Файл: Органы местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время федеральное правительство проводит реформу жилищно-коммунального хозяйства коммунальный сектор постепенно увеличит долю расходов на жилье, покрываемых домохозяйствами, и сократит доля расходов, покрываемых местными органами власти. Конечная цель этой реформы состоит в том, чтобы все расходы были связаны к обслуживанию и ремонту жилья, инженерных коммуникаций и инженерных систем, охватываемых домохозяйства. Таким образом, путем субсидирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги органы местного самоуправления реализуются федеральные законы, обязывающие их содержать муниципальное жилье, муниципальную энергетику, газ, системы тепло-и водоснабжения и канализации, а также организовать обеспечение топливом домашних хозяйств, а также федеральные законы предписывают, что стоимость этих услуг не должна превышать определенного (хотя и постепенно увеличение) доли доходов домохозяйств.

Абонентская плата за коммунальные услуги (газ, вода, электро-и теплоснабжение) составляет от времени до время увеличивалось. Согласно Постановлению Правительства РФ О совершенствовании системы оплаты труда для жилищно-коммунального хозяйства органы местного самоуправления утверждают тарифы и тарифы на жилищно - коммунальные услуги

услуги, за исключением тарифов на электроэнергию и газ, устанавливаемых региональной теплоэнергетикой комиссионные. Хотя цены на электроэнергию и газ регулируются, местные органы власти также участвуют в субсидировании этих общественных благ и покрытии разницы между региональными и местными тарифами от их кармана. Поскольку уровень доходов домашних хозяйств низок, обычной практикой является установление более низких тарифов на эти товары для резидентов и высокие тарифы для бизнеса, тем самым субсидируя резидентов в ущерб о производителях. Эта политика явно ослабляет конкурентоспособность местной продукции и в долгосрочной перспективе бег подрывает доходную базу местных бюджетов. Более того, являясь потребителями газа и электроэнергии сами же органы местного самоуправления накопили чрезмерную просроченную ответственность перед поставщиками газа и электроэнергии, это в результате чего с увеличением частоты в газо-и электроснабжении отключаются целые города и поселки (Приморский край).

Местные власти могли бы сэкономить значительные средства, если бы отказались от субсидирования жилищно-коммунальные услуги и начали предоставлять целевые субсидии пользователям. Однако, субсидии потребителям (взамен субсидий производителям) до сих пор не получили широкого распространения в Россия, которая порождает нелепые ситуации. Например, при существующей системе наибольший жилищно-коммунальные субсидии выплачиваются жильцам самых больших квартир в муниципальных домах. В то же время менее обеспеченные семьи, занимающие меньшие квартиры, получают гораздо меньшие субсидии, потому что размер субсидии зависит от площади жилого помещения, при условии, что жилое помещение принадлежит муниципальный жилищный фонд. Жители сельских районов, где практически нет муниципального жилья (как и большинство дома находятся в частной собственности) и где уровень доходов домашних хозяйств значительно ниже, чем в города, не получают никаких субсидий на содержание и ремонт жилья вообще. Они получают только топливо(уголь, древесина и мазут) по субсидированным ценам, т. е. помощь натурой, размер которой зависит от количество пациентов (пожилой возраст, ветераны и т. д.) вместо площади пола, которая нуждается в отоплении. Милиция по традиции является федеральным агентством с местными филиалами, финансируемыми через федеральное министерство внутренних дел, хотя муниципалитеты могут создавать свои собственные муниципальные правоохранительные органы. В 1998 году в ряде пилотных муниципалитетов был проведен эксперимент по проверке на практике идеи назначение местной полиции местным органам власти. Эксперимент, в котором участвовало всего десять человек регионы (все муниципальные образования Новгородской, Саратовской областей и Республики Карелия, а также отдельные муниципалитеты-в первую очередь в крупных городах – в других регионах-участниках) были достаточно успешными. Города В Волгограде, Омске и Перми накоплен значительный опыт создания муниципальной полиции силы. И хотя этот эксперимент не был распространен на другие регионы, потому что Министерство МВД лоббировало против этого, некоторые из пилотных регионов до сих пор продолжают защищать общественный порядок через местные органы власти. Одним из примеров является Тюменская область, где были выделены средства на поддержку местных полицейских передано в местные бюджеты, и теперь местные администрации заключают договоры с областной полицией штаб по охране общественного порядка в своих юрисдикциях.


Новая форма предоставления услуг, которая еще не стала очень распространенной, когда несколько муниципалитеты совместно поддерживают механизм предоставления услуг, который пересекает муниципальные границы. Один пример является Гатчинским районом Ленинградской области, где находится специализированный медицинский центр обеспечивающий

услуги для более чем одного муниципалитета. Администрация Гатчинского района заключила договоры с соседними муниципалитетами на софинансирование этого медицинского центра.

Контроль качества услуг осуществляется, в зависимости от формы оказания услуг, либо путем

административные методы, если услуга предоставляется муниципальным предприятием, или как указано в договоре, если услуга предоставляется частным предприятием. Традиционно важную роль в контроле качества государственные услуги играют на жалобах, поданных физическими лицами в местные администрации. Частные компании очень заинтересованы в получении муниципальных контрактов. Столкнувшись с тем, что

экономический кризис и неплатежи, предприятия рассматривают муниципальные контракты как платный бизнес даже

хотя фактическая оплата может прийти с большой задержкой (см. раздел об организации местного самоуправления по отраслевому принципу). Предприятия частного сектора, заключившие муниципальный контракт, не пользуются

налоговые льготы, хотя уплата налогов в натуральной форме широко практикуется, являются для них главной приманкой.

В офсетных соглашениях натурой участвуют не только предприятия, имеющие договор с местными

администрация, но и поставщики муниципальных предприятий и учреждений. Предприятия идут на натуру

7. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе.

Изучение проблем взаимоотношений органов государственной власти и муниципальной власти является актуальным как в научном, так и в практическом плане, поскольку в конечном итоге оно определяет не только перспективы развития местного самоуправления как институционального явления, но и судьбу демократического трансформации в россии.

Признавая местное самоуправление как самостоятельный уровень, самостоятельную форму осуществления людьми своей власти, закрепляя организационную изоляцию местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством и Конституцией Российской Федерации, Федеральное законодательство устанавливает меру свободы муниципалитетов, определяет отношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Поэтому любые попытки ограничить эту меру свободы, установленную Конституцией и законом, с использованием регионального законодательства, должны быть признаны незаконными, неконституционными.


Болезнь регионального законодательства - нечеткое установление полномочий государственных органов и должностных лиц, за пределы которого они не имеют права выходить под угрозу юридической недействительности принятых актов; слабое регулирование видов и форм юридической ответственности за нарушение муниципального законодательства. Следующие две правовые аксиомы должны четко действовать в отношениях между государственными органами и муниципальными органами. В отношениях, когда государственные органы и муниципальные органы являются равными субъектами права, аксиома работает: «Все, что

это не запрещено законом », а в отношениях, основанных на методе подачи команды, аксиома применяется:« высшему субъекту запрещено все, что прямо не разрешено законом ».

Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно ограничиваться только принципами законности, независимости, разграничения компетенции. Анализ нормативно-правовой базы позволяет выделить ряд принципов, на основе которых строится взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

пропорциональность в распределении финансовых потоков,

- принцип организационной изоляции органов местного самоуправления от органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

- принцип взаимной координации решений и действий, затрагивающих интересы друг друга,

- двусторонняя ответственность за соблюдение договоров и соглашений,

- принцип приоритетности интересов населения, учет исторических и иных местных традиций.

В настоящее время некоторые полномочия поселений и субъектов РФ могут передаваться на уровень муниципальных районов, и наоборот.

В целом по Российской Федерации на уровень муниципальных районов наибольшее количество поселений передает следующие вопросы местного значения:

- формирование и исполнение бюджетов поселений;

- организация библиотечного обслуживания населения;

- создание условий для организации досуга;

- обеспечение условий для развития на территории поселений физической культуры и массового спорта;

- утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки;

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб;

- осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке;

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.


Вместе с тем, такие вопросы как установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора городские и сельские поселения осуществляют самостоятельно.

Анализ опыта субъектов Российской Федерации по делегированию отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления позволили выделить основные проблемы и предложить механизмы их решения:

- необходимо определить номенклатуру государственных полно­мочий фактически исполняемых органами местного самоуправления и обеспечить соответствие порядка их передачи условиям статьи 132 части 2 Конституции Российской Федерации;

- целесообразно закрепить на федеральном уровне процедуру передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, общие принципы реализации переданных полномочий и порядок осуществления государственного контроля за их реализацией. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» посвятила наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями отдельную главу. И впервые на федеральном уровне достаточно подробно закреплено: какими нормативными актами передаются отдельные государственные полномочия, каким органам местного самоуправления, какие положения должен содержать соответствующий закон, а также финансовые гарантии, ответственность и государственный контроль. Но в то же время отсутствует закрепление оснований (реальная способность, экономическое обоснование) для наделения полномочиями и процедуры, предшествующей принятию соответствующего закона о наделении отдельными государственными полномочиями (кто выступает инициатором наделения полномочиями, в какой орган и какие именно подаются решения и документы);

- следует разработать методику по определению нормативов бюд­жетных ассигнований, необходимых для реализации переданных отдельных государственных полномочий, а также направляемых на обеспечение решений, принятых органами государственной власти, исполнение которых возложено на органы местного самоуправления;

- требуется наделить муниципальные образования правом обраще­ния в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушения конституционных прав граждан.


Что касается проблем поселений. На сегодняшний день не решен вопрос обеспечения финансирования тех функций органов местного самоуправления, которые к ним по закону не относятся, но которые им решать необходимо (жилищные, земельные, градостроительные). К примеру, разработка генеральных планов, правил землепользования и застройки необходимы каждому муниципалитету, но эта работа требует больших финансовых затрат.

Предстоит провести также работу по приведению границ муниципальных образований в соответствие с требованиями земельного законодательства.

Очень часто поднимается вопрос формирования налоговой базы. Сегодня местные налоги составляют незначительную часть в местном бюджете. Таким образом, софинансирование из вышестоящих бюджетов ограничивает органы местного самоуправления в реализации собственных финансовых программ. Главы органов местного самоуправления предлагают пересмотреть нормативы отчисления от налогов в федеральный бюджет.

Таким образом, вопреки замыслам законодательной реформы, самостоятельность и финансовая автономия муниципальных образований не обеспечены, муниципальные образования оказываются включенными в единую вертикаль исполнительной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Местное самоуправление как элемент политической системы общества свидетельствует о том, что в России наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются местные интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Местное самоуправление в Российской Федерации сегодня - единая система самоорганизации и деятельности населения, состоящая из институтов прямой и представительной демократии. Этот вывод основан на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ "местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления". В развитие Конституции Федеральным законом "Об общих принципах:" предусмотрена обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, в частности, представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, избираемых на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 14, 15). Вышесказанное дает основание утверждать следующее:

1. Принцип местного самоуправления признан Конституцией РФ и федеральным законодательством в качестве одной из основ конституционного строя, демократического института гражданского общества.