Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления конфликтами в организации.
Понятие конфликта и его роль в организации.
Типология конфликтов в организации.
1.3 Методы разрешения конфликтов и приемы урегулирования конфликтных ситуаций в организации
Глава 2. Управление конфликтами в организации.
2.1 Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации в организации.
2.2 Причины возникновения конфликтов и управление ими в организации ООО «Барс».
2.3 Рекомендации по управлению конфликтными ситуациями в организации ООО «Барс».
Таблица 1.
Методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа.
Аспект отношений |
Экспертный метод |
Завоевание авторитета у сторон |
Проявление, демонстрация независимости, разъяснение своих намерений |
Определение структуры взаимоотношений сторон |
Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений между центральной властью и участниками конфликта |
Поддержание "оптимального" уровня интенсивности конфликта |
Определение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения |
Дифференциация вмешательства по видам конфликта |
Выбор вмешательств, соответствующих данной классификации |
Детализация конфликта, конфронтация, синтез |
Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации |
Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны |
Рекомендация четких и ясных процедур, прекращение циклично повторяющихся обсуждений |
В предложенном алгоритме разрешения конфликтов отношения между организационными субъединицами характеризуются наличием взаимозависимости и стремление к автономии. Иными словами, предложенный подход разрешения конфликтов в кризисном режиме развития рассматривает направления формирования такого важнейшего свойства коммерческой организации в условиях рынка как выживаемость. Вместе с тем, менеджеру предлагается расширенный дифференцированный арсенал вмешательств в неизбежные конфликты между организационными единицами.
2.2 Причины возникновения конфликтов и управление ими в организации ООО «Барс».
Известный факт, что решение одной проблемы часто само собой ведет к решению с ней сопряженных проблем, аналогично происходит, когда эта проблема возникает и остается долгое время нерешенной - возникает ряд других проблем. Многие трудные проблемы ООО «Барс» имеют такое происхождение. Они не могут решиться, так как тянут за собой необходимость решения ряда других.
Конфликты внутри предприятия на момент исследования, практически не возникают, несмотря на то, что предприятие имеет огромную задолженность по заработной плате перед персоналом, условия труда не удовлетворительны, а никаких мер по разрешению ситуации не проводится. Дело в том, что работники практически смирились с такими условиями своего места работы, и понимают бесполезность своих протестов. Те, кто не желает мириться с таким положением дел - не тратят зря сил, нервов и денег на успокоительное средство, а просто начинают искать новое место работы.
Хронологическая структура конфликта такова:
- Неудовлетворенность работников условиями труда и оплатой труда.
- Руководство мер по его решению не предпринимает (со стороны руководства происходит уклонение и игнорирование претензий подчиненных).
- Подчиненные вынуждены смирится с тем, что их требования неудовлетворенны.
В результате возникают дисфункциональные последствия конфликта.
Их проявление заключается в следующем:
- неудовлетворенность работников;
- высокая текучесть кадров;
- снижение производительности труда;
- нежелание работников принимать творческого участия в деятельности предприятия, вносить свой собственный вклад;
- нежелание кадров сотрудничать с управленческими структурами.
Кроме того, плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта, действует как катализатор конфликта и мешают отдельным работникам или группам понять ситуацию с точки зрения других. Следствием являются неоднозначность критериев и показателей качества продукции, неспособность однозначно определить должностные обязанности и функции всех работников, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Таким образом, прямым результатом внутренних конфликтов, и в особенности конфликтов возникающих между работниками и руководством ООО «Барс», является снижение производительности труда, снижение качества продукции. В результате неразрешенность внутренней проблемы перерастает во внешнюю, и происходит уже внешний конфликт - конфликт с потребителями продукции. Статистические данные показывают, что в последние годы качество производимой продукции столь низко, что продукцию ООО «Барс» очень трудно реализовать, возникают проблемы с потребителями продукции данного предприятия.
Чтобы исправить создавшееся положение, руководству ООО «Барс» необходимо приступить к выполнению ряда мероприятий.
2.3 Рекомендации по управлению конфликтными ситуациями в организации ООО «Барс».
ООО «Барс» в настоящее время находится в сложном финансово – экономическом положении. В результате создается не благоприятная для предприятия ситуация во всех отношениях: начиная, мягко говоря, недовольством со стороны работников предприятия, и заканчивая полным развалом предприятия.
В режиме жесточайших законов рыночной экономики предприятие не способно выжить или хотя бы покрывать свои расходы, его деятельность убыточна.
Производство практически не развивается. Производственный план не выполняется, продолжается снижаться производительность труда. Происходят массовые задержки выплаты зарплаты. Продукция ООО «Барс» не конкурентоспособна на ряду с продукцией, предлагаемой конкурентами вследствие низкого качества, несоответствия продукции требованиям покупателя.
Возможный шанс спасти его - продать в частные руки или попытаться привлечь инвесторов, в том числе и иностранный капитал. Однако, ситуация, в которой организация находится, настолько кризисная, что никакие инвесторы не решатся что-либо вкладывать.
Для преодоления сложившейся ситуации на предприятии и выхода его их кризисного положения следует поднять уровень организационно- управленческой деятельности. В первую очередь необходимо начать с руководства ООО «Барс», т.е. провести его реорганизацию. Затем следует начать с выработки и постановки целей, формируемых на уровне высшего руководства предприятия. Это свидетельствует о том, что следует срочно пересмотреть номенклатуру выпускаемой и предлагаемой на реализацию продукции, улучшить её качество, в противном случае речи о выходе ООО «Барс» из кризисного состояния и об улучшении его финансового состояния быть не может. Более того, в последующие годы ситуация будет обостряться, так как с каждым годом стандарты, предъявляемые к выпускаемой продукции, а также запросы потребителя усложняются.
Также необходимо организовать исследование рынков сбыта продукции, что выявит их характерные тенденции. Как показала практика, продукция, которую производит предприятие, является неконкурентоспособной с аналогичной продукцией других предприятий, и к тому же не пользуется спросом. Поэтому выходом из положения является разработка новых технологий, внедрение их в производство. Все вышесказанное приведет к росту производимой продукции, который произойдет главным образом за счет рационального использования ресурсов, экономного распоряжения денежных средств, а также привлечения их со стороны. И предприятие всегда сможет избежать неблагоприятной ситуации, если будет соблюдать вышеперечисленные предложения, которые будут осуществляться под строгим руководством, а также учитываться непрерывное и динамическое развитие рынка.
Таким образом, планирование будет нацелено не только на экономию материальных ресурсов, снижение издержек производства, но главным образом на создание ассортимента продукции, которая будет конкурентоспособной на рынке сбыта. Все это будет напрямую способствовать выходу ООО «Барс» из кризиса и его успешному развитию в дальнейшем.
Необходимо проведение маркетинговых исследований и установление «обратной связи» с потребителями продукции, исследование спроса. Но наиболее важным моментом является необходимость заинтересовать рабочих в улучшении состояния предприятия и показателей его деятельности, объяснить работникам, что только вместе и постепенно можно исправить создавшееся положение. Также необходимо постановить поощрительные премии за сверхурочные работы. Эти мероприятия будут способствовать росту производительности труда, а как следствие этого – увеличению объемов выпуска производимой продукции.
Следует развивать технологическую базу производства, совершенствовать и внедрять новые технологии, обучать персонал, применять методы автоматизации и рационализации, разрабатывать программы по улучшению качества производимой продукции. Также необходимо совершенствовать управление запасами, уменьшать расход материалов и снижать затраты. Для снижения издержек в производстве необходимо систематично проводить экономию финансовых, материальных и трудовых ресурсов на всех этапах производственного процесса.
Немаловажным является и рационализация методов работы, которая охватывает: рациональную организацию рабочего места, оснащение его всеми необходимыми механизмами и устройствами; сокращение протяженностей путей перемещения рабочих; разработку и внедрение рациональных методов и приемов труда в процессе выполнения производственных заданий.
Важное значение также имеет инвестиционная деятельность предприятия, непосредственно связанная с повышением эффективности производства. Она предполагает вложение средств в обновление или замену парка машин и механизмов.
Заключение
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное, однако конфликт, если он имеет функциональные последствия, следует рассматривать не как нечто крайне нежелательное, а как средство повышения эффективности управления и организации деятельности.
Если же возникновение конфликта нежелательно в коллективе, то необходимо принять меры для его предупреждения и предотвращения.
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:
- умение определить, что общение стало предконфликтным;
- стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента;
- снижение своей общей тревожности и агрессивности;
- умение оценивать свое актуальное психическое состояние;
- постоянная готовность к неконфликтному решению проблем;
- умение улыбнуться;
- не ждать от окружающих слишком многого;
- искренняя заинтересованность в партнере по общению;
- конфликтоустойчивость и чувство юмора.
Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, в первую очередь то, что удалось сделать, а затем – то, что не удалось:
- оценивающий должен сам хорошо знать деятельность;
- оценку давать по существу дела, а не по форме;
- оценивающий должен отвечать за объективность оценки;
- выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков;
- четко формулировать новые цели и задачи;
- воодушевлять сотрудников на новую работу.
Соблюдение этих рекомендаций поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.
Из существующих стилей разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблем) наиболее эффективным является стиль разрешения проблем, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.h
Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений. Именно на это следует опираться решении проблемы на ООО «Барс».
К отрицательным последствиям конфликта наблюдаемым на исследуемом предприятии относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.