Файл: Сущность и функции финансов (Контрольная функция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансы – неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовое отношения между хозяйствующими субъектами.[6]

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

4.1. Финансовая система: понятие, элементы, основы построения

Финансовая система – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система состоит из:

а) общегосударственные финансы – федеральный, региональные, местные бюджеты, государственная кредитная система, система государственного страхования, пенсионный фонд, внебюджетные фонды и т. п.

б) финансы хозяйственных субъектов – финансы предприятий, коммерческая банковская система, коммерческое кредитование и страхование, залоговая, биржевая системы.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных фондов и накоплений самих предприятий.

Основой финансовой системы являются финансы предприятий – они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственные финансы – ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственными и непроизводственными сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.


Госбюджет – главное звено финансовой системы – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создаёт возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства, что позволяет влиять на единую экономическую и финансовую политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Расходы бюджета на социально-культурную сферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, т. к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование этих фондов происходит за счёт обязательных целевых отчислений, которые установлены в процентах к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции. Имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ц.б. Данная форма кредита позволяет заёмщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие дефицита государственного бюджета без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.


Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

4.2. Уровни финансовой системы

Первый уровень финансовой системы «Государственные и муниципальные финансы» характеризует финансы органов власти и имеет свою внутреннюю иерархическую структуру, что связано с различиями в степени значимости выполняемых этими органами власти функций и территориальной масштабности их деятельности. Само название этого уровня диктуется российским законодательством, согласно которому к государственным органам у нас относятся органы власти федерального и субфедерального значения.

Выстраивая внутреннюю структуру этого уровня финансовой системы, следует также учесть и разделение органов власти по территориальному признаку.

Территориальными у нас являются органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Кроме того, административно-территориальное деление страны построено таким образом, что муниципальные образования входят в состав субъекта Федерации, а более мелкие муниципальные образования (поселения) включаются в состав более крупных (районов). Таким образом, финансовая система представлена в двух аспектах:

  • с позиции значения стоящих перед органами власти задач и выполняемых функций в ней выделены три уровня: федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы муниципальных образований. При этом государственные финансы включают два уровня – федеральные и субъектов РФ;
  • с позиции территориального охвата выделены федеральные финансы общегосударственного значения и территориальные финансы, подразделяемые на два уровня: финансы субъектов РФ и финансы муниципальных образований.

Несмотря на отмеченные различия в положении и значимости финансов органов власти различных уровней, для всех них характерны некоторые общие черты, что позволяет в общей структуре финансовой системы объединить их в один уровень. К ним относятся следующие:

  1. Финансовой основой деятельности органов власти всех уровней являются бюджеты, поэтому структура их финансов отражается в структуры бюджетной системы, которая включает также три уровня (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты).
  2. Формирование финансовых ресурсов осуществляется преимущественно в виде налоговых поступлений, имеющих принудительную и обязательную основу, что способствует наполнению бюджетов соответствующими финансовыми ресурсами. Государственные и муниципальные финансы отличает общественная направленность целей использования финансовых ресурсов, что связано с законодательным закреплением за органами власти определенных полномочий, которые направлены на реализацию экономических, социальных и политических интересов общества и отдельных его граждан.

Особое значение этого уровня финансовой системы обусловлено тем, что для обеспечения интересов всего общества органы власти обладают возможностью оказывать регулирующее воздействие на экономические и социальные процессы, происходящие в стране, в том числе и на формирование финансовых ресурсов участников финансовой системы, расположенных на нижестоящих уровнях.

На этом основании они включены в первый уровень финансовой системы. Второй уровень финансовой системы «Финансы предприятий и организаций» (их еще называют хозяйствующими субъектами) представлен финансовыми отношениями, участником которых являются различные виды предприятий и организаций, которые производят продукцию и оказываю услуги, обеспечивают поступательное развитие экономики страны. Их значение в финансовой системе определяется тем, что они выступают как первоначальное звено, в котором образуется стоимость созданных продуктов, выступающая базой первичного распределения и первоначальным импульсом к образованию финансовых потоков (платежи поставщикам, выплата заработной платы работникам, уплата налогов в бюджет). Кстати, их центральное место в построенной структуре финансовой системы как раз и характеризует это положение – обеспечение первичными доходами основных ее участник.

Третий уровень финансовой системы «Финансы населения» может характеризоваться наличием общих черт независимо от той категории общественного слоя, к которой принадлежит данное лицо (уровень доходов, наличие собственного имущества, профессия, должность и т. д.), и особенностей. При этом можно выделить следующие основные признаки данного уровня финансовой системы:


  1. В отличие от других уровней финансовой системы финансы населения по своей организации имеют более индивидуализированную основу. Это проявляется в принятии различного рода экономических решений, включая и финансовые, одним лицом, которое, если это семья или община, выступает как лидер. Такая позиция в современных не характерна как для государственных организаций (демократические системы управления), так и для предприятий (коллегиальное принятие решений и распределение ответственности).
  2. Целью формирования финансовых ресурсов является удовлетворение личных потребностей, которые могут быть различны и зависят от многочисленных факторов как объективного, так и субъективного характера. Обычно человек выбирает профессию, занимается каким-либо делом, приносящим доход, исходя из собственных желаний и возможностей. Большая часть людей при этом стремится к высоким доходам. Но эти стремления бывают ограничены объективными причинами (определенный уровень умственных и физических возможностей) или субъективными (нежеланием трудиться вообще или определенной жизненной позицией, например уход в религию, самоограничение и т. д.) .
  3. Организация финансовых потоков в финансах населения носит наименее регламентированный характер, так как не обязаны вести четкий учет поступающих доходов и осуществления расходов, и отчеты об использовании своих финансовых ресурсов.

Таким образом, здесь показано, что финансовые отношения формируются на отдельных уровнях, для каждого из которых характерны некоторые общие черты, позволяющие объединить их в один уровень, и ряд отличий от других уровней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.