Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Виды социального обслуживания и ГОСТы - на пути к совершенствованию
1.1 Система социального обслуживания
1.2 Социальное обслуживание на дому - виды и формы оказания социальных услуг
1.3 Комплексные центры социального обслуживания населения
2. 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания": общая характеристика
2.1 О принципах социального обслуживания
2.2 Об обязанностях субъектов системы
2.3 О формах социального обслуживания
Введение
Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Буянова М.О. отметила: "Социальное обслуживание исторически присуще нашей стране, начиная с самых первых лет образования государства. Функции социальной помощи были поручены попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур". Подобную деятельность осуществляли, прежде всего, церкви и монастыри.
Конечно, на заре зарождения социальной помощи в России, не было такого понятия как "социальное обслуживание", да и "социальная помощь" тоже.
Однако государство и общество пытались сформировать некую систему поддержки больных, бедных и т.д. Со стороны общества это выражалось в форме личной религиозной благотворительности - милостыни. Нужно сказать, что участие государства в развитии социальной сферы - крайне необходимо и по сей день, без него трудно представить себе эффективно функционирующую систему социальной помощи и социального обслуживания в частности.
Цель работы - рассмотреть понятие, принципы и виды социального обслуживания
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
- раскрыть понятия социального обслуживания;
- ознакомить с видами социальных служб;
- рассмотреть функции, принципов социального обслуживания
- изучить характеристики видов социального обслуживания, порядка и условий оказания социальных услуг
Объект курсовой работы - сущность и роль основных видов социального обслуживания, значения их в отрасли социального обслуживания.
Предметом данного исследования являются виды социального обслуживания.
Основная часть
1. Виды социального обслуживания и ГОСТы - на пути к совершенствованию
Социальное обслуживание в России рассматривается как составная часть социальной работы. В настоящее время эта сфера деятельности (как государственная, так и негосударственная) находится на стадии совершенствования.
Пристальное внимание сегодня обращено на качество предоставления государственных социальных услуг в сфере социального обслуживания населения. Одним из способов повышения качества является стандартизация социальных услуг, оказываемых различным категориям граждан.
В 2007 году были утверждены Государственные стандарты социального обслуживания населения (ГОСТы), определяющие основные термины и понятия этой сферы деятельности, основные виды социального обслуживания для различных категорий граждан, типы учреждений, требования к качеству предоставляемых услуг, к персоналу учреждений и т.д.
Ранее принятый ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» определил виды социального обслуживания населения.
К ним относятся:
а) Материальная помощь, то есть денежные средства, продукты питания, одежда, обувь, средства гигиены, предметы первой необходимости, специальные транспортные средства, топливо, средства реабилитации и другое.
б) социальное обслуживание на дому, целью которого является обеспечение права клиента на пребывание в привычной социальной обстановке в максимально возможных условиях.
в) полустационарное социальное обслуживание обеспечивается в условиях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания[1].
г) стационарное социальное обслуживание – это всесторонняя помощь лицам, нуждающимся в постоянном уходе.
д) предоставление временного приюта гражданам любого возраста в связи с трудной жизненной ситуацией.
е) организация дневного пребывания и консультативная помощь в учреждениях социального обслуживания.
ж) реабилитационные услуги гражданам в трудной жизненной ситуации, в том числе инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетним правонарушителям, женщинам и детям, подвергшимся насилию и т.д.
1.1 Система социального обслуживания
Система социального обслуживания населения ориентирована, в первую очередь, на незащищенные категории граждан. Поэтому виды социального обслуживания подвергаются стандартизации. Цель введения стандартов качества понятна – обеспечить рост уровня жизни семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Государство, согласно федеральному законодательству, поощряет развитие социальных служб негосударственных форм собственности. Однако любое предприятие, учреждение или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (независимо от формы собственности), какие бы виды социального обслуживания они не оказывали, должны в своей деятельности ориентироваться на государственные стандарты качества социальных услуг.
Стандарты социального обслуживания конкретизируют объем и качество предоставляемых услуг: социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психлогических, социально-экономических, социально-правовых.
Социальная служба разрабатывает и утверждает собственную систему качества в соответствии с национальными стандартами. Параметрами стандарта качества являются: наличие и состояние документации, условия размещения социальной службы, укомплектованность специалистами, техническое оснащение организации, состояние информации о предоставлении социальных услуг данной организацией, наличие собственной и внешней систем контроля за деятельностью.
Совершенствование данных параметров стандарта качества приведет к повышению качества социального обслуживания граждан.
1.2 Социальное обслуживание на дому - виды и формы оказания социальных услуг
Социальное обслуживание на дому необходимо людям в трудной жизненной ситуации. Согласно Государственным стандартам социального обслуживания, трудной жизненной ситуацией считаются обстоятельства, которые объективно нарушают жизнедеятельность человека. К таким ситуациям относится инвалидность, болезнь, преклонный возраст и, соответственно, неспособность к самообслуживанию[2].
Законодательно в Российской Федерации социальное обслуживание на дому предполагает оказание социальных услуг нескольких видов.
Социально-медицинские: направлены на улучшение и поддержание здоровья клиентов (например, оказание санитарно-гигиенических услуг, помощь в получении доврачебной помощи и т.д.).
Социально-бытовые: направлены на обеспечение жизнедеятельности гражданина в быту (например, покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; промышленных товаров, содействие в приготовлении пищи).
Социально-психологические: например, оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание.
Социально-педагогические услуги необходимы гражданам, нуждающимся в получении образования на дому.
Социально-экономические: направлены на поддержание жизненного уровня нуждающихся граждан (например, содействие в получении льгот или пособий).
Социально-правовые услуги востребованы в случае необходимости защиты законных прав и интересов граждан (например, содействие в оформлении документов или получении помощи адвоката в установленном законодательством порядке).
Кто может оказывать социальное обслуживание на дому?
Во-первых, это государственные учреждения социального обслуживания населения, которые оказывают социальные услуги различным категориям граждан (пожилого возраста, инвалидам). Комплексные центры социального обслуживания населения предоставляют как бесплатные социальные услуги, гарантированные государством так и дополнительные (на условиях частичной или полной оплаты).
Во-вторых, в качестве субъектов предоставления социальных услуг, согласно ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», могут выступать предприятия, учреждения и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.
Не всегда граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании на дому, могут воспользоваться гарантированными государством социальными услугами.
Так, например, чтобы быть зачисленными на надомное обслуживание в государственные учреждения нужно предоставить целый список документов. Сюда входит и заключение учреждения здравоохранения о том, что клиент нуждается в социальном обслуживании на дому и у него нет противопоказаний. Необходимо предоставить и акт материально-бытового положения заявителя; а также справки о доходах; о составе семьи и родственных отношений и т.д.
Зачастую, пожилым гражданам или инвалидам проще воспользоваться услугами частной социальной службы, чем оформляться в государственное учреждение социального обслуживания.
К тому же, социальная служба может вполне понадобиться не только одиноким гражданам. При той занятости, которую испытывают сегодня многие россияне, очень трудно бывает преодолеть некоторые семейные обстоятельства. Например, в случае болезни престарелого родственника помощь сиделки просто необходима. А если бабушка или дедушка находятся в другом городе?
Социальное обслуживание на дому – это та сфера предпринимательской деятельности, которая в России еще не совсем развита, но всегда будет востребована. Социальные службы могут создаваться независимо от формы собственности.
Платные социальные услуги оказываются гражданам на основании договора, заключаемого с социальными службами. Письменный договор должен определять виды социальных услуг, периодичность их оказания, порядок и размер оплаты, права и обязанности сторон.
1.3 Комплексные центры социального обслуживания населения
Комплексный центр социального обслуживания населения представляет собой особое государственное учреждение. Его деятельность направлена на организацию соответствующей помощи для тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации. центры социального обслуживания
За создание подобных центров отвечает местный исполнительный и распорядительный орган. Это происходит в установленном порядке согласно предложению отдела по соцзащите, занятости и труду. Центры социального обслуживания подчиняются этим же органам.
Центры социального обслуживания реализуют свою деятельность, основываясь на Уставе. Он, в свою очередь, утверждается местным распорядительным и исполнительным органом в соответствии с действующим законодательством. Организация должна нести самостоятельную ответственность за выполнение своих обязательств. Центры социального обслуживания могут от собственного имени приобретать и реализовывать имущественные и неимущественные права. Также они имеют возможность исполнять свои обязанности, участвовать в судебном процессе в качестве истца и ответчика.
За ее определение отвечает местное самоуправление и распорядительные органы. Структура составляется с учетом местной демографической и социальной специфики. Определение происходит по предложению органов соцзащиты, занятости и труда. В структуру входят аппарат управления и специальные подразделения. Штатное расписание организации разрабатывается в соответствии с примерными нормативами, установленными центром. комплексный центр социального обслуживания населения
Как правило, для их осуществления необходимо использование общественного транспорта. Проездные документы выдаются социальным работникам, медицинским сестрам и инспекторам по основной деятельности. Также существует альтернативный вариант, который предусматривает компенсацию расходов на проезд. Однако итоговая сумма не должна превышать стоимость ежемесячного проездного билета и перемещения по соответствующему маршруту.
Для социальных работников приобретаются хозяйственные сумки. Их срок эксплуатации – до двух лет. Для выполнения служебных обязанностей сотрудникам центра выдаются соответствующие документы.
Ее целью является осуществление определенных видов работ на закрепленной за ней территорий. Среди них: методическая, практическая и организационная деятельности. Они направлены на социальное обслуживание и оказание соответствующих услуг гражданам и их семьям, которые попали в трудную жизненную ситуацию.