Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ООО «Агроторг»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 903

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности торговых предприятий вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к вопросам цены, продвижения, сбыта, качества товаров, т. е. к вопросам организации коммерческой работы.

Объектом работы является ООО «Агроторг».

Предметом работы является организация коммерческой деятельности.

Целью работы является определение коммерческой деятельности ООО «Агроторг».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие и виды коммерческой деятельности;
  • проанализировать направления совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия;
  • дать организационную-экономическую характеристику розничной торговой организации ООО «Агроторг»;
  • провести анализ организации розничного самообслуживания в ООО «Агроторг»;
  • предложить пути совершенствования коммерческой деятельности торговой организации.

Цели и задачи работы определили ее структуру.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

В первой главе работы изучено понятие и виды коммерческой деятельности; проанализированы направления совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия.

Во второй главе работы дана организационно-экономическая характеристика розничной торговой организации ООО «Агроторг»; проведен анализ организации розничного самообслуживания в ООО «Агроторг».

В третьей главе работы предложены пути совершенствования коммерческой деятельности торговой организации.

Методами, использованными в работе, являются метод анализа, синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

Теоретическую основу работы составили работы российских и зарубежных ученых по рассматриваемой теме, материалы сети Интернет.

Информационную основу работы составили данные ООО «Агроторг» за 2016-2018 гг.

1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия

    1. Понятие и виды коммерческой деятельности


Сущность коммерческой деятельности торговых организаций по большому счету сводится к выполнению торгово-посреднических операции и мер по продвижению и сбыту товара и доведению его до конечного потребителя (если брать сферу розничной торговли) и до розничных продавцов (если брать сферу оптовой торговли). Если обратиться к толкованию понятий «коммерческая деятельность», «торговля», то можно обнаружить много общих черт. В самом широком смысле под коммерцией понимается «любая предпринимательская деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли» [1, с. 41].

Впервые понятие «коммерческая деятельность» было сформулировано Гарвардской школой управления коммерческой деятельностью в 1958 году. Классическое определение гласит: «коммерческая деятельность существует для удовлетворения с прибылью потребительских требований» [3, с. 18].

М.А. Федорова включает в состав коммерческой деятельности торговых предприятий как вопросы организации торгово-технологических операций, так и процесс управления ими со стороны специально созданных коммерческих служб такого предприятия [12, с. 110].

С.Н. Виноградова рассматривает вопросы организации коммерческой работы и дает определение применительно к условиям административно-командной системы. Однако эти определения не отвечают современным требованиям и не отражают сущности коммерческой работы, ее целей и задач в условиях рыночной экономики [3, с. 19].

Другие ученые определяют коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики как совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов. Так, Л.В. Балабанова считает, что коммерческая деятельность – это «совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов» [7, с. 38].

Операционный подход к коммерческой деятельности прослеживается и в других исследованиях. Так, например, по мнению Л.М. Осиповой и И.М. Синяевой, «коммерческая деятельность – это комплекс операций организаций по исследованию рынков, ведению рекламы, вступление в договорные отношения с посредниками, банками и т. д.» [10, с. 16]. Неполнота данного определения видится в отсутствии указания на цель коммерческой деятельности. Во всех коммерческая деятельность осуществляется, прежде всего, с целью получения прибыли. Остальные цели – социальные, управленческие, организационные в коммерческой деятельности вторичны и вытекают из финансовой цели.


Эффективно поставленная и организованная коммерческая деятельность многими исследователями рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности торговой организации. Так, например, И.В. Кондраков считает, что в силу динамики конкурентной среды многим предпринимательским структурам следует уделять больше внимания совершенствованию элементов коммерческой деятельности [8, с. 103–108].

Между тем, при определении коммерческой деятельности представляется более правильным говорить о коммерческой работе как о деятельности, направленной на получение прибыли, так как доходы не отражают финансового состояния предприятия.

Определение сущности коммерческой деятельности торгового предприятия невозможно без выявления основных направлений ее осуществления. По сути, можно говорить, как о направлениях, так и о функциях коммерческой работы на торговых предприятиях. Здесь различие в терминах может оказаться не столь существенным.

В последнее время появляется достаточно много публикаций, посвященных самым разным аспектам и направлениям коммерческой деятельности торговых предприятий.

Так, например, в статье А.А. Кожовой, А.В. Цветцых акцентируется основное внимание на вопросах совершенствования управления деятельностью торговых организаций [6, с. 388]. Авторы в качестве мер совершенствования системы управления торговой организацией называют и совершенствование коммерческой деятельности.

Раскрытию комплексного подхода применительно к коммерческой деятельности торгового предприятия посвящена статья С.Н. Диановой и Ю.Г. Авагян [5, с. 71–80]. Авторы обращают внимание на глобализацию современной торговли, что выдвигает на первое место применение новых форматов организации торговли.

В качестве одного из факторов повышения качества организации коммерческой деятельности торговой организации называется расширение и усложнение международных торговых связей, и рост научно-технического прогресса. Новые форматы торговли, в том числе, и торговля товарами и услугами через сеть Интернет, повышают требования к организации коммерческой деятельности торгового предприятия.

1.2 Направления совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия


В условиях острой конкуренции и расширения идентичных товаров, реализуемых самыми разными предприятиями торговли, будущее будет принадлежать не малым торговым предприятиям, а торговым сетям. В России, как это показывает практика, растет число торговых сетей, на что обращает внимание ряд авторов [11, с. 56–61]. Рост числа торговых сетей грозит вытеснением малых форм предприятий торговли сетевыми магазинами с большим ассортиментом и низкими ценами на основные группы товаров. В условиях конкурентной борьбы торговым сетям принадлежит значительное преимущество: способность привлечь большее число покупателей за счет снижения цен на основные группы потребительских товаров. Между тем, остаются нерешенными проблемы качества товаров и торгового обслуживания.

Цель совершенствования коммерческой деятельности торговых организаций должна состоять в повышении эффективности управления торговой организацией и обеспечения возможностей роста потенциала организации и максимального его использования в процессе коммерческой деятельности.

В целях совершенствования коммерческой деятельности торговой организации в соответствие с общепринятой методикой принятия управленческих решений можно предложить следующие меры, представленные на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Меры совершенствования коммерческой деятельности торговой организации

Таким образом, согласно вышесказанному, можно заключить, что коммерческая деятельность любого торгового предприятия, будь то небольшой магазин или крупная торговая сеть, направлена на обеспечение доведения товаров до покупателей и торговое обслуживание с учетом требований текущей ситуации на рынке.

В этой связи коммерческой работе должен быть присущ высокий динамизм, профессионализм коммерческих работников, знание текущей рыночной конъюнктуры, а также нацеленность на достижение не оперативных, а стратегических целей. С учетом перспективности сферы торговли, а также расширением ее возможностей, в том числе, выходом на новые рубежи и овладение новыми форматами, следует отметить перспективность коммерческой деятельности, направленной на новые возможности, в том числе, расширение сферы электронной торговли, изменением географии целевой аудитории.


2. Анализ организации коммерческой деятельности в магазине ООО «Агроторг» 

2.1. Организационно-экономическая характеристика розничной торговой организации 

В качестве объекта исследования рассмотрим магазин ООО «Агроторг» (сеть «Пятерочка). Адрес предприятия: ул. Совнаркомовскя 32.

Режим работы - 8:00-22:00.

Метод продаж - самообслуживание.

Предприятие занимается продажей в розницу продовольственных товаров.

Предприятие является юридическим лицом, права и обязанности юридического лица общество приняло со дня регистрации. Общество имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков. Общество несет ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества.

Основной целью Общества является получение прибыли.

Основными видами деятельности акционерного Общества являются:

          • организация торговли продовольственными товарами;
          • посредническая деятельность;
          • закупка и продажа партий товара и продовольствия;
          • оказание платных услуг населению.

Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством, в соответствии с целью своей деятельности.

Организационная структура магазина представлена в приложении 1.

Рассмотрим динамику показателей рентабельности, характеризующие общую эффективность работы предприятия.

Данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Динамика показателей рентабельности на предприятии ООО «Агроторг» в 2016-2018 гг.

Показатель

2016

2017

2018

отклонение

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

635,407

615,448

590,001

-45,406

Чистая прибыль, млн. руб.

37,411

12,531

10,046

-27,365

Себестоимость млн. руб.

1 638,41

2 088,83

2 879,97

1 241,56

Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб.

141,237

115,448

117,436

-23,801

Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн. руб.

1617,912

1479,142

1183,91

-434,002

Среднегодовая стоимость чистых активов, млн. руб.

1143,897

923,631

665,91

-477,987

Собственный капитал, млн. руб.

158,5

121,092

108,561

-49,939

Рентабельность продукции, %

38,78%

29,46%

20,49%

-18,29%

Рентабельность производства, %

26,49%

10,85%

8,55%

-17,94%

Рентабельность продаж, %

18,26%

14,95%

12,07%

-6,19%

Рентабельность имущества, %

3,27%

1,36%

1,51%

-1,76%

Рентабельность собственного капитала, %

23,60%

10,35%

9,25%

-14,35%