Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
Так же в гильдейском праве важное место занимали нормы по регулированию отношений внутри гильдий. Представлены они были в основном в виде обычаев, договоров и нормативных актов. Гильдия регулировала многие вопросы внутри гильдии: условия труда, условия приема в гильдию новых членов, стандарты качества, минимальные цены на товар и др.
В гильдии регулировались не только экономические, но и межличностные, гильдия была своего рода братство. Члены гильдии были обязаны помогать товарищам, создавать школы, строить часовни, помогать в организации религиозных праздников и принимать в них участие
2.2.6. Каноническое право
Изначально каноническое право не имело четких границ полномочий, поэтому часто возникали споры о том кому принадлежит право проводить судебный процесс, светскому суду или церковному. Благодаря Папской революции в церковной системе удалось навести порядок.
В основном церковь занималась решением вопросов связанных с осуществлением таинств, завещаниями, клятвами, управлением церковью, церковным налогообложением и другими. Самих церковных служителей судила сама церковь, не зависимо от того какие именно законы они нарушили. С одной стороны, это поддерживало дисциплину внутри церкви, однако, многие представители элиты общества были представителями духовенства и суд проводимы церковью для них был мягче, чем, если бы их судили светские суды.
Нормы канонического права были значительно обширнее остальных корпоративных правовых систем, но при этом их можно довольно легко классифицировать на отдельные отрасли, например, такие как семейное право, наследственное право, гражданское право, уголовное право, административное право и финансовое право.
В отличие от остальных корпоративных правовых систем в каноническом праве широко использовались письменные источники права. Это не случайно ведь именно церковью развивалась письменность.
Особо стоит отметить систему церковных судов. Церковная система была четко отрегулирована. Именно церковь многие столетия урегулировала социальные отношения между людьми поэтому, не смотря на многие недостатки, процедуры, принятые в церковной судебной системе, использовались в светских судах.
В традиционном обществе корпоративное право несло на себе значительную часть нагрузки по регулированию различных социальных отношений. Однако оно не являлось основным средством социального регулирования. В традиционном обществе важное место занимает церковь, поэтому основным регулятором социальных отношений были религиозные нормы.
2.3. Развитое или общегосударственное право
С развитием общество менялось и сознание людей. Все начали понимать, что сохранение мира дает выгоду всем проживающим на той или иной территории. Изменяется и представление о правителе государства. Теперь глава государства не завоеватель и покоритель новых земель, а управитель государства, задачей которого является не завоевание новых земель, а сохранение мира и поддержка стабильности в стране, а также осуществления правосудия как одного из главных методов разрешения споров между людьми. Вследствие чего происходит значительное уменьшение влияния церкви на управление государством и рост бюрократического аппарата. Это приводит к значительным изменениям права. Появляется множество норм вносящие качественные изменения.
Ранее законодательную функцию решали представители сословий, собиравшиеся для решения проблем и обсуждения важных вопросов. Теперь функцию законодательную стал выполнять и правители государства. Сначала их законы были лишь ответом на возникавшие проблемы. Но со временем начала расти интенсивность принятия законов не как фиксаторов древних традиций, а как способ поддержания мира и стабильности в государстве. Королевское (царское, императорское и так далее.) законотворчество стало четко выделяться из остальных функций королевской власти.
Само право стало более сложным. Появилось четкое различие между уголовно-правовыми и гражданско-правовыми нормами. Законы получают определенную структуру и больше не находятся в перемешанном состоянии.
На этом этапе появляются и нормы процессуального права, которые ранее носили формальный характер. Разрабатываются формы исков для определения правонарушений, устанавливалась единая процедура проведения судебных заседаний, введено судебное следствие, появляется перечень доказательств, которые рассматриваются в суде и другие.
Право состоит из норм, которые теперь уже являются обязательными для тех людей, которым они адресованы, тогда как ранее субъекты сами решали, выносить ли свои обиды на разрешение суда. Однако степень обязательности правовых норм также может быть различной, и она зависит от того, насколько широк круг лиц, на которых распространяется та или иная норма. Таким образом, право приобрело универсальный характер и стало применяться независимо от желания субъектов[13].
Судебная власть становится особой и самостоятельной ветвью государственной власти. В законодательстве устанавливаются принципы осуществления судебной власти, претворение которых в жизнь как раз и позволяет обеспечить определенную автономность судебной власти. К ним относятся:
- независимость судей и подчинение их только закону;
- несменяемость судей;
- неприкосновенность судей.
В обществе, где действует развитое право, правосудие осуществляют
профессиональные судьи. Для осуществления судейской деятельности предъявляются очень серьезные требования: наличие высшего юридического образования, соответствующего возраста для того, чтобы судья успел приобрести необходимые специальные знания и опыт, а также определенного стажа по юридической профессии.
Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающего перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права.
Право в каждом государстве дифференцированно на самостоятельные и в то же время взаимосвязанные образования. Учёные выделяют нормами, институты, субституты, отрасли, подотрасли, которые объединены в ассоциативные группы, например, Охранительные и регулятивные, материальные и процессуальные. В этом случае идет речь о структуре права сформированного государством. Но ведь не только государство является субъектом правотворчества. Поэтому в зависимости от того, кто является субъектом правотворчества зависит и характер самих норм права. Развитое право можно разделить на 6 пластов.
- Права человека наиболее общие правовые нормы, являющиеся основой позитивного права. Права человека есть у каждого человека с рождения вне зависимости от его финансового и социального положения. Ранее права человека были в основном в виде идей. Теперь они закреплены в международных правовых документах.
- Под принципами права подразумеваются основные идеи, выражающие сущность права. Основой правотворчества государства, организаций и граждан являются принципа права. В законодательстве принципы права могут выражаться прямо либо косвенно. В качестве примера можно принципов права можно привести принцип равенства всех перед судом и законом, принцип гуманизма, принцип социальной справедливости и другие.
- Нормы, принятые на референдуме. Эти нормы относятся к нормам позитивного права. Они регулируют самые важные принципиальные вопросы жизни страны. Эти нормы зачастую являются основой для разработки принятий норм законодательными органами.
- Законодательные нормы разрабатываются и принимаются государственными органами. Помимо законов, принятых парламентом особое место занимают и подзаконные акты, которые регулируются принципом непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим. Поэтому номы законодательные также называют централизованными, так как содержание всех подзаконных актов как бы задается парламентом, центральным законодательным органом страны.
- Корпоративные нормы развитого права- это правила поведения, разрабатываемые в организациях и распространяющиеся на их коллективы. Корпоративные нормы регулируют различные финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.
- Договорные нормы. Эти нормы регулируют вопросы, которые разрешено регулировать самим субъектам права. Договоры распространены во многих сферах деятельности человека, поэтому правовую структуру договора можно назвать универсальной.
Эти шесть слоев можно сгруппировать и получить части структуры права. Права человека и принципы права образуют базис права. Нормы, принятые на референдуме и нормы, изданные государством, формируют публичное право. Корпоративные и договорные нормы формируют частное право.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Развитие права сложный и многогранный процесс изучением которого занимаются ученые и философы уже не одно столетие, однако, этот вопрос до сиих пор является открытым. Несомненно, на теориях возникновения права сказалось влияние философских и идеологических течениях своего времени, однако, среди них нет абсолютно неверных теорий. В каждой теории отражены свои объективные стороны или же представлена некая фундаментальная идея как, например, в теории естественного права, которая признавала естественные права человека.
Таким образом, по проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:
1. Государство можно определить как организацию суверенной политической власти, которая будучи орудием реализации интересов определенных социальных групп имеет своим назначением поддержание порядка в обществе и является основным орудием установления в данном обществе социальной справедливости.
2. Процесс образования государства - это сложный многоплановый процесс. Прежде чем возникнет государство, должно пройти немало времени, что и очевидно по мере исследования теорий происхождения государства. Оно как один из важнейших регуляторов общественной жизни, появилось лишь на определённой ступени развития общества. Однако факторы, вызвавшие возникновение государства, зародились в условиях первобытного общества. По мере его развития возникает этап разложения первобытного общества, которое привело к разделению труда. И заключительным и самым сложным этапом следует считать процесс возникновения государства.
В юридической литературе существует множество теорий, объясняющих происхождение государства, в каждой из которой есть как положительные, так и отрицательные моменты. Но все же следует сказать, что любая теория, которая пытается объяснить процессы образования государства, имеет право на существование. Большое количество этих теорий объясняются различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. С точки зрения теории, процессы возникновения государств характеризуются поверхностно, причём, каждый автор выражает своё субъективное мнение. Но немаловажную роль играют те предпосылки (экономические, политические, идеологические и др.), которые сообща приводят к государствообразованию, к государству как единому целому. Появление государства объективно продиктовано новыми условиями жизнедеятельности людей, возникновением внутри ранее однородного общества противоречивых интересов: индивидуальных, групповых и др. Его назначение - не дать погибнуть обществу в бесплодной борьбе с самим собой.
3. Множественность теорий можно разделить на две основные категории: нематериалистические и материалистические теории. Первые различают государство и общество и выделяют происхождение государства как специфическую проблему. Вторые в объяснениях государствообразования исходят из первичности материи и вторичности идеи. Материализм веками был понимаем и принимаем только в воззрениях на природу (вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду).
4. Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определить все свойственные функции государства - основные направления деятельности, точнее установить место и роль государства в жизни общества и политической системы.
Ученые и философы пытались создать единые теории, которые объяснили бы процесс возникновения права во всех странах. Однако очень сложно создать единую теорию, которая могла бы объяснить, как возникло и развивалось право, так как на государства и общества оказывали влияние различные объективные факторы, которые повлияли на развитие права. Поэтому я считаю, что лучше рассматривать этот процесс в каждом государстве и обществе отдельно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С.С. – Государство и право: учебное пособие/ С. С. Алексеев. – М.: Проспект, 2010.
2. Бужор В. Общая теория права и государства: Курс лекций./ В. Бужор, Т. Бужор. - Кишинёв: Angela levinta, 2003.
3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки./ Государство и право. - М.: Наука, 2003.
4. Гойман-Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник./ В.И. Гойман-Червонюк. - М.: Инфра-М, 2006.
5. Ильин И.А. – Теория права и государства/ Ильин И.А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2013
6. Исаев И. А.- История государства и права России: учебное пособие для бакалавров. – Москва: Проспект, 2014.
7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015.
8. Малыгин А.Я. Общая теория права и государства: Учебник./ А.Я. Малыгин, под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011.