Файл: Финансовая система РФ (Анализ показателей развития финансов в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Финансово-кредитная система – это тот сектор, та часть экономики, где наиболее продуктивно работают рыночные механизмы, необходимые для взаимодействия субъектов рынка. Финансовая и прежде всего бюджетная системы являются основными источниками влияния на рост валового внутреннего продукта, который указывает на темпы экономического развития любой страны. Основным показателем работы любой компании, в современных условиях, является прибыль, а поступления, полученные от взимания налогов на эту прибыль, являются одним из главных источников формирования экономической системы.

Надежная финансовая система – главный фактор, который необходим для продуктивного развития и успешного функционирования государства в целом, ведь экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния финансовой системы этого государства.

Финансовая система является важнейшим звеном в общем финансовом механизме государства, благодаря которому происходит распределение и использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Благодаря грамотно выстроенной финансовой системе государства, возможна эффективная реализация основных экономических целей и задач государства как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

В условиях развития мирового хозяйства, РФ была вынуждена перейти к более качественной и рациональной модели экономического развития. Безусловно, данный переход имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целом можно говорить о том, что благодаря данному переходу экономика РФ стала более вариативной, социально-ориентированной и разнообразной.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что прочная финансовая система – это основа для осуществления экономической деятельности физическими и юридическими лицами, обеспечения государственного суверенитета, безопасности и развития России.

Целью данной курсовой работы является исследование финансовой системы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд следующих задач:

  1. Определить понятие и сущность финансов;
  2. Исследовать финансовую систему и ее особенности;
  3. Провести анализ показателей развития финансов в РФ;
  4. Выявить проблемы финансовой системы РФ и предложить пути их преодоления.

Объектом исследования являются финансы. Предметом исследования являются особенности изучения финансов и финансового механизма в РФ.

Методологической основой исследования являются системный и функциональный подходы к анализу объекта исследования. Использованы такие методы научно-исследовательской работы как метод оценки, сравнительного анализа, синтеза, статистические методы исследования.

Для раскрытия данной курсовой работы использовались Налоговый кодекс РФ (в частности, статья № 146-ФЗ), также литературные пособия в области экономики, бухгалтерского учета, финансов и банковского дела (Абрамов А.О. «Россия в системе международных финансовых отношений»; Балихина Н.В. «Финансы и кредит»; Аскаров А.О. «Тенденции и направления совершенствования финансовой системы государства» и др.).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВ

1.1. Понятие и сущность финансов

Финансы Российской Федерации – один из главных экономических рычагов в рыночных отношениях государства. Финансы РФ можно представить, как совокупность экономических отношений, которые возникают в период создания, распределения, а также применения капитала, необходимого государству для реализации основных функций и задач.[1]

В современной финансовой науке принято считать, что финансами называют систему денежных отношений, которые возникают в результате производственной деятельности.[2] Являясь экономической категорией, финансы выполняют определенный перечень функций, среди которых:

  1. воспроизводственная;
  2. распределительная;
  3. контрольная.[3]

Финансовые ресурсы государства представляют собой совокупность денежных средств, которые поступают в бюджет государства по средствам налоговых и неналоговых поступлений. Учеными принято выделять источники формирования финансовых ресурсов государства, которые схематично отображены на рисунке 1.

Как можно заметить из данных рисунка 1, к источникам формирования финансовых ресурсов государства можно отнести:


  1. Домены – государственное имущество, которое имеет своим назначением приносить доход казне;[4]
  2. Налоги – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;[5]
  3. Регалии – извлечение государственных доходов из известной отрасли государственной деятельности, которой или придавалось монопольное положение с полным исключением частной конкуренции, или же эта последняя более или менее значительно стеснялась.

Рисунок 1. Источники финансовых ресурсов государства[6]

Финансовые ресурсы государства есть не что иное как система, которая состоит из нескольких элементов. К данным элементам можно отнести:

  1. Государственный бюджет;
  2. Местные финансы;
  3. Финансы государственных предприятий и организаций;
  4. Специальные централизованные фонды и т.д.[7]

Все финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, имеют несколько основных направлений расходования, которые отображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Направления использования финансовых ресурсов государства[8]

Как можно заметить из данных рисунка 2, основными направлениями расходования финансовых ресурсов государства являются:

  1. Финансирование социально-культурной сферы;
  2. Осуществление государственного управления;
  3. Развитие народного хозяйства и т.д.[9]

Одно из ключевых значений в области распределения и использования финансовых ресурсов занимает финансовая система, речь о которой пойдет в следующем параграфе.

1.2. Финансовая система и ее особенности

Финансовая система представляет собой это совокупность финансовых отношений, которые направлены на формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. Схематично, финансовую систему можно отобразить на рисунке 3.


Рисунок 3. Структура финансовой системы[10]

Как можно заметить из данного рисунка, основными звеньями в финансовой системе являются:

  1. Централизованные финансы, которые состоят из государственных финансов и финансов субъектов;
  2. Децентрализованные финансы, которые состоят из финансов домашних хозяйств и финансов организаций.[11]

Все звенья в структуре финансовой системы взаимосвязаны и образуют эффективный механизм

Для того, чтобы следить и управлять за финансовой системой государства применяется финансовая политика со стороны государства. К основным направления данной финансовой политики принято относить:

  1. Налоговая;
  2. Бюджетная;
  3. Денежно-кредитная и т.д.[12]

Управление финансовыми ресурсами государства – сложное системное явление, которое состоит из таких основных элементов, как:

  1. Субъект управления;
  2. Инструмент воздействия;
  3. Объект управления;
  4. Конечная цель.

В основе системы управления государственными и муниципальными финансами лежит финансовый контроль и надзор за использованием и расходованием средств. Для того, что осуществлять государственный финансовый контроль, в системе органов государственной власти имеются государственные и муниципальные структуры, наделенные полномочиями контрольно-надзорной деятельностью в области финансового регулирования.[13]

Управление финансами в финансовой системе осуществляют следующие органы управления:

  1. Президент;
  2. Федеральное собрание;
  3. Правительство;
  4. Министерство финансов и т.д.[14]

Все элементы структуры органов государственного контроля могут проводить финансовый контроль в различных формах. Однако законодательно закреплены только три формы:

  • предварительный контроль (например, при утверждении проектов законов);
  • текущий контроль (используется при непосредственном использовании средств бюджета);
  • последующий контроль (для сопоставления фактических результатов с намеченными планом). [15]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный финансовый контроль играет важнейшую роль в бесперебойном и правомерном функционировании государства, в связи с чем необходимо его дальнейшее совершенствование. Нужно законодательно закрепить, во-первых, термин «государственный финансовый контроль», а во-вторых, задачи, права и сферу действия каждого органа финансового контроля.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РФ

2.1. Анализ показателей развития финансов в РФ

Январь 2019 года показал, что инфляция была на уровне 5,0%, хотя в декабре уровень инфляции был равен 4,3%. Однако, стоит отметить, что такое повышение потребительских цен, которое было уже видно в декабре, было вполне ожидаемо, так как с 1 января 2019 года была введена реформа о повышении ставки НДС с 18% до 20% (рисунок 4).[16]

Рисунок 4. Инфляция и ее компоненты[17]

Стоит отметить, что произошло повышение цен на продукты питания, данный рост находился на уровне 5,5% в январе, а после в декабре 4,7%. Данное повышение инфляции в продовольственной области обусловлено возникшей динамикой цен на различные овощные продукты. Также ведомство дало свои прогнозы насчет динамики тепличных овощей, по его подсчетам, уровень тепличных овощей будет 1,3 млн тонн. Также динамика цен на продовольственные товары была повышена до 5,2%, несмотря на то, что в декабре данный уровень составлял 4,6%. Также данный показатель остается стабильным на протяжении почти двух месяцев. Впрочем, на фоне данной картины, давление, созданное инфляцией, немного снизилось, так как повышение цен на яйца, мясо, хлеб стало замедленным.

А вот рост цен на непродовольственные продукты был также не таким значительным - цены повысились до 4,5% в январе, что началось с 4,1% в декабре. Однако, в январе можно было заметить повышение цен на некоторые виды медикаментозных средств. Стоит отметить, что такое изменение цен на лекарственные препараты обусловлено прежде всего низкой стоимостью рубля, также применение маркировки и повышение цен на электроэнергию и логистику. Все таки существует инструмент, который может поддерживать цены на некоторые виды медикаментов - в данном случае этим инструментом будет являться утвержденный список лекарств, которые являются важными и необходимыми. То есть, государство является регуляторным механизмом, а количество таких лекарственных средств насчитывается около половины от всех медикаментов (рисунок 5).