Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (История возникновения правовой системы и личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Правовая система и личность: история возникновения. Основное содержание правового статуса личности

1.1. История возникновения правовой системы и личности

1.2. Основное содержание правового статуса личности

Глава 2. Правовой статус личности: принципы, механизм реализации. Проблемы в социально-экономическом положении и пути их решения

2.1. Принципы правового статуса личности

2.2. Механизм реализации правового статуса личности

2.3. Проблемы между различными группами населения России в социально-экономическом положении и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

21. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

31. Старостина Юлия. Росстат: реальные доходы населения снизились на 2,3% за первый квартал 2019 года. Ведомство считало их по новой методике // Новая газета. – 2019 г. - № 43. – Ст. 8-9.

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В Основном законе РФ есть установление, содержащееся в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (статья 29). [14]

По аналитическим данным ежегодного отчёта американской неправительственной организации Freedom House, степень свободы средств массовой информации (СМИ) в 193 странах мира в 2003 году «серьёзно ухудшилась». В 2002 - 2003 годах общее количество людей, живущих в странах, где СМИ независимы, сократилось на 5%. [28]

Развитие демократических начал в любом государстве всегда представляет очень длинный, сложный и нередко болезненный процесс. Россия постепенно и поэтапно меняется от сталинско-брежневской тоталитарной модели к признанию общепризнанной мировым сообществом системы ценностей.

Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам. [20]

Под политическими подразумевают права, затрагивающие политические интересы человека. Они выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли; право беспрепятственно придерживаться своих мнений; право на свободу искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций; право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и другие.

В отличие от личных, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы (человека и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства. [22]

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. [2, ст. 3]

Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (право избирать) или по достижении им более зрелого возраста (право на избрание).

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным правом считается право избирать. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется меньшей частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Например, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы - 21 года. [21]


Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. [6, ст. 3]

Среди объединений следует выделить политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение граждан непосредственно в решение государственных проблем. Основной функцией партий следует считать информационную. С помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин по своему усмотрению может состоять в партии или быть беспартийным.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. [2, ст. 32]

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, а также как один из источников информации, необходимый для более объективного решения вопросов общественной жизни. [22]

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на защиту материнства и детства, право на образование. [20]

Существует право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. [2, ст. 36]

К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Содержанием данного права является гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. [22]


Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. [2, ст. 40]

Охрана здоровья граждан это - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического, характера, осуществляемых органами государственной власти и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. [7, ст. 40]

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. 14

За сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, уголовным, административным и гражданским законодательством установлены соответствующие виды юридической ответственности.

К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать. 24

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 2, ст. 44

Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.


Гарантируется охрана прав авторам интеллектуальной собственности. Незаконное присвоение авторства влечёт за собой уголовную ответственность. 24

Подытоживая первую главу, можно сделать вывод о том, что в ней раскрывается история возникновения правовой системы. Даётся понятие личности, как первой ценности демократического общества. Анализируется правовой статус личности в Российской Федерации.

Глава 2. Правовой статус личности: принципы, механизм реализации. Проблемы в социально-экономическом положении и пути их решения

2.1. Принципы правового статуса личности

 Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закреплённые в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина. 30, с. 29

Эти принципы наиболее универсальны, на них должны опираться все отрасли права, которые могут в дополнение к данным принципам вырабатывать свои собственные. Число принципов правового статуса человека и гражданина не одинаково. Это связано как с тем, что их точного перечня нет в Конституции РФ, так и с тем, что данные принципы развиваются и дополняются в текущем законодательстве. Вместе с тем, «принципы правового статуса - идеологические категории». 12, с. 58

В силу этого, их перечень, содержание и значение могут меняться, даже если не изменяется закрепившая их Конституция. Поэтому принципы правового статуса, во-первых, составляют его основу, на которую опирается всё правовое регулирование правового статуса человека и гражданина, а во-вторых, имеют достаточно гибкое содержание, развивающееся вместе с развитием государства.

К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина можно отнести следующие:

1) Принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина. 15

На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод.


Провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. 13

2) Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

Основные права не дарованы государством, сам факт рождения человека наделяет его правами.

3) Принцип самостоятельного осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод.

Смысл принципа заключается в отказе государства и общества от детальной регламентации в законе того, что может делать человек, какие позитивные действия он вправе содержать. Основной закон РФ, напротив, устанавливает ограничения свободы действий человека, которые он не должен совершать. 15

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2, ст. 55

Осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них. 13

4) Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

Одно лишь провозглашение прав и свобод человека и гражданина ещё не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Необходимы реальные гарантии того, что этих прав и свобод человек не может быть лишён без законных оснований.

Говоря о принципе гарантированности, в большей мере уделяется внимание гарантиям со стороны государства как субъекта, обеспечивающего реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, и как субъекта, имеющего наибольшие возможности умалить или ограничить права и свободы. В иных случаях основная тяжесть реализации прав и свобод ложится на субъект права, а государство при этом в основном контролирует соблюдение законодательства в отношении всех конфликтующих сторон, вмешиваясь в случае его нарушения. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина реализуется в деятельности всех органов государственной власти, при этом для некоторых из них он носит основополагающий характер, как, например, для Президента, который по Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (статья 80), и для Уполномоченного по правам человека, для которого это основная деятельность. Кроме того, статья 45 Основного закона наделила каждого правом защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. 15