Файл: Финансовая система РФ (Анализ показателей развития финансов в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 5. Рост цен, % м/м[18]

Существует индекс PMI, который показывает уровень экономической активности в любых странах, что показывает то, что в 2018 году данный уровень был немного ниже, чем в 2017 году. Таким образом, становится возможным то, что после многочисленных уточнений оценок, изменения в ВВП за последние годы будут приближены к прогнозам, которые даются на основании индикаторов (рисунок 6).

Рисунок 6. Темпы роста ВВП[19]

Был проведен анализ, в ходе которого стало понятно, что ВВП в последние годы стал увеличиваться в экономике РФ, то есть произошла динамика роста, начиная с отметки в 2400 млрд. дол, заканчивая отметкой в 2600 млрд. дол. Так, индикатор, показывающий количество выпуска продукции в 2018 году был 102,9%.

Стоит отметить, что возглавила данную таблицу деятельность по добыче полезных ископаемых, промышленность и торговля, а также строительство.

Были и отрасли, которые имели низкую динамику, среди которых было и сельское хозяйство, однако это связано больше с тем, что было снижение урожая сельскохозяйственной культуры.

Был проведен анализ объема строительных работ, которые направлены на крупные инвестиционные проекты, которые будут рассмотрены уже в дальнейшем (рисунок 7).

Рисунок 7. Вклад отраслевых компонент в динамику ИБО в 2010-2018 году, % г/г[20]

Таким образом, практически все базовые области показали положительную динамику, кроме сельского хозяйства. Так, по анализу, было выявлено, что самый больший вклад внесли именно отрасли, направленные на добычу полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, торговля и строительство. Вместе с этим торговля и транспортная деятельность немного убавили свой вклад в рост ИБО, что было обусловлено медленными темпами роста.

В 2018 году можно было назвать лидерами такие сферы, как: промышленное производство. Но, добыча полезных ископаемых, все-таки, занимает первое место в данной таблице. В обрабатывающей промышленности можно было наблюдать то, что объем производства повысился на 2,6%. Такой же индикатор, но уже в строительстве, стал значительно выше и увеличился на 5,3%.

Стоит отметить, что с началом 2019 года, Росстат сделал корректировку некоторых статистических данных именно в строительной отрасли за 2016-2018 годы. Так, самыми заметными корректировками стали изменения в строительстве, что обозначалось 105,7%. Росстат прокомментировал это таким образом, что изменения по большей степени связаны с корректировкой предоставленных отчетов работниками в Тюменской области, а также после того, как были переданы итоговые данные от "Ямал СПГ", "Роснефти", "Сургутнефтегаза" и "Газпрома".


Можно сказать, что большую часть в объемы строительных работ составляло именно промышленное строительство, хотя гражданское строительство немного уменьшило свою динамику. Такой глобальный пересмотр уже полученных информационных данных, которые больше направлены на объем строительных работ по крупным инвестиционным проектам, пока основывался только на данных, полученных в 2018 году. Возможно, что уже пересмотренные статистические данные будут заново перераспределены на период 2016-2018 года, что также поведет за собой и пересмотр данных о росте ВВП.

Стоит отметить, что торговая деятельность по состоянию на 2018 год немного понизила свою часть вклада в ИБО. Можно сказать, что это обусловлено низкой динамикой в оптовой торговле. Однако, в розничном секторе повысился уровень цен почти в два раза, что возможно произошло вследствие увеличения продаж непродовольственных продуктов.

Однако, в области торговли пищевой продукции можно увидеть хотя и положительный, но немного умеренный темп роста, с 1,1% до 1,7%. Так, положительная динамика отмечается и в транспортном комплексе: 2,9%, стал снижать динамику. Таким образом, практически большую часть грузооборота взяли на себя железнодорожный (+4,2 г/г) транспорт и трубопроводный (+2,0% г/г), которые в общей сумме составляют 93% от всего количества перевозок.

Из-за резкого падения грузооборота на водном и воздушно транспорте и на фоне их более сдержанной динамики в 2018 году общий объем грузооборота замедлился. В первые отрицательный показатель в сельском хозяйстве пришелся на 2018 год и составил -0,6% г/г. Такого рода снижение показателей произошло за счет резкого сокращения урожая зерновых культур (-16,7% г/г) и сахарной свеклы (-20,6% г/г), однако показатели их объемов на предыдущие годы являлись рекордными. Наряду с этим также несколько ниже 2017 года оказалось производство овощной продукции (-0,1 г/г) за счет сокращения урожая овощей открытого грунта при одновременном существенном росте выпуска тепличной продукции.

Наилучшие результаты показывала добывающая промышленность. Ее показатели производительности на 2018 год увеличились на 4,1%, нежели чем в 2017 году. На период второго полугодия основой для роста добычи полезных ископаемых послужило наращивание добычи нефти по итогам июньских договоренностей стран ОПЕК+. В рамках данных результатов показатели добычи нефти в России достигли максимума. Однако из-за резкого сокращения добычи металлической руды показатели производительности в сфере промышленности за последний месяц снизились на 0,7% м/м.


Обусловлен данный спад ухудшением индекса предпринимательской уверенности по оценкам Росстата (-0,7 п.п.). Таким образом в декабре было заключено новое соглашение ОПЕК+ о снижении добычи нефти, которое было утверждено в январе 2019 года. По сравнению с 2016 и 2017 годами показатели роста обрабатывающей промышленности в 2018 году показали 2,6%. Положительные показатели были выявлены в первом полугодии 2018 года (+4% г/г по оценкам с учетом пересмотра данных в мае 2018 года).

В рамках усиленного повышения цен на нефть и ослабление рубля инфляция и экономический рост в 2018 году составили несколько выше, по сравнению с прошедшим годом.

Предполагали, что в первом полугодии показатель инфляции на 2018 год составит 3-4%, но из-за движения некоторого ряда факторов, которые в основном имели разовый характер, показатель инфляции к концу года вырос до 4,3%. Исключив данные влияющие факторы получим уровень инфляции в пределах 3-4% (рисунок 8).

Рисунок 8. Годовые темпы прироста промышленности, обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых, %[21]

Банк России на период начала 2018 года ожидал завершения задачи по переходу к нейтральной денежной кредитной политике до конца года. Однако, некоторый ряд изменений внешнеэкономических условий и планируемых налоговых изменений повлияли на необходимость ведения жесткости денежно-кредитных условий с целью ограничить вторичные инфляционные эффекты и стабилизировать годовую инфляцию, как минимум до 4%.

Планировалась к концу 2018 года полная стабильность экономического роста, однако первая оценка Росстата по росту ВВП оказалась выше предполагаемой.

Исходя из статистических данных по компонентам использования ВВП, была определена наиболее положительная динамика внешнего спроса, за счет чего и протекали рентабельные экспортные операции товаров и услуг, они же обеспечили компенсацию по отношению ослабления потребительской и инвестиционной активности.

Таким образом, к концу 2018 году показатель инфляции составил 4,3%, что превысил прогнозируемые Банком России показатели сделанные в начале 2018 года. Основным причинами для такого роста инфляции выделили как внешние, так и внутренние факторы. Отмечалось, что большинство из инфляционных процессов являлись временными. В связи с показателями инфляции на период 2017 года, которые составили 2,5%, прогноз Банка России на 2018 год составил 3-4%. Основными дезинфляционными эффектами, которые поддерживают инфляцию ниже 4%, учитывают избыток предложения на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции, факторы в отношении регулирования цен, улучшение ситуации на товарных рынках мира и учитывают стабилизацию курса рубля.


Ожидали прекращения действия данных временных благоприятных факторов. Однако учитывая некоторые инфляционные риски, это должно было обеспечить возвращение инфляции к 4% а также учли потенциальные источники дополнительного инфляционного давления. Из числа основных рисков в начале 2018 выделили:

1. Отсутствие такого большого количества урожая большинства сельскохозяйственных культур, а также условия, при которых формируется благоприятная динамика курса.

2. Понижение цен на нефть вследствие прекращения действия соглашения ОПЕК, включая всевозможные последствия и инфляцию, возникшую с помощью валютного канала.

3. Риски, связанные с повышением заработных плат, а также потребительского спроса. Постоянный рост заработных плат на фоне малого числа предложений на рынке труда может стать причиной формирования потребительской модели поведения, а также может привести к быстрой динамике роста цен.

Впрочем, давление, созданное инфляцией, среди постоянных компонентов, систематизировались на уровне, который наиболее близок к 4%. Таким образом, положение на внутреннем финансовом рынке стало более стабильным. Существует умеренная динамика инфляции около нижней границы Банка России. В данной ситуации фактором является систематизация условий, а также некоторых решений, которые формирует Банк России. Однако, в 2019 году все еще существует неопределенное положение насчет планирования дальнейшего проявления путей, а также некоторых цен и инфляционных ожиданий. В это же время Банк России продолжает понижать риски, связанные с финансовым стабильным положением, а также пытается возвратиться к моменту, когда уровень инфляции будет равняться 4% в 2020 году.

2.2. Проблемы финансовой системы РФ и пути их преодоления

Финансовая политика включает в себя ряд механизмов по регулирования социально-экономического состояния и ее основой является бюджетная политика. В настоящее время проблема сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов стоит особо остро, так как экономическая ситуация в стране и в мире в целом является крайне неблагоприятной. Государствам приходится прибегать к такому финансовому механизму как государственные займы, эмиссия ценных бумаг, с целю продажи их за рубеж.[22]


Бюджетные документы призваны регулировать отношения в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые имеются в распоряжении различных уровней бюджетной системы, начиная от самого низа – местного и заканчивая федеральным уровнем.

Помимо всего прочего, в системе нормативно-правового регулирования РФ не стоит забывать и об главном законе РФ – Конституции, в котором также прописаны основные постулаты относительно бюджетной системы.

Как уже было сказано ранее, бюджетные документы являются своего рода основой формирования всей бюджетно-финансовой системы страны.

Экономика РФ в условиях рыночной экономики, подвержена влиянию ряда проблем, среди которых:[23]

  1. Антироссийские санкции, введенные западными странами.
  2. Зависимость национальной экономики от сырьевого сектора.
  3. Слабое развитие секторов малого и среднего бизнеса
  4. Слабый контроль за целевым использованием финансовых средств и т.д. [24]

Для того, чтобы преодолеть вышеназванные проблемы, и сделать экономику РФ и всю финансовую систему более эффективной, необходимо:

  1. Увеличение объемов финансирования и поддержки различных национальных проектов, в том числе таких как «Предпринимательство».
  2. Контроль за целевым использованием бюджетных средств;
  3. Ужесточение наказания за выявление правонарушений в бюджетной сфере и т.д.

В современной финансовой системе России большую роль играет банковский сектор. Он является основным источником денежных ресурсов для частных предприятий, одним из основных игроков на фондовом рынке. В этой связи хотелось бы выделить основные направления совершенствования банковского сектора в финансовой системе:

  1. Усиление контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны регулирующих органов, а также разработка и внедрение системы оценки и предотвращения рисков банковской системы;
  2. Наладить систему рефинансирования коммерческих банков, с предоставлением им возможности привлечения необходимых денежных средств на долгосрочной основе на внутреннем рынке, а не за рубежом;
  3. Сохранение присутствия государства в нескольких банках, осуществляющих кредитование реального сектора и физических лиц.

Крайне важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы всех слоёв населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным и экономическим потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в поле зрения макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России. [25]