Файл: Понятие социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Центры социального обслуживания принимают участие в отслеживании демографической и общественной ситуаций. В их обязанности также входит прогнозирование соответствующих процессов.

Организации занимаются разработкой и внедрением планов по улучшению соцобслуживания регионального населения. В задачи объединений входит выявление и распределение граждан, которые нуждаются в социальной поддержке, по соответствующим категориям.

Комплексный центр социального обслуживания населения осуществляет установку необходимых форм помощи. В задачи организации входит предоставление остальных видов услуг, которые предусмотрены специальным Перечнем общедоступной и бесплатной поддержки. Они, в свою очередь, предоставляются учреждениями социального обслуживания в составе Министерства труда. Кроме того, в его задачи также входит выявление периодичности оказания поддержки.

Комплексный центр социального обслуживания предоставляет нуждающимся следующие типы услуг: правовые, психологические, социально-бытовые и консультативные. Сотрудники организации оказывают содействие в социальной реабилитации и адаптации. Центр социального обслуживания практикует сотрудничество с различными организациями. Среди них: государственные, общественные, религиозные, включая зарубежные и международные. В ходе сотрудничества решаются вопросы по оказанию поддержки и помощи. Центры осуществляют разработку и внедрение новых систем обслуживания населения, учитывая характер нуждаемости и местных демографических и экономических условий. В задачи таких организаций входит и информирование по всем актуальным общественным вопросам. территориальный центр социального обслуживания

Директор данной организации назначается на должность и покидает ее в соответствии с приказом органа по социальной защите, труду и занятости. Также необходимо проводить согласование с соответствующим комитетом, местной распорядительной и исполнительной властью. Центр социального обслуживания граждан включает в себя подразделения, отвечающие за:

1.Первичный прием, информацию, анализ и прогнозирование.

2.Социальную реабилитацию и адаптацию.

3.Круглосуточное пребывание инвалидов и лиц преклонного возраста.

4.Социальную помощь, оказываемую на дому.

5.Дневное пребывание лиц преклонного возраста.

6.Срочное социальное обслуживание.

7.Дневное пребывание инвалидов.

Такие пункты создаются для обеспечения доступности соответствующего обслуживания. В некоторых случаях может применяться выездной характер работ. Социальный пункт является обособленным помещением, которое расположено за пределами главного центра. Он служит для размещения работников организации.


Социальный пункт предназначен для оказания соответствующих услуг и выполнения некоторых функций центра на закрепленной за ним территорией. Данное подразделение создается по решению директора организации. Также необходимо согласование с органом социальной защиты, занятости и труда. Численность персонала устанавливается в соответствии с определенными штатными нормативами для территориальных центров социального обслуживания населения. Социальный пункт организуется в пределах средств, которые предусмотрены на содержание и функционирование организации. комплексный центр социального обслуживания

Они создаются для осуществления социально-бытового обслуживания постоянного и временного характера. Данные отделения предполагают оказание доврачебной помощи в домашних условиях для нетрудоспособных граждан, которые полностью или частично утратили возможность самообслуживания. Деятельностью отделения помощи на дому является максимально возможное продление пребывания нуждающихся лиц в привычных для них условиях. Оказывается поддержка их физического, психологического и социального статусов. Отделение, которое включает в себя центр социального обслуживания населения, направляет свою деятельность на:

1.Реализацию социально-бытовой помощи для граждан. Услуга осуществляется в соответствии со степенью потери способности к самообслуживанию.

2.Учет характера нуждаемости в поддержке. Оказание дополнительных услуг, предусмотренных Центром, по желанию граждан.

3.Установка и поддержка связи с трудовыми коллективами, в которых ранее работали обслуживаемые лица. центр социального обслуживания граждан

4.Оказание сотрудниками морально-психологической поддержки нуждающихся граждан и их семей.

5.Предоставление обучения для родственников обслуживаемых лиц по осуществлению общего ухода за ними.

2. 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания": общая характеристика

Согласно Конституции, Российская Федерация является социально направленным государством. Именно поэтому всем категориям граждан должно предоставляться качественное социальное обслуживание, порядок предоставления которого регламентируется в 442-ФЗ. Некоторые положения данного нормативного акта будут разобраны в статье.


В федеральном законе № 442-ФЗ закреплен ряд целей и задач, обязательных для исполнения соответствующими субъектами. Здесь стоит обратить внимание на:

•правовые, экономические, организационные и прочие основы обслуживания граждан в сфере предоставления социальных благ;

•ряд полномочий и обязанностей как получателей, так и поставщиков в рассматриваемой сфере;

•ряд прав федеральных и субъектных инстанций государственной власти и т.д.

Что, согласно 442-ФЗ, является социальным обслуживанием российских граждан? В статье 3 говорится о деятельности должностных лиц по предоставлению ряда полезных услуг населению[3]. Стоит отметить, что социальное обслуживание должно строго соответствовать определенным стандартам, то есть требованиям к периодичности, объему и качеству той или иной услуги.

2.1 О принципах социального обслуживания

Такая важная и обширная область как оказание услуг социального характера населению обязательно должна базироваться на ряде принципов, идей и условий. Самым главным принципом здесь является, конечно же, защита прав человека и гражданина. Работы в рассматриваемой сфере должны носить гуманный характер, а также не допускать унижения личности и достоинства того или иного человека.

Необходимо также обратить внимание на следующие принципы:

•добровольность и конфиденциальность;

•адресность предоставления услуг;

•равный доступ всех групп населения к социальному обслуживанию;

•территориальная близость поставщиков услуг к местам жительства получателей и т. д.

Функционирование рассматриваемой системы будет невозможным, если хотя бы один из представленных принципов исчезнет.

В статье 5 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания" приводится характеристика структуры в рассматриваемой сфере, в которую входит ряд государственных инстанций, организаций и некоммерческих предприятий.

Правительство как основная инстанция исполнительной власти является важнейшим органом в области социального обслуживания. Именно правительство призвано реализовывать и вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование во всей системе. Федеральный орган исполнительной власти отдает приказы региональным органам - администрациям российских субъектов. Помимо этого, правительство контролирует различные частные организации коммерческого и некоммерческого типа. В систему также могут входить обычные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями - но только те, что занимаются социальным обслуживанием.


2.2 Об обязанностях субъектов системы

Согласно главам 3 и 4 № 442-ФЗ, как получатели, так и поставщики услуг в социальной сфере обладают рядом обязательных для исполнения функций. Для начала стоит разобрать обязанности получателей, закрепленные в статье 10 рассматриваемого нормативного акта. Вот, что здесь стоит выделить:

•предоставление в государственные органы всей необходимой документации;

•своевременное извещение поставщиков об изменении обстоятельств, которые обусловливают потребность в предоставлении услуг;

•соблюдение условий, закрепленных в договоре с поставщиком.

Согласно же статье 12 Федерального закона № 442-ФЗ, поставщики услуг обладают следующими обязанностями:

•осуществление своих профессиональных функций в строгом соответствии с законом;

•реализация социального сопровождения;

•законное использование информации о получателе;

•предоставление срочных услуг и т. д.

Стоит также отметить, что поставщики услуг не должны ограничивать права или свободы людей, применять любые виды насилия, допускать грубое обращение и т. д.

О правах субъектов системы

На что имеют право поставщики услуг социального характера? Здесь стоит обратить внимание на статью 11 №442-ФЗ, в которой говорится о следующем:

•возможность осуществлять запросы всей необходимой информации у органов государственной власти;

•возможность включаться в реестр поставщиков - федерального или регионального типа;

•право на отказ получателю услуг или заявителю в случае, если был неправильно оформлен договор или не была предоставлена вся необходимая документация.

Получатели же услуг имеют право на гуманное и уважительное отношение, на свободный выбор поставщика, получение в бесплатной и доступной форме сведений о своих обязанностях и полномочиях, на участие в составлении программ индивидуального характера и на многое другое[4].

2.3 О формах социального обслуживания

В каких видах и формах может выражаться система предоставления социальных услуг? В статье 19 № 442-ФЗ "О социальном обслуживании" речь идет об оказании услуг на дому, в стационарной или полустационарной формах.


Обслуживание на дому не имеет временных рамок, а вот остальные виды оказания услуг должны строго регламентироваться определенными часами. Стоит также отметить, что приобретатели социальных услуг в стационарной или полустационарной формах обязательно должны обеспечиваться:

•возможностью сопровождения при передвижении по территории оказания услуг;

•правом самостоятельного передвижения;

•возможностью получать дублирование текстов голосовыми сообщениями, и наоборот;

•правом получать остальные виды помощи, соответствующие закону.

Сами социальные услуги могут иметь социально-бытовой, медицинский, психологически, трудовой или иной характер.

2.4 Социальный работник. Должностные обязанности

Социальный работник – это профессия, которая играет большую роль в современном обществе. Не секрет, что население страны стареет, а материальный уровень и в большей части состояние здоровья не позволяют пожилым людям жить активно. Иногда так складываются обстоятельства, что единственным человеком, который связывает пожилого человека с внешним миром, является именно лицо, представляющее социальную службу. В действительности именно благодаря этой службе пожилые люди, которым не на кого в жизни опереться, получают возможность общаться, приобретать продукты питания и медикаменты, нужные предметы гигиены и обихода.

Хорошо, когда социальный работник имеет среднее специальное образование или высшее профессиональное образование, но, к сожалению, в настоящее время к обслуживанию пожилых граждан и инвалидов привлекаются лица, совсем не имеющие профессиональной подготовки. Для выполнения этой работы требуется наличие многих душевных качеств и в эту профессию чаще всего приходят по зову сердца.

Социальный работник должен в совершенстве знать государственные законы, постановления и нормативные акты о социальном обслуживании инвалидов и граждан пожилого возраста. Также он должен безукоризненно выполнять правила трудового внутреннего распорядка и должностные инструкции. Руководствуясь правилами охраны труда и основными правилами техники безопасности, нормами санитарии и пожарной безопасности, работник социальной службы может оказывать посильную помощь по месту проживания своих подопечных. Очень важно, чтобы это выполнялось, не только не вызывая дискомфорта или раздражения со стороны пожилого человека, но и грамотно.