Файл: Типология агрессивного поведения человека (Понятие агрессии и агрессивных проявлений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 966

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реактивная агрессия может проявляться яростью. Оборонительный ответ возникает на угрозу. Является аффективным состоянием.

Другая форма — раздражение. Представляет собой слабо выраженную агрессию. Может не иметь четкой направленности.

У злости всегда есть объект, данное чувство частное. По выраженности сильнее, чем раздражение.

Самое тяжелое проявление — ненависть. Чаще всего является чертой характера. Быстро переходит в хроническое состояние, трудно поддается коррекции.

Не следует исключать влияния общественности. Религиозные течения, пропаганда, расовая ненависть, мораль, образы политиков или сильных личностей, которые являются агрессивными, развивают у наблюдателей подобное качество. Часто люди, причинившие вред, ссылаются на плохое настроение или даже психическое расстройство. На самом деле только 12% из всех агрессивных людей являются психически больными. Остальные личности проявляют свои негативные эмоции в результате неправильной реакции на происходящее, а также отсутствия самоконтроля. 

2.2 Методы коррекции агрессивного поведения

По утверждению Зигмунда Фрейда, агрессивность заложена в человеке от природы, поэтому такую форму поведения можно ослабить, но она не поддается лечению.

Агрессивное поведение человека представляет угрозу для общества. Чтобы поведение не причиняло кому-либо вреда, следует учиться контролировать его. Более эффективно борьба с агрессией проходит под контролем психотерапевта. Специалист поможет разобраться в своих чувствах, подберет подходящие методики, которые помогут усмирить как хроническую ненависть к другому человеку, так и ситуативные вспышки гнева.

Для детей применяют игровые методики: такой способ хорошо помогает скорректировать поведение, обучить ребенка более безопасным, социально одобряемым паттернам поведения. Хорошо помогают способы, при которых дети вымещают негативные эмоции на неодушевленном предмете: зачеркивают листы бумаги, пинают специальную подушку.

Если ребенок склонен выражать свои эмоции и чувства громкими криками, можно воспользоваться техникой «Мешочек криков»: кричать разрешается лишь тогда, когда ребенок держит мешочек. Успокоившись, он должен завязать и отложить предмет, прекратить шумно выражать свои чувства.

Для подростков, взрослых может использоваться психотерапия, когнитивно-поведенческая терапия. Человек должен осознать, что его раздражает, после чего специалист помогает ему научиться контролировать собственные эмоции. Иногда применяется гипноз: состояние, в котором при таком воздействии пребывает человек, позволяет легко определить причины нежелательного поведения и заменить деструктивные поведенческие модели конструктивными.


Проявлять негативные эмоции также можно без вреда для окружающих: пинать подушку, активно заниматься спортом, купить боксерскую грушу, кричать в лесу.

Важной частью является и профилактика. Особенно важна она в тех случаях, когда наблюдается агрессия без причины. Необходимо избегать переутомления, высыпаться. Ребенку рекомендуется организовать режим: распорядок дня будет создавать стабильность, снизит частоту детских истерик. Питание должно быть сбалансированным: это поможет нормализовать состояние нервной системы.

Психологами широко используется ряд упражнений на контроль гнева и коррекцию агрессивного поведения. Вот несколько из них: 

- комкать и рвать бумагу; на этой бумаге, кстати, можно написать все негативные слова, которые хочется сказать; 

- срывать агрессию на «подушке для битья»; 

- громко орать, используя «рупор», сделанный из большого листа бумаги; 

- топать ногами или пинать какую-нибудь консервную банку; 

- вминать пластилин в картонку или доску; 

- в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки. 

Конечно, такие упражнения — лишь методы «быстрого реагирования» и по сути достаточно поверхностны. Для того чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной и успешной, недостаточно использовать только эти методы. Необходимо помочь человеку отреагировать проблемную ситуацию в целом.

Заключение

В современной научной литературе под агрессией понимают наступление, атаку, нападение; насильственное нарушение прав другого или оскорбительные действия по отношению к нему.

Агрессивное поведение представляет собой внешнее выраженное действие, поведение, направленное против другого; мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам взаимодействия между людьми. Целью агрессивного поведения чаще всего является причинение вреда другому. Подобное поведение не отожествляется с установками, мотивами или эмоциональными состояниями, хотя они могут оказывать влияние на характер протекания поведенческих стратегий. Агрессивное поведение отмечается не только у детей и подростков, но и у взрослых людей. Зачастую такое поведение представляет защитную реакцию на неблагоприятные жизненные ситуации, но иногда поведение такого рода может быть и осознанным.

Методы коррекции агрессивного поведения – это наиболее общие, отличающиеся эффективностью, игровые или неигровые технологии изменения поведения взрослого человека. Методы коррекции могут быть использованы и одновременно, и последовательно.