Файл: Факторинг как особая форма кредитования (Сущность, виды и функции факторинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
  • Ведение учета в отношении дебиторской задолженности;
  • Предъявление к оплате дебиторской задолженности;
  • Защита от неплатежей со стороны должников по дебиторской задолженности;[12]

Вывод по главе 1:

Итак, изучив теоретические аспекты такой формы кредитования, как "факторинг", можно сказать, что рынок факторинга направлен на сегмент "малого" и "среднего" бизнеса, потому что данные услуги подразумевают собой управление дебиторской задолженностью, которая возникает при предоставлении коммерческого кредита покупателю.

Факторинг в его классическом понимании, это как раз сервис, который в себе содержит несколько составляющих:

  • услуга, которая находится на стыке банковского сервиса, что связано с финансированием;
  • услуга, которая содержит в себе элементы страхования кредитных рисков, что приближает ее к деятельности страховой компании;
  • факторинговые компании, которые делают действительную услугу по управлению дебиторской задолженности, фактически осуществляют функции, сходные с функциями коллекторских агентств, связанных с востребованием дебиторской задолженности;

Сегодня на рынке факторинга в России в качестве продукта присутствует услуга, которая на западе называется "invoice discounting", что в переводе на русский язык означает "кредитование под залог дебиторской задолженности". В действительности же, факторинг – это более комплексная услуга, которая включает в себя различные продукты, способные обслуживать всю товарную цепочку, начиная от момента получения сырья и закупки этого сырья производителей, и заканчивая конечной стадией готовности товара, когда он попадает к конечному потребителю.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2.1. Анализ развития рынка факторинга в России

7 февраля 2018 года Ассоциация факторинговых компаний (далее – АФК) опубликовала ежегодный обзор рынка факторинга по итогам 2017 года. Исходя из предоставленных предварительных данных, которые говорят об увеличении совокупного портфеля рынка факторинга в России на 152 млрд. руб.[13], можно сделать вывод о том, что совокупный портфель рынка факторинга в России имеет огромные тенденции к росту.


Рисунок 5. Годовой объем денежных требований, уступленных факторам за 2016 год

Ключевым вызовом для участников рынка факторинга в 2016 году стало ужесточение ценовой конкуренции. Причинами роста конкурентной борьбы стали сокращение числа качественных клиентов из привычных для факторинга отраслей, а также появление новых игроков на рынке. При этом, с одной стороны, усиление конкуренции стимулирует рост технологичности сделок (яркий пример – реализация пилотного проекта сделки с использованием технологии блокчейн в начале 2017 года), а с другой – оказывает давление на маржинальность сделок Факторов. В частности, за 2016 год у половины респондентов, формирующих более трети оборота рынка и предоставивших соответствующие данные, наблюдалось снижение вознаграждения в среднем на 3–5% при одно­временном росте оборота на 15%. Данный прогноз подразумевает официальную инфляцию на уровне 5–6%, что обусловит снижение ключевой ставки ЦБ РФ до 8,5–9%. Среднегодовая цена на нефть марки Brent составит около 50 дол­ларов США за баррель, а объемы рынка – порядка 2,2 трлн. рублей. Позитивный сценарий базируется на предпосылках роста цен на нефть (среднегодовой уровень – 60 долларов США) и сокращения ин­фляции до 4%, что позволит ЦБ РФ в течение года понизить ключевую ставку на 2–3 п.п., до 7–8%. В результате лидеры рынка благодаря более дешевому фондированию смогут предложить клиентам еще более привлекательные условия. Рост рынка факторинга в таких обстоятельствах составит около 14%, а совокупный объем уступленных денежных требований достигнет порядка 2,4 трлн. рублей.[14]

Рисунок 6. Годовой объем денежных требований, уступленных факторам

Рост рынка факторинга в 1 полугодии 2017–го обусловлен восстановлением сделок в торговле: по данным Факторов, формирующих около половины совокупного оборота, объем уступленных денежных требований в этом сегменте вырос на 19%. Основной причиной стала стабилизация оборота розничной торговли в России, прежде всего, за счет непродовольственного ретейла (во II квартале 2017 года розничный оборот вырос на 0,7%, при том что в 2016–м он падал на 4,6%, в 2015–м – на 10%). Основной угрозой для рынка по–прежнему остается падение маржинальности бизнеса Факторов, которое продолжилось в 1 полугодии 2017–го. Так, у половины респондентов, формирующих порядка 45% оборота рынка, наблюдалось снижение вознаграждения в среднем на 3–5% при одновременном росте оборота на 13%. Данную проблему обострили как падение факторинговых ставок на фоне поступательного снижения ключевой (с 10% на 01.01.2017 до 9% на 01.07.2017), так и усиление конкуренции. В рамках борьбы за лучших клиентов, участники рынка используют и неценовые методы, активно внедряя электронный факторинг как за счет присоединения к действующим EDI–площадкам, так и путем создания собственных дочерних digital–компаний (в частности, по такому пути пошли «Сбербанк Факторинг» и группа «ГПБ»). Рост технологичности факторинга обеспечил и его географическую экспансию в регионы, где участники исследования также находят для себя возможности расширения клиентской базы.[15]


2.2. Оценка преимуществ и недостатков факторинга перед традиционными кредитными продуктами

Банковский кредит – это инструмент, позволяющий покрыть кассовые разрывы в бизнесе. Банковский сотрудник связан инструкциями Банка России и поэтому для принятия решения о выдаче кредита потребуется огромное количество документов. Также, скорее всего, потребуется некая гарантия того, что кредит будет возвращен в срок, а также с процентами:

  • залог;
  • поручительство;
  • банковская гарантия;

В отличие от факторинга, банк вряд ли будет анализировать дебиторскую задолженность клиента, а также возможности бизнеса. Факторинг по своей сущности – это инструмент, который помогает развивать свой бизнес, не ограничивая себя никакими инструкциями. Если фирма работает с надежными покупателями и есть возможность отгружать им товар, то эта фирма имеет возможность быстро возвращать деньги в свой бизнес через факторинг. Используя факторинг, как форму кредитования, фирма отдает свою дебиторскую задолженность в обмен на живые деньги. При использовании данной формы кредитования больше анализируется будущее фирмы, коммерческая сторона бизнеса, чем финансовые аспекты прошлого.

Рынок факторинга стремительно набирает обороты, и, как и в любой сфере бизнеса, есть лидеры рынка, которые занимают лидирующие позиции по различным критериям оценивания в данной сфере. Среди компаний, которые предоставляют кредиты под залог дебиторской залолженности выделяются такие кредитные организации, как "ВТБ Факторинг", "Альфа–Банк", "Группа Промсвязьбанка", "ГПБ–факторинг", "Сбербанк Факторинг", а также другие участники рынка, которые также занимаются инвойс–дискаутингом.

"ВТБ Факторинг" занимает лидирующие позиции среди факторинговых организаций. Портфель рынка факторинга "ВТБ Факторинг", который входит в группу ВТБ, по окончанию 2017 года вырос на 150% и составил 135 млрд. руб. В 2017 году данная организация оказывала услуги факторинга таким крупным российским компаниям, как, например, "Автомир", "Ростелеком".

Антон Мусатов, генеральный директор ВТБ Факторинг: «Рост портфеля до 99 миллиардов рублей является историческим максимумом ВТБ Факторинг по итогам первого полугодия и лучшим результатом среди всех российских компаний за всю историю существования рынка факторинга в России. В наших планах сохранить безоговорочное лидерство на рынке в 2017 году, показав дальнейший существенный рост бизнеса. Таких выдающихся результатов мы смогли достичь благодаря слаженной командной работе ВТБ Факторинг и группы ВТБ»[16].


Компания "ВТБ Факторинг" предлагает своим клиентам все виды факторинга.

ВТБ предлагает следующий перечень достоинств своего факторинга:

  • Крайне лояльное отношение к представителям кредитора. Можно сказать, что представителей ВТБ уделяют внимание не тому, с кем дебитор после переговоров принял решение заключить соглашение, а измеряют потенциал непосредственно дебитора. Банк располагает упрощенной формой связи с кредитором, нужно лишь своевременно выплатить задолженность.
  • Банк предоставляет все необходимые услуги, требуемые для заключения сделки по факторингу. У дебитора присутствует возможность использовать разнообразные факторинговые предложения от ВТБ (финансирование, управление суммой задолженностью и др.).
  • Организация индивидуально подходит к заключению любой сделки. Сотрудники ВТБ всегда учитывают требования своей клиентуры.
  • Для заключения сделок банк располагает необходимым программным и технологическим обеспечением. Весь комплекс операций, осуществляемый банком ВТБ, всецело автоматизирован, а вся документация продублирована в электронной форме. Это делает все операции полностью безопасными. Также это громадная экономия временного ресурса при заключении соглашения.
  • Предоставляются широчайшие возможности по финансированию, доступно кредитование на крупные суммы. ВТБ предоставляет клиенту возможность выплаты большого залога, если его платежеспособность не вызывает вопросов.
  • Можно сотрудничать постоянно на выгодных всем сторонам условиях.
  • Банк ВТБ финансово стабилен, и располагает громадным опытом взаимодействия с факторингом различного масштаба.[17]

«ВТБ Факторинг» выдвигает следующие условия предоставления данного кредита:

  • Валюта платежа по факторингу: USD, EUR, RUB, BYN
  • Сумма факторинга устанавливается исходя из расчета не более 25% нормативного капитала банка
  • Дисконт устанавливается исходя из рыночных условий (около 20% среднее значение на практике)
  • Срок возврата задолженности определяется исходя из условий, указанных в договоре между продавцом и покупателем.
  • Банк ВТБ предъявляет требование к сроку реализации товара – максимально 10 дней.
  • Факторинг осуществляется в порядке и на условиях, определённых в договоре факторинга.[18]

Рассмотрим конкретный пример, на основе которого можно будет сделать вывод о том, какой банковский продукт наиболее выгоднее использовать: традиционное кредитование или же все таки воспользоваться услугами факторинга?


Компания ООО «ГРОС» отгрузила товар, в виде строительных материалов своему новому покупателю, компании ООО «СтройДвор» 13 марта на сумму 1,5 млн. руб. Компания – дебитор готова погасить задолженность через 180 дней, однако для дальнейшей деятельности компании ООО «ГРОС» необходимо получить денежные средства в самые короткие сроки. Требуется найти наиболее эффективный способ получения денежных средств для компании ООО «ГРОС», если:

  1. Компания фактор – ВТБ «Факторинг», обеспечивает 75% от суммы договора. Ставка по оказанию факторинговых услуг – 18% годовых, комиссия за обработку счетов–фактур взимается в размере 200 рублей за один документ. Отсрочка платежа 120 дней.
  2. Кредит «Быстрый» – 18% годовых, на 6 месяцев,

Предположим, что компания «ГРОС» воспользовалась факторинговыми услугами, в таком случае:

1.500.000 руб. * 75% = 1.125.000 руб. – такую сумму компания – фактор передает компании ООО «ГРОС».

(1.500.000 руб. * 75% * 18%)/365 * 180 дней = 99.863,0137 руб. – комиссионное вознаграждение за пользование средствами факторинга.

99863,0137 руб. + 200 руб. = 100.063,0137 руб. – итоговая переплата кредитора.

После того, как компания–дебитор погасит свой долг фактору, произойдет перечисление разницы кредитору:

1.500.000 руб. – 1.125.000 руб. – 99.863,0137 руб. – 200 руб. = 274.936,986 руб.

Использовании традиционного кредитования, а именно кредита «быстрый»:

1.500.000 руб. * (1 + 180/365 * 18%) = 1.579.726,82 руб.

1.579.726,82 руб. – 1.500.000 руб. = 79.726,82 руб.

Однако не стоит забывать, что банк вводит «скрытые» комиссии, которые также стоит учитывать. В нашем случае, «единовременные комиссии» – 1,2% от суммы кредита, а также «ежемесячные комиссии» – 0,1% от остатка долга. Учитывая данные комиссии, итоговая переплата составит 103.042,06 руб.

Рисунок 7. Начисленные проценты по кредиту, тыс.руб.

Вид платежа по данному кредиту (см. рисунок 7) – аннуитетный, т.е. банк сначала списывает с суммы платежа денежные средства на уплату процентов, а потом уже оставшаяся сумма направляется на погашение основного долга. Однако, в данном случае, срок кредитования 6 месяцев, поэтому проценты по кредиту составляют небольшую часть от основного долга, на который и уходит большая часть суммы платежа.

Рисунок 8. Выплата основного долга, тыс.руб.

Исходя из выше представленных расчетов, можно сделать вывод о том, что факторинг, как форма кредитования, превосходит традиционные кредиты, как по выгоде, которая заключается в наименьшей переплате за пользование кредитом (см. рисунок 9), так и по наполненности услуги. Не стоит забывать, что факторинг – это не просто финансирование, но также комплекс услуг, который включает в себя: страхование, инкассация дебиторской задолженности, консалтинг, в то время, как кредит просто предоставляет денежные средства на поддержание ликвидности, а все остальные услуги требуют дополнительных денежных вложений. Компании, которые по каким–либо причинам не способны получить финансирование со стороны коммерчерских банков, вполне способны рассчитывать на факторинговое финансирование в силу того, что фактор, в отличие от банков, оценивает не только текущее состояние клиента, но и качество его дебиторской задолженности.