Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (История возникновения правовой системы и личности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. История возникновения правовой системы и личности
1.2. Основное содержание правового статуса личности
2.1. Принципы правового статуса личности
2.2. Механизм реализации правового статуса личности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
21. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.
Часть 1 статьи 17 Конституции гарантирует права и свободы человека и гражданина, закреплённые как в ней, так и общепризнанных международно-правовых документах. Таким образом, в силу данного положения, а также требований статьи 15 Конституции РФ, международные акты по правам человека, в которых участвует Россия, имеют на её территории непосредственное действие, подлежат соблюдению, исполнению и применению всеми субъектами, подчинёнными российскому законодательству, в том числе (и прежде всего) государственными органами.
В числе этих актов можно указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и многие другие. 14
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 2, ст. 55
В то же время в условиях чрезвычайной ситуации права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться государством. Часть 1 ст. 56 Основного закона РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 15
Ни при каких условиях не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, права человека при уголовном преследовании. 2, ст. 46-54
Наряду с общим конституционным принципом гарантированности каждое субъективное право сопровождается собственной системой гарантий, что создает систему защиты правового статуса человека и гражданина.
5) Принцип равноправия.
В тексте Конституции России понятия «равенство» и «равноправие» встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами РФ.
Термин «равноправие» является юридически более точным, поскольку в нём заложены сразу два начала: «равенство» и «право». Поэтому он указывает не на фактическое равенство, а лишь на равенство прав, равенство перед правом. Поэтому в двух ключевых с точки зрения установления равноправия нормах - в статье 5, говорящей о равноправии субъектов РФ и в статье 19, закрепляющей равенство прав человека и гражданина вне зависимости от перечисленных в ней обстоятельств - говорится не о фактическом, а о юридическом равенстве. 15
Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории. 18
6) Принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Этот принцип действует в конституционном праве в нескольких аспектах. Первый - это взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений. Если одна сторона правоотношения (физическое лицо или государство) обладает закреплёнными законом правами, то другая выполняет по отношению к ней определённые обязанности, и наоборот.
Второй аспект взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина состоит в следующем. Невозможно жить в обществе и быть свободным от этого общества: для нормального его развития требуется совершение определённых действий, направленных на поддержание благосостояния и защиту этого общества от неправомерных посягательств отдельных лиц. Таким образом, каждый человек несёт обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества. 15
2.2. Механизм реализации правового статуса личности
Механизм реализации правового статуса личности - это совокупность правовых и организационных методов, направленных на достижение реальной возможности и условий для наиболее полного самовыражения человека в обществе.
Вопросы защиты прав человека в объединенной Европе призван решать Совет Европы, возглавляемый генеральным секретарем. 22
Россия является государством, которое продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Это в полной мере распространяется и на все подписанные Советским Союзом международные документы и ратифицированные им пакты о правах человека. 20
Являясь членом Совета Европы, Россия подписала «Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод». Ныне действующая Конституция России содержит необходимые нормы, признающие приоритет международных стандартов прав человека и международные механизмы их защиты. 2, ст. 17, 15
Изначально Конвенция была задумана для того, чтобы искоренить ужасы Второй мировой войны и навсегда покончить с геноцидом. Конвенция виделась как оплот политического образования Европы после катастрофы 30-х и 40-х годов. Сейчас она достигла уровня конституционного закона Европы благодаря тому, что государства - участники всегда ясно осознавали необходимость создания объединённой системы защиты прав человека. 21
22 ноября 1991 года Верховный Совет принял Декларацию прав, основные положения которой вошли в текст Конституции России. Это свидетельствует о дальнейшем расширении прав и свобод граждан, о их политической раскрепощённости. 22
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека. 10, ст. 40
В составе парламента России - Федеральном собрании предусмотрена такая должность. Парламентский уполномоченный назначается Федеральным собранием на совместном заседании его палат только на один срок (5 лет), подотчётен ему и обладает депутатской неприкосновенностью. 22
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. 4, ст. 1
Уполномоченный по правам человека не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. 4, ст. 16.1
По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральному прокурору и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете». 4, ст. 33
Здесь же следует отметить расширение возможности граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России. Помимо Конституционного Суда РФ законом предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах федерации. 20
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. 38
Не подлежат рассмотрению административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке. 3, ст. 218
2.3. Проблемы между различными группами населения России в социально-экономическом положении и пути их решения
Неравенство в социально-экономическом положении между жителями городов и сельской местности, а также среди жителей различных регионов в России носит традиционно исторически длительный характер. В СССР одним из успешных условий построения социализма было решение задачи по преодолению различий между уровнями жизни населения, проживающего в городе и в деревне. Эта задача не решена до настоящего времени. [20]
По данным Росстата, за первые три месяца 2019 года реальные доходы россиян снизились на 2,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Средние денежные доходы населения за первый квартал текущего года составили 29920 рублей. Это на 3,2% больше по сравнению с тем же периодом 2018 года (29001 рубль) и на 20,9% меньше, если сравнивать с последним кварталом прошлого года.
РБК (российский бизнес-телеканал) уточняет, при расчётах по новой методике доля зарплат в структуре доходов выросла с 41% до 55%, но уменьшилась доля доходов от предпринимательства с 7,6% до 6,3%, собственности (с 5,4% до 4,3%) и ненаблюдаемых доходов (с 26% до 11,5%). [31]
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства от 30 декабря 2017 года № 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» установило по согласованию с Министерством экономического развития и Министерством финансов величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2018 года на душу населения 10213 рублей, для трудоспособного населения - 11069 рублей, пенсионеров - 8464 рубля, детей - 9950 рублей. [8]
В целом по Российской Федерации нормативно установленного прожиточного минимума на 1 квартал 2019 года были неравномерными и характеризовались следующими показателями[1].
Неравномерное региональное развитие влечёт за собой не только определённые политические риски, но и подавляет экономику. Нередко основной проблемой для придания динамического развития экономики запущенного региона или отрасли требуется переток рабочей силы и выравнивание уровня жизни. Это влечёт за собой большие расходы как со стороны государства, так и со стороны населения. [20]
Внутренняя миграция в России в связи с работой составила:
1) в 2008 году - 10,7 %;
2) в 2009 году - 10,8 %;
3) в 2010 году - 9,8 %;
4) в 2011 году - 13,0 %;
5) в 2012 году - 14,4 %;
6) в 2013 году - 14,5 %;
7) в 2014 году - 13,7 %;
8) в 2015 году - 13,0 %;
9) в 2016 году - 8,7 %. [40]
Существенной причиной внутренней миграции являлось территориальное перемещение в связи с работой. Однако динамика его удельного веса в 2008-2016 годах была неустойчивой и не демонстрировала явной связи с макроэкономической ситуацией. [36, с. 29]
Внешняя миграция в России в связи с работой составила:
1) прибывшие в 2008 году - 9,4 %, в 2016 году - 18,0 %;
2) выбывшие в 2008 году - 6,3%, в 2016 году - 8,4 %;
3) миграционный прирост в 2008 году - 9,9%, в 2016 году - 18,3 %. [40]
Во внешней миграции заметно выше доля перемещения в связи с работой.
Проведённый анализ свидетельствует о необходимости совершенствования методики учёта причин миграции населения, позволяющей получить более детальные, конкретные и сопоставимые в динамике и в разрезе направлений данные об обстоятельствах, вызвавших территориальные перемещения. [36, с. 29-30]
Законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года предусматривается реализация трёх групп мероприятий, планирующих территориальное перемещение населения, а именно:
1) содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) путём предоставления услуг органами службы занятости[2];
2) содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) путём предоставления услуг органами службы занятости[3];
3) содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов для трудоустройства из других субъектов РФ в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. [36, с. 38]
Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
1) оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счёт средств работодателя;
2) суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;
3) оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение. [5, ст. 22]