Файл: Теории происхождения права (Виды теорий о происхождении права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной курсовой работы – «Теории происхождения права».

Актуальность курсовой работы: В настоящее время данная тема курсовой работы является актуальной, в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства, особенно важно и необходимо изучение процесса происхождения права. Изучение имеет не только познавательный или академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет намного четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, а точнее установить его место и роль в жизни общества .

Цель написания этой работы – рассмотреть теории происхождения права и понять, в чём причина их многообразия.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить теории происхождения права
  2. Выявить недостатки теорий происхождения права
  3. Сделать вывод по проблеме возникновения права

Глава I . ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ТЕОРИЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА

В процесс развития общественных отношений, право создавалось незаметными переходами путем дифференциации из однородной массы правил общежития. В силу своей значимости право принадлежит к числу наиболее важных и достаточно сложных общественных явлений.

Достаточно долгое время люди не замечали, как постепенно в общественной жизни появилось новое и через некоторое время ставшее доминирующим явление. Со временем оно достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя большое внимание и привлекло к себе естественный интерес. Где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляли собой однородную массу. Они соответствовали характеру отношений данного общества.

Основными причинами их последующей обособленности являются: нарушение социальной однородности людей; численный рост населения; увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества; прогресс общественного развития; усложнение общественных связей.

Обнаружение совершенно нового явления в общественной жизни настолько поразило воображение людей, что праву стали приписывать божественное происхождение. Право не только занимает особое место в общественной жизни, но и относится к наиболее сложным общественным явлениям.


По мере развития права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение и к сущности права. Появилось очень много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. В самом простом определении право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.[1]

История происхождения права всех народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных отношений. Прежде всего правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти.

Объясняя процесс возникновения права, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, которые отличаются своеобразием.

Очень часто мыслители, которые восхищались достижениями других наук, пытались эти результаты применить к общественным наукам, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения права. На взгляды авторов теорий очень сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. Из этого можно сделать вывод, о том, что каждый человек родился в разное время и у каждого есть свое определенное мнение на происхождение той или иной теории происхождения права.[2]

Глава II ВИДЫ ТЕОРИЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА

2.1 ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Теологическая теория, название которой произошло от греческих слов "тео" - бог и "логос" - учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения права. Она объясняет возникновение и существование права божьей волей, результатом божьего промысла.

Достаточно ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право было создано Богом для регулирования жизни людей и то что оно даруется человеку через посредство правителя.

На данный момент можно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.


Право, есть воздействие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, сама справедливость выражает отношение человека не только к себе, но и к другим людям и состоит оно в одобрении каждому. [3]

Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм ( божественная, духовная и материальная). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по иерархическому принципу организовано общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Фома Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, опубликованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, которая имеет божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение. На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода.

Вечный закон – это божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него исходят все другие законы. В частности, от него произведен естественный закон, который является отражением Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражается в человеческих законах. Человеческий закон – это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. К сожалению человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Любое выступление против законной власти он считал смертным грехом. [4]

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. [5]

Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен. По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный , нематериальный мир и производный от него мир материальный. Определяются они духовным началом – Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.


Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право и справедливость. Вместе с этим имеются достаточно большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория.

Данная теория требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры, так же оно не существует универсально приемлемой концепции Бога. [6]

Семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога как личностное существо мужского пола. Однако индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными только через посредство младших братьев или объектов природы. Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема. [7]

2.2 ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Эта теория очень популярна на Западе. Её поддерживает английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Склонность к этой теории вполне можно объяснить тем, что западные страны развивались эволюционным путём, причем социальные институты создавались «снизу», т.е. по мере выявления потребности люди начали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности.

Создание права – один из таких ответов. Согласно данной теории, право начало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид рода ещё не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду. Между родовыми группами случались конфликты, их налаживание было в интересах племени. Его сила в далёкое время определялась прежде всего числом, а не умением. Поэтому было очень невыгодно терять людей в результате внутренних конфликтов. Именно из договоров о примирении, заключаемых изначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло примирительное право. Со временем договор примирения в силу повторения ситуаций однородного характера постепенно стал перерастать в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми всё больше увеличивалась сумма штрафа за нанесение телесных повреждений. [8]


По истечении времени правила примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение она продолжала совершенствоваться в традиционной для тех времён устной форме, а затем начала оформляться в форме законодательства, т.е. в форме провозглашения от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов. [9]

Данная теория основана на многочисленных исторических фактах. Ведь конфликты действительно сопровождали и до сих пор сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и являются не исключением, а правилом. Как только у какой-либо социальной структуры появляются особенные интересы, возникает необходимость их отстаивать.

Известно, что на первых порах право существовало в основном в устной форме. Письменные источники появились гораздо позднее и, появившись, они занимали достаточно небольшое место в общем массиве правовых норм.

Примирительные договоры, носили устный и условный характер. Впрочем создатели примирительной теории не приняли к сведению почти многое. Прежде всего, ими не принимается во внимание различие человека от животного: способность людей рефлексировать т.е. оценивать себя со стороны и предугадать определённые действия.[10]

Сама возможность предвосхищать события даёт возможность их предотвращать или ускорять, устанавливая определённые правила поведения. И поэтому, возможно не только для примирения, но и для регулирования общественной жизни создавалось право. Разрешение конфликтов, конечно, необходимо. Но гораздо эффективнее их совсем и не допускать. Человеческий разум в определённой мере позволял это делать, и право явилось формой правления этой его грани. Например, в Спарте с детства молодое поколение воспитывалось в жестких условиях с тем, чтобы в случае военной угрозы дать достойный отпор врагу. Когда, в каком возрасте и ребёнка какого пола необходимо отдавать на такое воспитание – всё это регулировалось с помощью самых простых правил поведения, за нарушение которых применялись санкции со стороны государства.[11]

Одним словом можно сказать, что примирительная теория имеет право на существование, но её претензии на универсальность не обоснованы.