Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ЗАО ТД «Элин» г. Новосибирск).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
Типичные признаки демократического стиля руководства:
1. Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.
2. Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством руководства. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.
Требования, предъявляемые к демократично управляющему руководителю, по Штоппу:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от индивидуальных привилегий;
- способность и желание делегировать полномочия;
- служебный надзор;
- контроль результатов.
Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы". При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из "теории у теории ху, по которой:
1) нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;
2) сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем;
3) цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития;
4) при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.
Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.
Требования к демократично - управляемым подчиненным, по Штоппу:
- стремление и способность нести личную ответственность;
- самоконтроль;
- использование прав контроля.
Преимущество демократичного стиля -- принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток -- демократичный стиль руководства может замедлить принятие решений.
Либеральный стиль руководства
Такое руководство -- технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.
Для того чтобы успешно применять руководство делегированием, необходимы:
- делегирование сотрудникам задач;
- делегирование сотрудникам компетенций;
- делегирование сотрудникам ответственности за действия;
- исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;
- установление порядка регулирования исключительных случаев;
- исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;
- обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;
- принятие руководителем ответственности по руководству;
- создание соответствующей информационной системы.
Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.
Преимущества руководства методом делегирования:
1) разгрузка руководителя;
2) возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность задействия;
3)содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.
Недостатки руководства методом делегирования:
1) руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;
2) могут быть утверждены иерархические отношения;
3) сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
4) установление иерархических отношений "по горизонтали".
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля руководства и руководства. При освоении науки руководства очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.
Глава 2 Эффективное руководство
2.1 Факторы, влияющие на эффективность руководства
К числу этих объективных факторов следует отнести величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности. Промышленное предприятие, фондовая биржа, сельскохозяйственный кооператив, универмаг или научно-исследовательский институт объективно отличаются и характером труда, и качеством рабочей силы, и спецификой управленческих механизмов. На руководство влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.
В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов руководства. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту руководства (факторы внешние и внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность руководства ситуацией. Они приведены в таблице.
Руководство структурными факторами для субъекта означает, прежде всего, руководство делами, а активизирующими - людьми.
Структурные факторы руководства требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активизирующими факторами предполагает доминанту творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, чутья ситуации и проблемы. Позитивная деятельность возможна, когда руководитель профессионально владеет методами руководства обоими типами факторов. Хороший результат обеспечивается эффективной деятельностью лишь на коротком отрезке времени.
Таблица 1
Факторы, влияющие на эффективность руководства
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ |
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ |
|
Активная политика конкурентов |
Психологический климат в коллективе |
|
Внезапные изменения в экономическом положении клиентов |
Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе |
|
Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия |
Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени |
|
Общественно значимые события |
Болезни руководителей и сотрудников |
|
Структурные изменения в обществе |
Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.) |
|
Неблагоприятные погодные условия |
Производственные конфликты |
|
Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников |
Увольнение или прием на работу новых сотрудников |
|
Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей |
Расширение или сокращение деятельности организации |
|
Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство |
Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи |
|
Миграционные процессы, ухудшающие качество населения |
Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм |
|
Резкие колебания на финансовых рынках |
Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби) |
|
Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья |
Факторы охраны имущества и безопасности труда |
|
Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства |
Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство |
|
Новые технологии производства товаров и услуг |
Разработка стратегий руководства, согласование с коллективом планов развития |
|
Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда |
Административный контроль, система поощрения и взыскания |
|
Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства |
Позитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников |
|
Активизирующие факторы характеризуют процесс руководства людьми, структурные - область технических навыков. Относительная доля факторов собственно процесса руководства растет за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. Использование сильных сторон личности руководителя существенно для достижения высоких результатов. Факторы, влияющие на стиль руководства, не могут быть однопорядковыми, идентичными. Одни из них действуют постоянно, другие временно. К постоянным факторам влияния относятся: окружающая среда, социальные нормы, типичные черты личности, производственная ситуация. К временным - опыт руководства, эмоции, психологический климат в коллективе.
По своему роду деятельности ограничения относящиеся к муниципальной службе, в большей степени являются комплексом мер торможения, не направленные на совершение противоречащих законодательству правил о муниципальной службе,[1] ограничения обеспечивают качественное и эффективное испoлнение муниципальными служащими своих профессиональных обязанностей, создавая условия для недопущения возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности на муниципальной службе.[2]
Ограничения, связанные с муниципальной службой установлены в следующих целях:
- защита конституционного строя;
- защита моралей, нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от недобросовестной реализации государственного властного влияния, а, следовательно, нарушения гражданских прав, свобод и законных интересов;
- обеспечение результативности реализации государственных функций;
- высокая степень контроля системы муниципальной службы.
Существующие ограничения можно разделить на две группы:
- ограничения в отношении лиц, которые изъявляют свое желание поступить на муниципальную службу, но, как пример, по причине признания судом его недееспособности или ограниченной дееспособности;
- ограничения, которые распространяют свое действие на лиц, которые уже исполняют служебные полномочия, но в рамках несоответствия этим ограничениям не имеют права дальнейшего прохождения этой службы.
За несоблюдение муниципальным служащим ограничений, которые ему предъявляются, он может понести следующие меры наказания:
- освобождение от замещаемой должности, увольнение и расторжение контракта;
- ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Следует сделать вывод, что ограничения, связанные с муниципальной службой, нужно воспринимать как своего рода рамки, которые нельзя переступать или как требования к гражданину. Эти характеристики можно описать следующим образом:
- отношения гражданина с государством и его законодательством,
- показатели состояния здоровья,
- уровень нравственности и т.д.
Не соответствие по одному из пунктов ограничений побуждает представителя нанимателя прекратить существующие и возможные рабочие отношения с этим гражданином.
Также важным моментом в понимании ограничений, связанных с муниципальной службой, является установление четкого понимания различия между «ограничениями и запретами, связанных с муниципальной службой».
14 статья Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ гласит, что запретами, связанными с муниципальной службой будет являться:
1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
1) замещать должность муниципальной службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации, либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;
б) избрания или назначения на муниципальную должность;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного саморуководства, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в руководстве коммерческой организацией или в руководстве некоммерческoй организацией (за исключением участия в руководстве политической партией; участия на безвозмездной основе в руководстве органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного саморуководства, аппарате избирательной комиссии муниципального образования; участия в съезде (кoнференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огoроднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвoзмездной основе в руководстве указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного саморуководства, аппарате избирательной комиссии муниципального образования) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов руководства с разрешения представителя нанимателя (работодателя), которое получено в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах руководства и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или руководства находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами;