Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях ( Концептуальные подходы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические подходы к исследованию организационной культуры
1.1 Концептуальные подходы к изучению феномена организационной культуры
1.2 Типологии организационных культур
1.3 Методы диагностики организационной культуры
Глава 2. Диагностика организационной культуры на примере предприятия нефтегазовой отрасли
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Каждый из шести вопросов, включенных в инструмент ОСAI, предполагает четыре альтернативы ответов, соответствующих одному из выделенных типов организационной культуры (адхократическому, рыночному, бюрократическому или клановому). Между этими четырьмя альтернативами распределяются 100 баллов в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует организации.
После заполнения анкеты, математическим методом с помощью соответствующей формулы (1), были найдены средние значения по каждой из характеристик с учетом всех показателей (таблица 4).
(1)
где - среднее арифметическое,
- значение переменной,
- количество значений.
Таблица 4
Среднее арифметическое значение по каждому показателю оценки организационной культуры
Теперь |
Предпочтительно |
||
А (клан) |
20 |
А (клан) |
26,7 |
B (адхократия) |
25,8 |
B (адхократия) |
27,5 |
C (рынок) |
40 |
C (рынок) |
33,3 |
D (бюрократия) |
14,2 |
D (бюрократия) |
12,5 |
Полученные данные были использованы для построения профиля организационной культуры компании (рисунок 4).
Сплошная линия отражает то, как оценивают настоящую организационную культуру, а пунктирная – то, какой, по мнению сотрудников, она должна быть.
Исходя из полученных данных, следует вывод, что имеющаяся на данный момент организационная культура в предприятиях нефтегазовой отрасли соответствует той организационной культуре, которые сотрудники хотели бы видеть в фирме, а именно рыночной культуре, это означает, что сотрудники удовлетворены работой в данных предприятиях.
Для рыночной культуры характерно:
- перспективная стратегия нацелена на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей;
- лидеры – твердые руководители и суровые конкуренты, они непоколебимы и требовательны;
- репутация и успех являются общей заботой и главной ценностью;
- важны конкурентное ценообразование и лидерство на рынке.
Рис.4
Наименьшие проявления – черты бюрократической организационной культуры, для которой характерно:
- лидеры гордятся тем, что они – рационально мыслящие координаторы и организаторы;
- важно поддерживать плавный ход деятельности организации;
- долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций;
- успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат.
Проанализировав общий профиль организационной культуры, можно сделать вывод, что нынешняя и предпочтительная организационная культура для данных предприятий - рыночная организационная культура.
Следует отметить, что одним из преимуществ данной методики является то, что вместе с оценкой текущего состояния организационной культуры опрашиваемым предлагается в той же форме описать предпочтительный профиль, что особенно полезно при проектировании изменений культуры.
Список из шести содержательных измерений не является, конечно, исчерпывающим, но в целом он достаточен для адекватного представления типа культуры, который наблюдается в организации.
Применение методики К. Камерона и Р. Куинна также уместно при анализе трансформации организационной культуры: сопоставляя полученные в разные периоды профили и анализируя причины изменений, можно получить представление о процессах, протекающих в культуре компании.
Заключение
В проведенном исследовании изучены особенности организационной культуры как феномена применительно к организации.
Цель данной работы состояла в выявлении ключевых характеристик организационной культуры с использованием методики Д. Денисона.
Исследование организационной культуры компании заключалось в выявлении таких её характеристик, как: направленность на объект функционирования организации (внутренний или внешний), относительную стабильность.
В результате проведенного комплекса теоретических и эмпирических исследований, подтвердились предположения в существенности влияния организационной культуры на ключевые показатели деятельности
организации.
Организационная культура – это весьма емкое и многозначное понятие, содержащее в себе различные аспекты целостного развития организации в заданных экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем известно, что одним из важнейших фактором формирования
и развития организационной культуры является эффективный менеджмент.
Субъективно организационная культура включает в себя разделяемые всеми работниками ценности, убеждения, этические нормы, духовные символы (герои организации, истории и мифы о лидерах и самой организации, обряды, язык и стиль общения работников). На субъективном уровне организационная культура создает основу для формирования управленческой культуры, то есть стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Объективные факторы, оказывающие влияние на организационную культуру, непосредственно связаны с процессом функционирования учреждения.
Таким образом, какой бы успешной не была компания, постоянно нужно проводить исследование организационной культуры. Любое негативное изменение может снизить эффективность деятельности, так же как любое правильное мероприятие по совершенствованию поможет увеличить производительность, повысить результаты. В скором времени все компании столкнутся с необходимостью правильно подходить к построению организационной культуры, постоянно совершенствовать методы взаимодействия с сотрудниками, ставить интересы, ценности людей на первое место и достигать общих целей через позитивное взаимодействие.
Список использованной литературы
- Андреева И.В., Бетина О.Б. Организационная культура /учебное пособие. СПб, 2010. 295 с.
- Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн Н., Лиф К. Изменение корпоративной культуры в организациях. - Питер, 2013. – 192 с.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры /Пер. с англ. под ред. И.В.Андреевой. – СПб: Питер, 2001. –
320 с. – (Серия «Теория и практика менеждмента»). - Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах / Т. О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2007. 289 с.
- Стеклова О.Е. Организационная культура: учебное пособие. – Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. УлГТУ– Ульяновск, 2007. – 129 с.
- Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка учебное пособие. Санкт-Петербург, ИТМО, 2008. 148 с.
- Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
- Хофштеде Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М. Уоренна. СПб.: Питер, 2005.
- Denison D.R. Corporate Culture and Organizational Effectiveness New York Weliy – 1990. - 267 c.
- Denison D., Neal W. Denison organizational culture survey: Facilitator guide, published by Denison Consulting, LLC //Ann Arbor, MI: Aviat. 2000.
- Kotter D, Heskett D “Corporate Culture and Perfomance”, Гарвардская бизнес-школа 1992, 214 с.
- Ардашкин И.Б., Карпова А.Ю. Организационная культура и управление изменениями в фокусе измерений. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. №4 (28). – С.123-135.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Академия; 2008.
- Бареева И. А. Оценка эффективности функционирования среднего
общеобразовательного учреждения с позиции разных категорий работников /И.А. Бареева // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - 2012. - № 28. - С. 227 – 234.
- Гречищева Л.С. Организационная культура как ресурс образовательной организацией [Рукопись]: курсовая работа по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»: ОП «Управление образованием»: защищена 07.12.16 / Л.С. Гречищева; НИУ ВШЭ Санкт-Петербург; науч. рук. к.э.н., доцент А.Ю. Лисовская. – СПб.- 69 с.
- Дербишир Н.С., Пинская М.А. Управленческие стратегии директоров эффективных школ. Вопросы образования. 2016. №3.
С.110-129 - Дрыга С.В., Дудченко А.В. Выбор метода диагностики организационной культуры российских компаний // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. № 58. С. 50-56
- Донина И.А. Успешность современной общеобразовательной организации как объект управления /И.А. Донина// Вектор науки ТГУ.-2013. № 4.- С. 21-30.
- Майкл Барбер. Как добиться стабильно высокого качества обучения
в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира/ М.Барбер// Consistently high performance: Lessons from the world’s top performing school systems // McKinsey&Company. -2007. Перевод публикуется в редакции.
- Мельник О.Ф. Организационная культура средних школ с разной степенью инновационной активности // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2010, №5 (1), с.396-403.
- Моргунов Е. Организационная культура: единство и множественность // Управление персоналом. 2010. № 6 (232) С. 27.
- Пинская М.А., Фрумин И.Д., Косарецкий С.Г. Школы, эффективно
работающие в сложных социальных контекстах //Вопросы образования. – 2011. - №4 – с.148-177
- Слинкова О.К., Харитонова П.В. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Т. 12. Вып. 1. С. 47–54.
- Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учеб. пособие / Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 25.
- Спиваковский В.Е. О взаимосвязи уровня рефлексии групповой (командной) роли с типом организационной культуры / В.Е. Спиваковский //ВМУ. Сер.14. Психология. – 2010. - №1. – С.84.
- Темрюков Ю.Ю. Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления /Ю.Ю. Темрюков // Наука и школа. – 2008. - №4. – С. 25-26.
- То Тху Чанг. Сравнительный анализ методик исследования организационной культуры. /Известия ДВФУ. Экономика и управление. №4. 2014. С. 28-36.
- Ушаков К.М. Диагностика реальной структуры образовательной организации / /Вопросы образования. 2013. № 4. С. 247-260.
- Ушаков К.М. Организационная культура – рискованный объект
управления // К.М. Ушаков // Директор школы. – 2009. - №3. – С.20-26.
- Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ / К.М.
Ушаков. – М.: Сентябрь, 2011. – 176 с.
- Фей К., Денисон Д. Организационная культура и эффективность: российский контекст // Вопросы экономики. - 2005. - N 4.- С.58-74
- Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда. – 2014. - № 12. – C. 9-49
- Якимова З.В., Николаева В.И. Организационная и корпоративная
культура: точки пересечения и специфические особенности. Проблемы
и перспективы развития экономики и управления: материалы международной заочной научно-практической конференции (19 октября 2011г.) - Новосибирск: Априори – 2011. – С. 223-227
-
Андреева И.В., Бетина О.Б. Организационная культура /учебное пособие. СПб, 2010. 295 с. ↑
-
Моргунов Е. Организационная культура: единство и множественность // Управление персоналом. 2010. № 6 (232) С. 27 ↑
-
Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002. ↑
-
Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах / Т. О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2007. 289 с. ↑
-
Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн; пер. с англ. под ред. Т.Ю. Ковалевой. СПб.: Питер, 2012. 366 с. ↑
-
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры / Пер. с англ. под ред.
И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2009, С.32. ↑ -
Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка учебное пособие.
Санкт-Петербург, ИТМО, 2008. 148 с. ↑ -
То Тху Чанг. Сравнительный анализ методик исследования организационной культуры. /Известия ДВФУ.
Экономика и управление. №4. 2014. С.28-36. ↑
-
Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учеб. пособие / Т.О. Соломанидина. –
М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 25. ↑ -
Ардашкин И.Б., Карпова А.Ю. Организационная культура и управление изменениями в фокусе измерений. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. №4 (28). – С.123-135. ↑
-
Хофштеде Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула,
М. Уоренна. СПб.: Питер, 2005 ↑ -
Фей К., Денисон Д. Организационная культура и эффективность: российский контекст // Вопросы экономики. - 2005. - N 4.- С.58-74 ↑
-
Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн Н., Лиф К. Изменение корпоративной культуры в организациях. - Питер,
2013. – 192 с. ↑