Файл: Понятие миссии, частные цели (Понятие и содержание миссии как генеральной цели организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы института целеполагания в современной организации
1.1 Понятие и содержание миссии как генеральной цели организации
1.2 Роль миссии и целей организации
1.3 Взаимосвязь миссии, целей и стратегии развития организации
1.4 Практика формирования миссий и целей организаций в России
2 Анализ практики формирования миссии и целей организации на примере ООО «Урбан Китчен» г Москва
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Формирование миссии, видения и стратегической цели
2.3 План мероприятий по реализации стратегических целей управленческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что на сегодняшний день постановка цели и выбор миссии – это основополагающий стержень в управлении предприятием.
Миссия организации – это выражение философии и смысл существования организации.
Миссия обычно детализируется статусом предприятия, декларируется принцип его работы, заявления и намерения руководства, а также дается определение самых важных характеристик.
Целью данной работы является раскрытие особенностей понятия миссии и частных целей в организаци.
- рассмотреть понятие и содержание миссии как генеральной цели организации;
- охарактеризовать роль миссии и целей организации;
- раскрыть практику формирования миссий организаций в России;
- провести анализ практики формирования миссии и целей организации на примере ООО «Урбан Китчен»;
- описать формирование миссии, видения и стратегической цели;
- разработать план мероприятий по реализации стратегий развития предприятия;
- произвести расчет эффективности стратегии развития предприятия.
Объект исследования – институт миссия организации и ее значение.
Предмет исследования – особенности миссии организации ООО «Урбан Китчен».
Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.
Структура данной работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1 Теоретические основы института целеполагания в современной организации
1.1 Понятие и содержание миссии как генеральной цели организации
Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров («Мы делаем мебель») или используемой технологии (Мы разрабатываем программное обеспечение»). Но формулировка миссии компании должна быть ориентированной на рынок.
В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.
Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования [7, с.13]
В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании [13 с.208]
Определение деятельности с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все равно устаревают, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда. Миссия и философия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей.
При определении миссии и философии руководству компании следует избегать двух моментов: как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости.
Миссия и философии должна быть:
Реалистичной. Например, российская авиакомпания «KrasAir» наверняка обманывала себя, если бы определяла свою цель как превращение в крупнейшую авиакомпанию мира. [8, с.225]
Конкретной. Она должна подходить именно к этой компании и ни к какой другой. Во многих формулировках миссии преследуют рекламные цели, зачастую упуская из виду конкретные действенные ориентиры. Формулировка типа «Мы хотим стать ведущей компанией в данной области промышленности, производя товары высшего качества по самым низким ценам и, обеспечивая лучшее обслуживание» звучит хорошо, но она полна обобщений и противоречий. Она не поможет компании в принятии конкретных решений.
1.2 Роль миссии и целей организации
Формулировка миссии и философии компании должна отражать предвидение компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Такая ситуация сложилась у компании Kodak, когда текущие события заставили фирму серьезно задуматься над своей миссией. В 90-х из-за проблем с представителями внешней среды компании Siemens, немецкому электронному гиганту, пришлось пересмотреть свою стратегию.
На каждом уровне управления миссию и философию компании нужно преобразовать в конкретные стратегические цели. Каждый менеджер должен знать свои задачи и отвечать за их выполнение. Например, Международная рудно-химическая корпорация (IMCC) занимается многими видами деятельности, включая производство удобрений. Подразделение удобрений утверждает, что его миссия состоит не в производстве удобрений, а в «повышении производительности сельскохозяйственного производства». Такая миссия и философия порождает иерархию задач, включающую профессиональные цели и маркетинговые задачи. Цель, состоящая в повышении производительности сельского хозяйства, обусловливает профессиональную цель компании – разработку новых удобрений, обеспечивающих повышение урожайности [17, с.225]
Эти цели должны быть максимально конкретны. Задача «увеличить нашу долю на рынке» не столь конкретна, как задача «увеличить нашу долю на рынке на 15% к концу второго года». Таким образом, можно сделать вывод: миссия и философия компании определяет философию предприятия и основное направление деятельности, а стратегические цели – это реально измеряемые задачи, стоящие перед компанией.
Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии.
Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу.
Однако при разработке миссии организации часто возникают ошибки, связанные с погоней за прибылью. Известно, что прибыль представляет собой исключительно экономический результат деятельности компании, который не дает представления ни о сфере деятельности, ни о социальной значимости предприятия. Миссии, ориентированные только на получение прибыли, не дают возможности отличить одно предприятие от другого. Миссия – это не получение прибыли.
К сожалению, часто организации сталкиваются с проблемой, когда миссия организации отождествляется с задачами извлечения прибыли. Выбор прибыли в качестве миссии организации ведет к ограничению возможностей развития организации [19, с.200]
Таким образом, правильно сформулированная миссия организации, вне зависимости от того на какой сегмент рынка она ориентирована, является ли она крупным или средним игроком на рынке услуг, должна давать четкое представление о трех основных аспектах:
1. сфера и направление бизнеса;
2. роль и предназначение организации в системе рыночных условий и общества в целом;
3. изменение стратегического курса организации в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды. (4, с. 20).
Перечисленные факторы формирования и оперантного определения миссии организации лежат в основе причин существования компании. Как правило, миссия определяется в процессе стратегического планирования, и ее принятие позволяет определить назначение деятельности данного предприятия. Анализ приведенных в данном параграфе факторов для выбора миссии позволяет констатировать, что необходимо четко и ясно определить основные принципы работы, обозначить цели деятельности, направления развития.
1.3 Взаимосвязь миссии, целей и стратегии развития организации
Разработка стратегии и стратегических целей предполагает предварительное определение миссии и ценностей организации. Миссия оказывает влияние на стратегию, пути ее реализации и т.д.
Миссия определяет место, роль и положение организации в обществе, её общественный статус, позволяет работникам и руководителям посмотреть на деятельность компании в будущем, что является важным условием в определении долгосрочной конкурентоспособности.
От выбора стратегии зависит не только соответствие стратегии возможностям организации, но и сама реализуемость стратегии, возможность, способность компании ее реализовать.
Несоответствие миссии стратегическим целям и ценностям руководства компании и ее работников ведет к невозможности реализации самой стратегии.
Сильная миссия становится критерием конкурентоспособности, когда способна мотивировать, аккумулировать и объединять усилия всех сотрудников и других заинтересованных сторон для выполнения предназначения организации. Сильная миссия возникает в результате согласования всех составляющих ее элементов: предназначения, видения, стратегии, норм поведения и организационных ценностей.
Видение представляет собой предварительный анализ перспектив функционирования организации, связанный с тенденциями развития социума в глобальном, национальном и региональном масштабах, с трендом современных технико-экономических укладов, с тенденциями роста экономики и научно-технического прогресса, а также с формированием ядер роста новых перспективных хозяйственных отраслей.
Основная общая интегральная цель организации, четко выраженная причина ее возникновения и существования определяется как ее миссия. Миссия определяет статус организации и задает маршруты и ориентиры для разработки стратегий, целей и задач на разных организационных уровнях. Она включает вид деятельности, принципы фирмы с учетом влияния внешней среды и требования к организационной культуре.
Кредо организации выражает ее основные ценности, которые могут быть сведены в целостную систему, в свою очередь являющуюся подсистемой в системе ценностей всего общества в целом.
Цели являются критериями для всего дальнейшего процесса принятия управленческих решений. Т.е. организации, которые вследствие своего размера и масштабов деятельности нуждаются в многоуровневых системах управления, как правило, имеют несколько широко сформулированных целей, а также более частные цели, увязанные с общими целями организации. Для крупных организаций, с учетом их структуры и сфер деятельности, может быть построено дерево целей организации, т.е. рисунок, наглядно отображающий их структурированность, иерархичность, соподчиненность и взаимозависимость. Цели должны быть чёткими, ощутимыми, достижимыми и разработанными для каждого промежутка времени, т.е. долго-, средне- и краткосрочными.
Оценка и анализ внешней среды организации сводится к рассмотрению ее основных параметров -внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на функционирование организации. Любая организация в любой точке пространства находится в какой-либо среде, которая в данный момент времени или относительно стабильна, или динамично меняется, или ее изменения обусловливают сильное негативное воздействие на организацию.
После оценки и анализа внешней и внутренней среды необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты стратегии. К ним могут быть, например, отнесены: рост, ограниченный рост, сокращение, сочетание этих подходов, образование новых хозяйственных подразделений, выбор новых отраслей деятельности и другие возможные направления.
Ключевым этапом в разработке стратегии является определение миссии организации.
Миссия - это базовая цель организации, как конкурентоспособной единицы, определяющая в общем виде ее предназначение. Она включает в себя важнейшие основы ее управления как целостной системы. Миссия - это всеобщее заявление фирмы, которое раскрывает её планы, важные для всего окружения
Миссия фирмы в фиксированном виде отражает смысл бытия организации, её предуготовление. Миссия даёт организации индивидуальность, насыщает труд людей неповторимым смыслом. Миссия предприятия, как наиболее общая характеристика, которая в общем случае поглощает в себя цели его развития.