Файл: Сходство и отличие требований права и морали (Право и мораль: понятие, функции).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
Введение
По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, существующие в формах общественного сознания. Общественное сознание - это отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений разных социальных групп, наций, классов, общества в целом. Формы общественного сознания являются разнообразными способами духовного освоения действительности. Отношения между людьми в обществе регулируются системой социальных норм. Основными из них являются нормы морали и нормы права.
Мораль - это форма общественного сознания, в которой находят свое отражение представления и взгляды, оценки и нормы поведения социальных групп, отдельных индивидов и общества в целом. В отличие от юридических законов, поддерживаются авторитетом общественного мнения и внутренними убеждениями людей, а не силой государства. Происходит на основе обычаев, закрепивших такие поступки, которые оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечая их интересам и потребностям. Проявляется в социальных запретах, призванных с точки зрения общих интересов предотвращать недозволенные действия. Большую роль в нравственном сознании играет и понятие должного. Сила нравственных норм содержится в их юридической не закрепленности. Мораль имеет внешний и внутренний аспекты. Первый – выражает конкретные формы внешнего проявления качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Второй аспект морали – глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, обязанности, общественного долга. Эти две ее стороны тесно переплетены. «Человек есть ряд его поступков....Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне»
Право это система отношений и социальных норм, охраняемых силой государства. Правосознание - это знание и оценка права. В отличие от политического сознания правовое отражает жизнь с точки зрения обязанностей и прав всех участников общественных отношений. Правовое сознание нормативно, так как служит средством обеспечения правовых норм и возникает для регламентации общественных отношений.
Право и мораль - это главные элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии.
В моральных нормах выражены представления людей о добре и зле, достоинстве и справедливости, милосердии и чести. Нормы морали - это продукт исторического развития человечества, сформировавшийся в борьбе со злом за утверждение добра. Моральные (нравственные) нормы складываются в общественном мнении и от нарушений им же и охраняются. Нормы права утверждаются государством и с нормами морали тесно связаны. Так, к примеру, изречение древних: «Право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь морали и права. Согласно данному утверждению, законы должны быть гуманными и справедливыми.
Общечеловеческие нормы морали - это нравственные ценности. С моральными ценностями тесно связаны права человека. Данные понятия или дополняют друг друга, или во взаимосвязи имеют общее значение. Когда речь идет об уважении прав и свобод человека, то имеется в виду степень развития в обществе моральных отношений, которые связанные непосредственно с правами человека. Права человека также являются ценностью, объединяющей другие моральные категории.
Актуальность темы обусловлена тем, что институты права с давних времен рассматривались сквозь призму их нравственной обусловленности, общечеловеческих ценностей и идеалов, моральных принципов, потому что само право возникло на основе представлений общества о справедливости, о правом и неправом, о добре и зле. «Нравственное измерение права -это неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, усиления его личностной, гуманистической ориентации».
Состояние научной разработанности. Проблема взаимосвязи права и морали всегда находилась в центре внимания ученых-юристов, философов, социологов. Еще в эпоху античности к данной теме обращались Аристотель, Демокрит, Платон, Цицерон и другие. В Средние века наибольший вклад в развитие этого вопроса внес философ-теолог Фома Аквинский. В эпоху Нового времени данной проблемой занимались Т. Гоббс, Р. Иеринг, И. Кант, Г. Кельзен, Э. Фромм, Г. Харт и другие. Среди русских ученых-правоведов, обращавшихся в своих трудах к данной проблеме, можно выделить Н.А. Бердяева, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого B.C. и других.
В наши дни различные аспекты взаимоотношения права и морали затрагиваются в работах Ю.А. Агешина, Л.И. Алексеева, А.А. Безуглова, А.А. Боер, М.И. Бобневой, B.H. Букреева, В.А. Василенко, Н.Н. Вопленко, А.Б. Венгерова, Г.А. Голубевой, Г.К. Дмитриевой, И.Я. Дюрягина, И.А. Ильина, В.И. Каминской, М.П. Каревой, И.И. Карпеца, Д.А. Керимова, А.С. Кобликова, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.Н. Матузова, Н. Неновски, Д.И. Нигметова, В.И. Нижечека, В.А. Ойгензихта, В.В. Оксамытного, А.В. Полякова, А.Р. Ратинова, И.Н. Римской, В.П. Сальникова, А.И. Титаренко, Я.З. Хайкина, P.O. Халфиной, В.Ю. Щеглова, Е.А. Якубы и других.
Актуальность проблемы, недостаточная разработанность в современной литературе обусловили выбор темы и предопределили ее комплексный, междисциплинарный характер.
Объект исследования - общественные отношения, отражающие закономерности соотношения моральных и правовых норм в правотворческом процессе.
Предмет исследования - различные формы сходства, взаимодействия и противоречий права и морали, механизм их соотношения в правотворческом процессе Российской Федерации.
Целью настоящего исследования является установление связей и различий между правом и моральными предписаниями в правотворческом процессе.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:
1) изучить имеющееся научные исследования по данной проблеме;
2) рассмотреть понятие, функции права и морали;
3) исследовать закономерности соотношение права и морали;
4) проанализировать проблему соотношения права и морали в юридической науке.
Методы исследования. В работе проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей деятельности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, осуществлено путем применения историко-правового и логико-юридического методов.
Научно-методическая основа работы: учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Право и мораль: понятие, функции
Человек по природе своей есть существо общежительное[1]. Все сведения, сообщаемые нам историей, свидетельствуют о том, что люди никогда не вели одинокого существования, за исключением редких случаев нравственного подвижничества или невольного несчастья. Общение с другими в той или иной форме является для них насущной потребностью, вытекающей из всех свойств их природы.
Но, вынуждаясь самой природой к жизни общественной, люди не могут обойтись без взаимных недоразумений и столкновений. Они не могут жить разрозненно, а живя вместе, не могут постоянно оставаться в мире. Сходство потребностей заставляет их соединяться в общества, но оно, же вызывает их и на споры, ибо сходные желания порождают стремление к обладанию одними и теми же предметами, а это, естественно, влечет за собой пререкания и споры. Не менее недоразумений вызывает и различие человеческих взглядов и стремлений, являющееся источником бесчисленных разногласий. Ни в каком обществе, сколько бы ни было оно интимным и тесным, не может установиться безусловного единства потребностей и мнений. Каждая личность, входящая в состав общества, если только она не подавлена внешними влияниями, представляет собой нечто особое и свое. Различие внутренних способностей и стремлений усугубляется разнообразием внешних положений, в которых находятся отдельные лица. Так в каждом обществе создается с естественной необходимостью почва для взаимных противоречий и столкновений. Чем выше общество по своему развитию, тем разнообразнее эти противоречия и тем серьезнее эти столкновения. Подобно тому, как в мире животных только низшие организмы отличаются однородностью своего состава, так и в мире общественных соединений простота и однородность организации являются признаком недостаточного развития[2]. Усложнение жизни и рост культуры всегда приводят к внутреннему расчленению первоначально однородных союзов и создают сложную группировку лиц в зависимости от рода их занятий и общественных положений. И когда установившееся разделение общества па особые группы закрепляет противоположность частных стремлений, придавая им характер классовых и сословных различий, внутренняя рознь общественных элементов получает тем большую силу, что она опирается отныне на известную организацию.
К различиям индивидуальным, подающим повод к ежедневным жизненным пререканиям, присоединяются более крупные противоречия целых общественных групп. Отсюда возникают внутри отдельных обществ те серьезные столкновения, которые потрясают иногда основы всей общественной организации и ведут к перестройке ее на новых началах. Дальнейшее развитие общества может иногда уничтожить устойчивость классовых разграничений и резкую обособленность отдельных общественных групп, но оно не в силах устранить естественных различий, устанавливающихся в обществе вследствие индивидуальных особенностей его членов и разнообразия их жизненных положений.
Все эти естественные различия и противоречия еще более обостряются теми взаимными несправедливостями и обидами, которые представляют собой проявление человеческих страстей и преступной человеческой воли[3]. Вместе с добрыми свойствами люди соединяют и злые — таков неизменный факт общественной жизни. Ни одно общество не избавлено от преступных и порочных натур, склонных посягать на чужое достояние, и ни в одном обществе взаимные недоразумения не обходятся без враждебных и страстных столкновений, препятствующих спорящим дружелюбно выйти из своего затруднения. Все это нарушает спокойствие общественной жизни, вызывает неприязненные и обостренные отношения. И если бы у людей не было средств к обузданию их противоречивых стремлений и к умиротворению враждующих общественных элементов, то самая жизнь в обществе сделалась бы тягостной и несносной, лишившись тех своих преимуществ, которых человек в ней ищет. Но такие средства всегда подсказывались человеку его миролюбивыми и общежительными наклонностями и с естественной необходимостью вырастали из основных потребностей общественной жизни, какими являются потребности мира и порядка. Эти средства суть морали и права.
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы[4].
Мораль не имеет объективной реальности. Всё это лишь в нашей голове. Она существует только лишь в нашем воображении.
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:
- регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));
- воспитательной, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную);
- познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);
- оценочно-императивной,
- ориентирующей,
- мотивационной,
- коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др[5].
Право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества.
Есть множество определений права. В работе “Сумма теологии”, которую можно назвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии, Аквинат рассматривает:
Вечное право - это мудрость Бога как правителя всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
Божественное право, такое как заповеди, служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественного права, которые известны всем разумным людям.
Естественное право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его.
Позитивное право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. Только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха.
Часто требования морали и права совпадают, т.е. действия, поощряемые правом, поощряются и моралью. Совершение правонарушений и, в особенности, преступлений мораль осуждает. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право, и, лишь после того как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения»[6]. (Гегель) По абсолютному большинству правонарушений право и мораль занимают единую позицию. Во многих нормативно-правовых актах право и мораль сливаются в одно предписание, что говорит о взаимодействии права и морали, выражающемся в прямом тождестве их требований, обращённых к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Ещё Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели[7].