Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Институт прав и свобод человека: история становления и современное состояние).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подобная конкуренция является довольно острой проблемой для правоприменительной практики, особенно в рамках конституционного правосудия. Представляется, что конкуренцию прав и свобод человека и гражданина целесообразно разрешать, исходя из приоритетных целей и задач построения правовой государственности, в историческом контексте конкретной ситуации их конкуренции.

В настоящее время, в современную эпоху глобализации и правовой интернационализации, в науке утверждается представление о единых общечеловеческих стандартах прав и свобод человека и гражданина. Однако и в рамках данной концепции находит место тезис об исторической изменчивости понимания тех или иных прав и свобод. Принцип исторического развития системы прав и свобод человека и гражданина неизбежно подразумевает, что закрепленная в настоящее время в Конституции Российской Федерации система прав и свобод не является раз и навсегда данной, застывшей в своей неизменности. Принцип правовой государственности, задачи построения правового государства в России диктуют необходимость постоянного совершенствования системы прав и свобод человека и гражданина в нашей стране и гарантии ее реализации. До определенного периода совершенствование нормативного закрепления данной системы может осуществляться с использованием законодательных и подзаконных механизмов, механизма судейского толкования права. Однако неизбежно наступит исторический момент, когда данных ресурсов развития системы уже не будет хватать, и на повестку дня встанет вопрос о совершенствовании главной нормативной основы системы прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации - Конституции.

Уже сейчас в правовой науке выдвигаются различные предложения по совершенствованию конституционного закрепления системы прав и свобод человека и гражданина в России. Например, Н.А. Грачев считает, что «с развитием общества, цивилизации и культуры интеллектуальная деятельность будет приобретать все более заметное значение в экономике». Поэтому право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, безусловно, должно быть защищено Конституцией и другими законами. В связи с тем что интеллектуальная деятельность играет и будет играть важнейшую роль в экономических отношениях, право интеллектуальной собственности должно быть защищено теми же способами и средствами, что и экономические права[9].

По мнению П.В. Горбачева, «отношения, возникающие в сфере реализации права на благоприятную окружающую природную среду, характеризуются отсутствием должной правовой регламентации». В связи с этим предлагается следующая редакция ст. 42 Конституции: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый имеет право на достоверную информацию о ее состоянии и право участвовать в принятии решений, влияющих на состояние биосферы России. Государство гарантирует каждому возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»[10].


С.А. Широбоков приходит к выводу о том, что «конституционное закрепление права граждан на обращение в нашей стране не совсем полно отражает его объективную необходимость, не соответствует времени и не способствует дальнейшему развитию общения граждан с государством и его органами. Внесено предложение - расширить содержание ст. 33 Конституции, включив следующий текст: «Государство гарантирует право граждан на объективное, всестороннее рассмотрение их обращений компетентным органом в установленный срок, обеспечивает привлечение к ответственности лиц, чьи действия и решения стали причиной нарушения прав и свобод граждан, и компенсацию причиненного ущерба»[11].

Однако в настоящее время законодательные и подзаконные способы развития системы прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации еще не исчерпали своего потенциала. Интересы стабильности развития российской правовой государственности требуют разумной незыблемости текста Конституции Российской Федерации как основы построения правового государства. В связи с этим, полагаем, внесение существенных изменений в нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие систему прав и свобод человека и гражданина, является несколько преждевременным. Вместо обновления конституционной регламентации следует совершенствовать практические гарантии реализации прав и свобод и способствовать эффективному использованию гражданами всех предоставленных действующим законодательством способов и механизмов реализации конституционных прав и свобод.

Система гарантий прав человека

Гарантия реализации прав и свобод человека и гражданина является обязанностью и прямой функцией государства. А данная задача содержит в себе три ветви действий, а именно: 1) гарантирование, создание условий для осуществления права или его восстановления; 2) организация процесса реализации личностью своих субъективных прав; 3) охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.

Систематизация принципов функционирования государственно-исполнительного механизма осуществления прав и свобод человека и гражданина демонстрирует, как специфические особенности управления как вида государственной деятельности, так и особенности объекта управленческой деятельности - сферы права и свободы человека и гражданина, а кроме того охватывает социально-правовые (общие), системообразующие и организационно-правовые (специальные) основы. И здесь возникает вопрос об обеспеченности данных прав и свобод, так как посредством обеспечения пассивное признание субъективного права трансформируется в его реальное осуществление.


Сущность же обеспечения прав граждан базируется на том, что это объективно необходимое направление деятельности страны, демонстрирующее его социальное предназначение и имеющее законодательную регламентацию. Таким образом, обеспечение прав и свобод человека и гражданина является функцией государства. Природа той или иной функции влияет на формирование механизма реализации самой функции.

Изучение работ применительно к представленной проблеме дает почву для утверждения о том, что дефиниция - «механизм обеспечения прав и свобод человека» еще не получила широкого распространения. В рамках характеристики этого механизма и его аспектов можно отметить научные исследования таких ученых-теоретиков, как В.Л. Бутылин, А.С. Мордовец, Ю.В. Анохин, которые внесли существенный вклад в изучение проблемы рассмотренной нами в курсовой работе.

Более конкретно социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина был предложен А.С. Мордовцом, а именно как «система международных и национально-государственных средств, правил к процедур, гарантирующих уважение и условия достойного существования личности, соблюдение, охрану и защиту всех ее прав и свобод» .

Отметим, что в настоящее время большая часть населения России считает, что их конституционные права и свободы не соблюдают «от и до», за исключением отдельных личностей, чьи доходы высоки настолько, что позволяют их обладателям не нуждаться ни в каких государственных гарантиях. Отсутствие полноценных юридических гарантий прав и свобод, либо возможностей их осуществления на практике, либо и того и другого для подавляющего большинства населения страны зачастую означает попранное достоинство, нарушенное здоровье, для живущих за чертой бедности — голод и отсутствие предметов первой необходимости.

Существенное влияние на реализацию механизма прав и свобод человека и гражданина оказывают общественные объединения и международные организации, которые не входят в систему государственно-правовой защиты. Здесь также не надо исключать и негосударственные институты, играющие свою роль в механизме действий направленных на защиту прав и свобод, ведь, как известно, именно государство формирует нормативно-правовую базу их деятельности, содействует выполнению ими правозащитных функций. Например, органы госвласти в пределах своей компетенции могут содействовать экономически, благодаря финансовой помощи некоммерческим организациям.

Далее проанализируем роль государственных органов в процессе реализации механизма конституционных прав и свобод человека и гражданина. Говоря о реализации механизма конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, важно отметить существенную роль Президента Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ он является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Для реализации механизма конституционных прав и свобод в руках Президента имеются специальные конституционные средства, например, выступление с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности (п. «г» ст. 84), осуществление правотворческой деятельности, заключающейся в издании указов, нацеленных на защиту прав и свобод всего населения в общем, а также общественных групп в частности (ст. 90), Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, в частности, нарушающих права и свободы (ч. 2 ст. 85) и другие.


Также нельзя не отметить Совет при Президенте Российской Федерации, именно он содействует развитию институтов гражданского 37 общества и правам человека, и является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, созданный в целях осуществления содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества.

Кроме Президента РФ немаловажную роль в конституционном механизме защиты прав человека и гражданина играют органы законодательной власти Федерации и ее субъектов. Ведь именно они должны создавать правовую базу, нацеленную на конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Обязанность по осуществлению мер исполнительного характера, направленных на реализацию государственных программ по обеспечению и защите прав всех индивидов, возлагается на Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти в Российской Федерации[12].

Помимо вышеперечисленных органов, также есть еще один конституционный орган, который обеспечивает государственную защиту прав и свобод - Прокуратура Российской Федерации, представляющая собой централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Деятельность Прокуратуры РФ регулируется не только Конституцией РФ (ст.129), но и специализированным Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[13]. Данный закон регулирует функции и деятельность Прокуратуры, и среди основных функций обозначает - осуществление надзора за соблюдением законности, специальной разновидностью которого является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом этого вида прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Однако задача защиты прав видна и в других направлениях деятельности прокуратуры, так как непосредственно права и свободы человека и гражданина в соответствии с ст. 18 Конституции устанавливают сущность и применение законов, регулирующих взаимоотношения в абсолютно всех областях общественной жизни. С целью реализации возложенных на него функций прокурор наделен особыми полномочиями, которые отражены в Федеральном законе «О прокуратуре», а именно в статьях 22, 27, 30, 33. Прокурор рассматривает и проверяет обращения граждан, чьи права и свободы нарушены, также он объясняет порядок их защиты и принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, а в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, а кроме того публичных интересов .


Существенную значимость в правозащитную работу вносит Общественная палата Российской Федерации, функционирующая на основании Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»[14]. Своей деятельностью она гарантирует взаимодействие граждан с федеральными и региональными органами госвласти, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, охраны их прав и свобод, прав общественных объединений при осуществлении государственной политики, а кроме того в целях реализации общественного контроля за работой федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти (ст. 1 вышеназванного Закона).

И, конечно же, если речь идет о механизме защиты прав и свобод человека и гражданина, то основное место принадлежит судебной системе. Статья 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Деятельность судебной системы направлена на защиту любых нарушений прав и свобод со стороны как государственных органов, так и частных лиц. Защита конституционных прав и свобод - основополагающая задача Верховного Суда Российской Федерации. Он вправе рассматривать уголовные и гражданские дела в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Верховный Суд России активно защищает избирательные права граждан. Основная нагрузка по защите прав и свобод граждан лежит на районных судах, в которых рассматривается большинство дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан.

2. Общие положения о гарантиях прав и свобод человека

2.1. Международные гарантии прав человека

Международно-правовые гарантии прав человека включают различные средства и институты, входящие в универсального и региональной механизмов защиты прав человека. Центральным специализированным органом ООН, деятельность которого направлена на укрепление международного режима защиты прав человека, выступает Совет ООН по правам человека. Важными гарантиями прав человека также Консультативный комитет, действующий при Совете, специальные докладчики, специальные представители, а также Верховный комиссар ООН по правам человека.