Файл: Современные политические режимы (Анализ характерных особенностей разновидностей современных политических режимов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы понятия государственно-правового режима
1.1. Понятие современного политического режима
1.2. Современные подходы к определению политического режима
2. Анализ характерных особенностей современных политических режимов
2.1. Анализ особенностей демократического и авторитарного режимов
2.2. Анализ особенностей тоталитарного режима, анархии и других политических режимов
3. Анализ политического режима современной России
3.1. Анализ демократических особенностей политического режима РФ в современный период времени
3.2. Анализ современного политического режима РФ при В.В. Путине
- выбор лидеров управляемыми ими людьми происходит в процессе честных и состязательных выборов;
- народ является единственным законным источником власти;
- общество осуществляет самоуправление для общего блага и удовлетворения общих интересов;
- политический плюрализм является одной из главных особенностей демократического режима;
- для демократии характерно разделение властей для того, чтобы не допустить концентрации власти в руках узкого круга людей;
- политическая власть имеет законный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами [13, с.58];
- народное правление требует обеспечения ряда прав для любого члена общества;
- с демократическим режимом связан ряд ценностей таких, как законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека.
Одной из главных целей демократического режима является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Данной цели в большинстве случаев не удавалось достичь там, где права человека и иные ценности демократии не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. В современное время во множестве стран народовластие приравнивается к либеральной демократии, которая, вместе с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса своих избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод [14, с.165].
С иной стороны, левые движения, видные экономисты утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей и низкого уровня социального экономического неравенства.
Авторитаризм – это характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом [12, с.125].
Существует два определения авторитаризма [11, с.53]:
- социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
- социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям [17, с.14].
Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся следующие [16, с.187]:
- военно-бюрократический режим;
- корпоративный авторитаризм;
- дототалитарный авторитаризм;
- постколониальный авторитаризм;
- расовая квазидемократия;
- султанистский режим [3, с.92].
Таким образом, демократия представляет собой политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.
Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.
2.2. Анализ особенностей тоталитарного режима, анархии и других политических режимов
Тоталитарный режим правления подразумевает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу, оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид [20, с.84].
Тоталитаризм является политическим режимом полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии [19, с.359].
Признаки тоталитаризма:
- идеологический абсолютизм;
- единовластие одной партии;
- организованный террор и репрессии;
- монополия власти на информацию;
- централизованный контроль над экономикой;
- милитаризация страны.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на [18, с.151]:
- фашистский;
- социалистический;
- национал-социалистический.
Анархию можно определить, как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений таких, как революция, гражданская война, оккупация. Кроме того, анархия представляется как форма общественного устройства, но не как промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к другому [3, с.90].
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что существует множество разновидностей политических режимов. К ним можно отнести – демократия, авторитарный, тоталитарный, анархия.
Также выделяются и другие политические режимы: аристократия, военная диктатура, демократура, деспотизм, диктатура, меритократия, клептократия, корпоратократия, олигархия, охлократия, плутократия, посттоталитаризм, тимократия, тирания, фашизм, феодализм.
3. Анализ политического режима современной России
3.1. Анализ демократических особенностей политического режима РФ в современный период времени
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим [1, ст.1].
В современном Российском государстве всё отчетливее проявляются характерные черты демократии [11, с.54]:
- строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества;
- власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема;
- действуют механизмы непосредственной демократии, существует система разделения властей в государстве;
- гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»;
- формально судебные органы независимы от властных;
- нет ведущей идеологии и политической партии;
- в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности;
- существует внешняя независимость средств массовой информации и коммуникации.
Для усиления в Российском государстве демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформа административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа [10, с.503].
Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации власти действует и противоположная тенденция, а именно укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяют ценности, которые не характерны для традиционной этатистской политической культуры Российского государства [16, с.188]:
- свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям Запада;
- жизнь человека является самой большой ценностью;
- закон обязателен для каждого – от президента до простого человека;
- частная собственность священна и неприкосновенна [9, с.46];
- государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.
Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путём перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью [5, с.75].
Следует также сказать о том, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, – это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима [15, с.16].
Таким образом, вектором формирования политической власти в России в современные дни является политика центризма. Вне зависимости от её идеологического направления подобная политика помогает снизить количество политических конфликтов.
Кроме того, помогает применять политический потенциал общества в целом, оказывать поддержку стабильным отношениям среди представителей элитарных слоёв и граждан.
3.2. Анализ современного политического режима РФ при В.В. Путине
Новый политический режим, связанный с именем нового президента, стал формироваться после президентских выборов 2000 года. Однако ещё до выборов стал проявляться политический стиль нового лидера, который в значительной степени определил методы и способы осуществления власти.
В условиях, когда общество оказалось социально и идеологически расколотым, в качестве основы государственной политики В.В. Путиным был избран принцип «социального контракта», который заключается в консолидации государства, бизнеса и общества, позволяющий ему, с одной стороны, не отказываться от социальных обязательств перед гражданами, с другой стороны, – от постулатов либеральной идеологии. Таким общественным компромиссом явилась реформа государственных символов [20, с.85].
Как прагматичный политик, В.В. Путин демонстрирует готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая оппозиционные. Принцип равноудалённости он использует также в экономической и в конфессиональной сферах.
Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В.В. Путин в то же самое время демонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в Российском государстве [17, с.15].
Экономическая программа В.В. Путина – сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создать общепринятую в мире экономическую среду, обеспечив при этом приток необходимых внутренних и внешних инвестиций [2, с.203].
В ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Президент РФ акцентирует внимание на создании условий для высокого уровня жизни в стране, которая возможна только при зрелой демократии и развитом гражданском обществе. Стремление соответствовать гуманистическим ценностям, широким возможностям личного и коллективного успеха, выстраданным стандартам цивилизации является, с точки зрения президента, приоритетной задачей Российского государства, как государства европейской цивилизации.
Но некоторые политологи отмечают несоответствие между официально заявляемыми целями политических преобразований и реальной политической практикой [7, с.64].
Известный отечественный политолог называет бюрократически-авторитарным правление, при котором власть сосредоточена в руках лидера и осуществляется при опоре на бюрократию и силовые структуры. Нередко подобные режимы включают в себя и либералов-технократов, которые придают им импульс развития. Но эти режимы нестабильны и рано или поздно встают перед дилеммой: либо двигаться в сторону демократии, либо жесткой диктатуры. С формированием бюрократически-авторитарного режима, пространство для укрепления демократического вектора в России катастрофически сжалось. Есть основания опасаться, что в случае экономического и социального кризиса возобладает именно национал-популистский рецепт решения российских проблем [4, с.198].