Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
a) разграничение прав и юридических обязанностей;
б) определенность предоставленных прав и самостоятельности действий их субъектов;
в) отбор юридических фактов, влекущих правовые отношения;
г) характер правовой позиции сторон в правоотношениях, в которых реализуются правила, распределение прав и обязанностей между субъектами;
д) пути и средства обеспечения субъективных прав.
Нормы предпринимательского права могут позволить более или менее самостоятельно принять решение об объеме прав и обязанностей (правовые нормы), могут иметь рекомендательный характер и могут исчерпывающим образом определить объем субъективного права или обязательства (императивные нормы). Субъекты предпринимательских правоотношений могут быть в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные между предпринимателями и государством не являются идентичными). Защита прав и введение санкций в случае невыполнения обязанностей может осуществляться различными средствами и гражданским, административным, уголовным правом и в ином порядке (административный судебаный).
Таким образом отношения свободы в осуществлении частных интересов с воздействием государственной власти, где это диктуется интересами, а также рекомендации компетентных органов являются главными характеристиками метода правового регулирования предпринимательского права[9]1. Предмет и метод правового регулирования являются классификационными признаками деления системы права на отрасли. Именно по предмету и методу отрасли отграничиваются одна от другой, и именно наличие самостоятельного предмета и специфического метода дает возможность говорить о самостоятельности отрасли.
Следует отметить, что вопрос о предпринимательском праве как отдельной отрасли права является весьма спорным. Однако спор о разграничении отраслей права становится уже традиционным для советского и в настоящее время российского законодательства. В научной и учебной литературе введено несколько концепций регулирования предпринимательских отношений.
Представители предпринимательского (хозяйственного) права как независимой отрасли, занимаемые позицию монистической, считают, что эти отношения должны регулироваться одной отраслью права. Дуалистическая концепция рассматривает эти отношения, главным образом с точки зрения гражданского и административного права, считая, что горизонтальные отношения равных субъектов в области товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом и вертикальные отношения административным правом и нормами примыкающих к нему отраслей. Высказываются мнения и о комплексности данной отрасли, нормы которой призваны урегулировать разнородные отношения. Конечно, каждый человек имеет право выражать свою точку зрения и независимое отношение по спорному вопросу. Однако надо рассмотреть переплетение самых различных социальных отношений, отсутствие грани между близлежащими их видами. Таким образом, и грань между отраслями права весьма подвижна, сама система права никогда не пребывает в статике, что соответствует развитию общества. Происходит преобразование бывших отраслей права и появление новых, падение некоторых отраслей и растущее влияние других[10]1. Переход России к рыночной экономике приводит к развитию предпринимательства, и поэтому объективна необходимость ее всеобъемлющего регулирования. Правила о правовом регулировании экономической деятельности существуют в любом государстве.
Это дает возможность обеспечить развитие предпринимательской деятельности для создания необходимых правовых условий для ее осуществления, чтобы защитить интересы работодателей, как частных, так и общественных интересов государства и общества в целом.
2 Принципы предпринимательского права
Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основные принципы предпринимательского права следующие:
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции: «каждый человек имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом». Развитие этого принципа находится в Гражданском кодексе и других правовых актах. Это означает право предпринимателя, чтобы начать и вести бизнес в любой сфере, в любой из форм, предусмотренных законом, используя любой вид собственности и т. д. Этот принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности. Но эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в объеме, необходимом для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и государственной безопасности. Таким образом свобода предпринимательской деятельности ограничивается общей практикой лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности[11]1.
2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридическое равенство прав собственности и равной их защиты закреплен в ст. 8 Конституции: «Российская Федерация признает и защищает одинаково частные, государственные, муниципальные и другие формы собственности». Согласно этому принципу права нельзя задать любые привилегии или ограничения для тех или иных видов собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, законодательство предусматривает правила защиты, которые применяются одинаково для всех субъектов.
3. Принцип единого экономического пространства, то есть, «свободное передвижение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации также является конституционным (ст. 8, 74 Конституции Российской Федерации). В соответствии с этим принципом на территории Российской Федерации не разрешается создавать таможенные границы, пошлины, налоги и любые другие препятствия для свободного передвижения товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии с федеральным законом, могут быть наложены ограничения, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, природы и культурных ценностей. Федеральные исполнительные органы власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вводить такие ограничения по своей собственной инициативе.
4. принцип поддержания конкуренции, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 8, 34 Конституции Российской Федерации). Соблюдение этого принципа является необходимым условием для развития рыночной экономики и предпринимательства. Важную роль в поддержании конкуренции, борьбы с недобросовестными формами его проявления, монополистической деятельности отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.
5. Принцип государственного регулирования бизнеса. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими обстоятельствами, уровнем экономических, социальных, исторических традиций и национальных особенностей и других факторов. Переход России к рыночной экономике потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер экономического воздействия. В этом направлении было сделано много ошибок, не все из которых удалось исправить сегодня. Самое главное что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – это баланс частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.
6. Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимы два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.
2.1. Место предпринимательского права в системе права
В системе права предпринимательское право формируется из различных отраслей права: конституционное, гражданское, трудовое, финансовое, административное, уголовное, налоговое. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное передвижение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности[12]1. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности.
Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого рынка, свободного передвижения всех товаров, услуг и средств по всей России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, предотвращение экономической деятельности, направленной на создание монополии.
Гражданское право - система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, на основе автономии и имущественной самостоятельности сторон к таким отношениям, методом правового равенства сторон. Имущественные отношения, которые являются предметом гражданского права могут выражать принадлежность имущества определенным лицам; имущество организации (корпоративные правоотношения); переход собственности от одного лица к другому. Неимущественные отношения, связанные с имущественными, являются категорией исключительных прав (авторское право, патент, и др.).
Гражданское право регулирует порядок заключения договоров, наследование, авторство, жилищные вопросы. Главной особенностью гражданского права является, что оно упорядочивает отношения между равными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по их воле.
Правила, регулирующие предпринимательство, то есть деятельность по систематическому получению прибыли, органично сливается с гражданским правом. Однако гражданское право не является единственной отраслью закона, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими секторами частного и публичного права.
Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.
Административное право регулирует общественные отношения, развивающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов на всех уровнях, перечень целей и задач, профессиональных качеств, структуру, функционирования.
Административное право обеспечивает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации[13]1. Это может быть, например, обязательная государственная регистрация, регламентация отношений этих организаций с государственными органами, осуществление надзора и контроля соответствия их деятельности требованиям закона.
Административное право определяет правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и других негосударственных субъектов в области административно-правовых отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «предпринимательское право» подразумевает рациональное правовое регулирование экономической деятельности, в том числе деятельности государства, контроля, как в обществе, так и по отношению к внутренней деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Термин «предпринимательское право» уменьшает количество отношений и включает в себя правовое регулирование деятельности, связанной с получение прибыли, за исключением видов деятельности, которые не связаны с извлечением прибыли.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные отношения, в том числе отношения государственного регулирования предпринимательской деятельности. Кроме того, предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность).
Предметом отрасли предпринимательского права являются:
1) отношения, возникающие в процессе деятельности;
2) отношения некоммерческого характера;
3) взаимосвязь государственного регулирования отдельных аспектов предпринимательской деятельности.
Метод предпринимательского права является сложным, в силу специфики предмета данной отрасли права. Правовое регулирование предпринимательского права основывается на сочетании диапозитивных и императивных правовых норм.