраняя иностранное гражданство или подданство. В Конституции РФ не случайно при формулировании ряда политических прав используется формула «граждане Российской Федерации», а не просто «граждане» или «гражданин». Этим указанием подчеркивается, что речь идет о таких правах гражданина, которыми наделяются только граждане России. Хотя ст. 62 Конституции РФ жесткость данного указания несколько снимается, так как устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.


Проведенное исследование свидетельствует, что человек, его права и свободы пока не являются высшей ценностью, а государство не всегда признает, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина. Одной из причин такого положения следует признать несовершенство законодательства, регулирующего обращения граждан в суд за защитой своих прав, его неоднократное и не всегда удачное изменение на протяжении последних лет.

Кроме того, не способствует обжалованию незаконных, необоснованных действий и решений органов и должностных лиц позиция Верховного Суда РФ, который, отменив 20 января 2003 г. свое Постановление от 21 декабря 1993 г. № 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права граждан", указал на необходимость изучения практики применения ГПК РФ и создания для судов разъяснений по возникающим вопросам.

Тем не менее, до сегодняшнего дня эти важные рекомендации Верховного Суда так и остались нереализованными. Затянувшееся на годы изучение практики применения ГПК РФ и подготовка предложений по вопросам обжалования в суд действий и решений, нарушающих права граждан, создают серьезные препятствия для применения положений гл. 25 ГПК РФ.

Анализ сведений, содержащихся в средствах массовой информации за последние годы (газеты, телевидение, радио), свидетельствует, что ведется очень много разговоров о борьбе с коррупцией, о необходимости принятия специального закона для борьбы с этим явлением. Проблеме же защиты прав граждан от произвола должностных лиц почти не уделяется внимания, несмотря на то что любым коррупционным проявлениям предшествует нарушение прав и свобод граждан органами власти, должностными лицами или служащими. Возможно, этим и объясняется то, что граждане не всегда знают свои права, которые они могут использовать для обжалования неправомерных действий должностных лиц в суде.

Все это способствует тому, что вместо механизмов, присущих гражданскому обществу и обеспечивающих возможность каждому гражданину участвовать в контроле за законностью и обоснованностью действий и решений органов государственной власти и должностных лиц, фактически действуют механизмы ведомственного контроля. Тем самым надзор за деятельностью должностных лиц фактически сводится к ведомственному контролю, что стимулирует только рост коррупционных проявлений в обществе.

Должностные лица, чьи неправомерные действия и решения не были обжалованы в суде, способны совершать и далее любые должностные преступления, в том числе связанные с коррупционными проявлениями. Поэтому, если на практике будут действовать законы, способные обеспечить гражданам своевременное обжалование незаконных и необоснованных решений и действий органов власти и должностных лиц, это может послужить хорошей профилактической мерой для борьбы не только с должностными правонарушениями, но и для борьбы с коррупцией.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  2. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета. № 70. 2005.
  3. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. № 263. 2011.
  4. Антипова Г.В. Система личных прав человека: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002. С. 9.

Акилян Н. М. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и защитника прав человека в Республике Армения: сравнительноправовой анализ: автореферат дис. кандидата юридических наук. - Москва, 2017. – С.13

  1. Бреднева В.С. Права человека: проблемы толкования и реализации // История государства и права. 2013. № 13. С. 23.
  2. Бондарь Н.С. Конституционная категория достоинства личности в ценностном измерении: теория и судебная практика // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4.С. 19.

Булычев Е.Н. Гарантии государственной и международной защиты прав человека в конституционном законодательстве России //Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. Т. 8. № 2. С. 306-311.

  1. Грачев Н.А. О видах и месте конституционных экономических прав и свобод человека и гражданина в системе прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8. С. 6.
  2. Горбачев П.В. Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995. С. 3.

Деменева А.В. О некоторых проблемах нормативного регулирования вопросов исполнения в России постановлений Европейского суда по правам человека // Юридический мир. 2007. № 9. С. 53.

Иванов Г.И. Права человека: Учебное пособие / Под ред. М.Ф. Чудакова. Приложение. – М., 2011. С. 154.

  1. Калашников С.В. Проблемы устранения системных нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (к вопросу о применении государством-ответчиком мер общего характера) // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13. С. 109.

Кузнецова С.Н. Хартия основных прав Европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2007. С. 159.


  1. Кемали М.С. Новый Закон существенно усиливает гарантии прав человека // Российский следователь. 2013. № 14. С. 43.

Нешатаева Т.Н. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт. М.: Городец, 2007. С. 125.

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 2011. С. 136.

  1. Широбоков С.А. Конституционное право граждан на обращение в системе правового регулирования взаимодействия граждан и органов государственной власти и управления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 2. С. 159.
  2. Шульга И.В. Главный приоритет - защита прав человека и гражданина // Мировой судья. 2017. N 6. С. 45.

Штырова Е.П. Конституционное право человека и гражданина на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 101.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. – М., 2011. С. 130.

Кемали М.С. Новый Закон существенно усиливает гарантии прав человека // Российский следователь. 2013. № 14. С. 43.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. № 237

  2. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. – М., 2011. С. 130.

  3. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 2011. С. 136.

  4. Иванов Г.И. Права человека: Учебное пособие / Под ред. М.Ф. Чудакова. Приложение. – М., 2011. С. 154.

  5. Кузнецова С.Н. Хартия основных прав Европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2007. С. 159.

  6. Бреднева В.С. Права человека: проблемы толкования и реализации // История государства и права. 2013. № 13. С. 23.

  7. Бондарь Н.С. Конституционная категория достоинства личности в ценностном измерении: теория и судебная практика // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4.С. 19.

  8. Антипова Г.В. Система личных прав человека: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 9.

  9. Грачев Н.А. О видах и месте конституционных экономических прав и свобод человека и гражданина в системе прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8. С. 6.

  10. Горбачев П.В. Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995. С. 3.

  11. Широбоков С.А. Конституционное право граждан на обращение в системе правового регулирования взаимодействия граждан и органов государственной власти и управления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 2. С. 159.

  12. Акилян Н. М. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и защитника прав человека в Республике Армения: сравнительноправовой анализ: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. - Москва, 2017. – С.13

  13. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

  14. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета. № 70. 2005.

  15. Шульга И.В. Главный приоритет - защита прав человека и гражданина // Мировой судья. 2017. № 6. С. 45.

  16. Штырова Е.П. Конституционное право человека и гражданина на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 101.

  17. Деменева А.В. О некоторых проблемах нормативного регулирования вопросов исполнения в России постановлений Европейского суда по правам человека // Юридический мир. 2007. № 9. С. 53.

  18. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. № 263. 2011.

  19. Булычев Е.Н. Гарантии государственной и международной защиты прав человека в конституционном законодательстве России //Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. Т. 8. № 2. С. 306-311.

  20. Калашников С.В. Проблемы устранения системных нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (к вопросу о применении государством-ответчиком мер общего характера) // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13. С. 109.

  21. Нешатаева Т.Н. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт. М.: Городец, 2007. С. 125.

  22. Кемали М.С. Новый Закон существенно усиливает гарантии прав человека // Российский следователь. 2013. № 14. С. 43.