Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ
1.1. Необходимость и сущность финансов
1.2. Роль финансов и финансовый контроль
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
4.1. Финансовая система: понятие, элементы, основы построения
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту[2].
2.5 Фискальная функция
Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:
- государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);
- ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);
- ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.).
Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех, имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства - это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых услуг.
Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной и экономической политики.
2.6 Стимулирующая функция
Стимулирующая функция сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует прежде всего следующие финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги[3].
На основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.
Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.
Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение.
Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.
Таблица 1
Методы исчисления валового внутреннего продукта
Производственный метод |
Распределительный метод (на стадии распределения) |
Метод конечного использования (на стадии конечного использования) |
Если выпуск товаров и оказание услуг выражены в основных ценах: С – сумма всех субсидий на продукты и импорт; Если оценка выпуска товаров и услуг по экономике в целом получена в ценах производителя: где НДС – сумма НДС; ЧНИ – чистые налоги на импорт |
Метод не используется для определения объема ВВП, его основное значение состоит в анализе процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП. ВВП в этом случае определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами) резидентами между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг: ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ + ВП + ВСД, ЧН – чистые налоги на производство; ЧНИ – чистые налоги на импорт; ВП – валовая прибыль; ВСД – валовые смешанные доходы |
ВВП = КП + ВН + + (Э – И), |
Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Финансы играют важную роль в условиях рыночной экономики, одним из секторов которой является социальная сфера. Социальная сфера охватывает многие стороны человеческого быта. Ключевым моментом ее развития в следствии повышение жизненного уровня людей. В широком смысле уровень жизни - то комплексна характеристика внимания общества к человеку. Она синтезирует объем и структуру потребления, экономические и производственно-технические условия труда, количество и качество свободного времени, протекание демографических процессов, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, имеющих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, возможности, которые общество предоставляет для всестороннего развития личности каждому индивидууму. В узком значении уровень жизни представляет систему количественных показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека[4].
Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые - конкретны и наглядны, позволят сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывает влияние различия масштабов цен и доходов. Но у натуральных показателей есть недостаток - отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость минимальной потребительской корзинки, индекс реальных доходов населения и т.д.
Показатели уровня жизни как натуральные, так и стоимостные, наглядны и значимы, если их сопоставить с научно-обоснованными нормами. Отклонения от таких норм позволит измерить степень приближения к талону высокого жизненного уровня. Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства.
Уровень жизни населения определяет не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др.
Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Причем данное распределение носит весьма противоречивый характер. Например, с помощь налогов урезать полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перераспределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.
В условиях рыночных отношений роль добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.
Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:
- повышение общего уровня жизни населения;
- достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слом и социальным группам граждан;
- обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а также вида общественно полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;
- стимулирование трудовой и деловой активности населения, борьбы с незаконными доходами;
- привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы.[5]
Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность четко разграничивает интересы субъектов рыночных отношений.
Финансы предприятий в рыночной экономике основаны на обособленности оборота государственных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов предприятий.
Основу функционирования финансов предприятий в рыночной экономике образуют:
- предпринимательская деятельность;
- самофинансирование;
- рыночное ценообразование;
- рынок капиталов;
- рыночное законодательство.
Вместе с тем, финансы предприятия являются основой финансовой системы государства и, соответственно, объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти и управления.
Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию:
- прибыльная работа;
- рациональная минимизация затрат;
- оптимизация финансовых потоков.
Роль финансов предприятий в рыночных преобразованиях российской экономики сводится к трем решающим факторам:
- экономическая стабилизация;
- адаптация к рыночным преобразованиям;
- стимулирование инвестиционной активности.
Распределение денежных средств начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Источниками его формирования служат:
- арендная плата;
- амортизационные отчисления, включаемые по основным производственным фондам в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг.
Фонд оплаты труда, как элемент реализации распределительной функции, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в части:
- затрат на оплату труда основного производственного персонала (включая премиальные выплаты);
- компенсирующих выплат;
- затрат на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
Все остальные выплаты работникам (материальная помощь, надбавки к пенсиям, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий и т.д.) производится за счет чистой прибыли.
Прибыль – основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств.
Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:
- Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег – обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.
- Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.
- Наличие государства Ф. Энгельс указывал, что с появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.