Файл: Теории происхождения права (Классовая теория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из авторов этой теории был Аврелий Августин. По мнению Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, — восклицал Августин, — он подобен дьяволу».

В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его». Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественных заповедей признается одновременно смертным грехом.

Фома Аквинский эту теорию развил по-своему. Согласно его теории, мир основан на иерархии форм: божественная, духовная и материальная. Во главе находится Бог. Папа Римский возглавляет духовный мир как наместник Бога на земле. По такому же принципу организованно и общество.

Теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.

ГЛАВА 2. Теория специализации

Именно на этой теории хотелось бы остановиться и изучить ее подробнее, так как считается, что она наиболее полно описывает процесс возникновения права.

Теория была разработана доктором юридических наук Кашаниной Т.В.

«Слово «специальный» означает особый, предназначенный для определенной цели. Специализация – это приобретение организмом (биологическим или социальным) особых черт, которые позволили бы приспособиться этому организму к изменившимся условиям существования»[7]

Автор этой теории делит развитие права на разные периоды:

  1. Стадия детства (архаическое право)
  2. Стадия юности (сословное или корпоративное право)
  3. Стадия зрелости (развитое или общегосударственное право)

2.1. Архаическое право

Временные рамки этого этапа трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако, говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать приблизительно, на IX-XI вв. Применительно к этой стадии развития права допустимы и такие названия, как право племенное, народное, обычное, варварское, примитивное, вульгарное.


На этом этапе права как такового нет, но есть обычаи, которые выполняют схожу функцию. Социальные нормы вырабатываются народом и поэтому принимают форму обычаев, «то есть правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате неоднократного повторения».[8] Со временем эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а вождями, жрецами, дружинниками и прочими. Таким образом, обычаи стали закреплены, своего рода органами власти, и перешли в разряд правовых обычаев, став обычным правом.

Естественно решения вождей, старейшин и т.д. направленные на примирение спорящих сторон не всегда исполнялись, поэтому спорящие не редко прибегали к кровной мести, то есть к варварскому методу регулирования отношений, отсюда и название варварское право. Право на этом этапе только зарождалось, и было простым и примитивным, отсюда еще одно из названий примитивное право.

Для архаического права было свойственна необязательность.  Не было никаких гарантий, что спорящие стороны обратятся к другой независимой стороне для разрешения своего конфликта, а не решат все силой.

Архаическое право преимущественно было в устной форме, а посменные источники не были систематизированы и не были разделены на отрасли. В первых правовых источниках можно найти зачатки норм гражданского права, однако, большинство составляли нормы уголовного права. Преобладание норм уголовного права можно объяснить необходимостью обеспечить защиту сложившихся властных структур и самого населения. Например, в древней Руси из-за кровной мести уничтожались целые семьи и поселения, что, несомненно, негативно сказывалось на развитии Древней Руси. Для предотвращения смертей была введена вира, то есть штраф за убийство.

Доказательства виновности и невиновности преступника отличались символичностью, церемониальностью и демонстративностью. Доказательства проводилось при большом скоплении народа. Это было необходимо, так как большинство норм права были устными, и применение этих норм должно было надолго запомниться всем.

Не смотря на свою примитивность архаическое право имело множество плюсов:

  1. Архаическое право было создано самим народом
  2. Архаическое право отличалось добровольностью и массовостью исполнения, поскольку основывалось на убеждении в должном характере правил поведения и соблюдалось в силу привычки.
  3. Архаическое право имело устный характер, поэтому было доступно всем.
  4. в архаическом праве вынесение судебного решения было этапом процесса примирения, и вопрос о том, кто прав и, кто виноват, не выдвигался на первое место.
  5. Архаичное право не носило формального характера и было довольно пластичным.

2.2. Сословное или корпоративное право

На этом этапе речь пойдет уже о традиционном обществе. После неолитической революции (переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству) основной ценностью стала земля и крестьяне. Общество на этом этапе стало более дифференцированным. Появились «корпорации-институты – результат дифференциации общества на отдельные слои, группы, результат процесса, который начался с разложения родового строя».[9]

Представители сословий начали осознавать свое положение в обществе и стремились приобрести и закрепить свои привилегии в обществе. Так же с растущей разницей между классами требовалось регулировать усложнившееся отношения между ними, что привело к изменению правовой системы. На этом этапе можно выделить такие сословно-корпоративные системы как:

  1. Феодальное право
  2. Манориальное право (крепостное)
  3. Городское право
  4. Торговое право
  5. Гильдейское право (цеховое)
  6. Каноническое право (церковное)

2.2.1. Феодальное право

С появление феодальной системы значительно возросла роль землевладельцев, и увеличился их экономический рост. Что в свою очередь привело к увеличению производимой ими продукции в стране. С увеличением роли землевладельцев росла и их политическая сила, которая была направленна на подчинение исполнительной власти и влиянию на политику государства в целом.

Осознавая себя как класс, феодалы создали свою корпоративную систему: феодальное право. Предметом феодального права были взаимоотношения между феодалами и правила приобретения земель. В разных странах способ приобретения права на землю различался. Так, например, в западной Европе каждый владелец земли должен был иметь сеньора, а в России вся земля принадлежала царю, и он был волен распоряжаться ею. Это различие сильно сказалось на политическом развитии России и затормозило развитие демократических начал в стране. Однако общим у всех стран было то, что феодальное право закрепляло исключительные привилегии феодалов и дворянства на землю.

Еще одним большим различием между Европой и Россией было в урегулировании конфликтов между феодалами. В России любой конфликт улаживался волей царя, в то время как в Европе воля короля играла малую роль, так как многие феодалы имели большую силу, чем король.


В основном в феодальном праве было уделено внимание личным повинностям феодалов перед сеньором и государем. Основными повинностями были: обязанность нести военную службу, платить подати в виде производимой феодалом продукции, право сеньора на помощь от вассала при необходимости.

Многие феодальные нормы были не писанными, так как они сформировались на основе обычаев. Имело место и использование договорной формы урегулирования отношений между феодалами по передаче земли, а это уже можно считать договором купли-продажи.

Феодальное право образовалось из-за сложившихся экономических факторов и стало самостоятельной правовой системой. Со временем феодальное право стало приобретать письменную форму, а затем и систематизироваться[10].

2.2.2. Манориальное право

Предметом манориального или крепостного права были отношения между помещиком и крестьянином. Манориальное право в целом можно сказать регулировало всю жизнь внутри поместья, так как оно регулировала не только производственные отношения, но и, к примеру, заключение браков между подданными.

В основном манориальное право состояло из норм касающихся правового положения крестьян, которое было похоже одновременно на положение рабов и свободных крестьян, нечто среднее между ними. Помещик осуществлял экономические, полицейские и судебные права над крепостными в своих целях. Крестьяне имели разный уровень свободы. Все зависело от многих политических, экономических, религиозных и социальных факторов[11].

Правосудие над крестьянами осуществлялось непосредственно самим помещиком. Он же и устанавливал виды и размеры санкций.

Все это со времен привело к участившимся случаям забастовок и восстаний крестьян, что свидетельствовало о несостоятельности этой системы.

2.2.3. Городское право

Предметом городского права являлись отношения между жителями города и владельцами городских земель. В основном городское право состояло из норм, регулирующих управление городом и права, свободы и обязанности жителей города.

В разных городах способ управления был разным. Важным социальным достижением средневековых городов можно считать принцип представительского правления. В западной Европе при создании города объявлялись, что все жители города равны и, следовательно, имеют право участвовать в управлении городом. Еще одним важным достижением можно назвать установление сроков пребывания в политической должности. Такое явление было и в античности, однако, для западной Европы это было новым явлением.


Суды довольно часто совмещали судебную и исполнительную власть.  В судебной системе признавалось равенство богатых и бедных перед судом, но на деле это не всегда соблюдалось. Жители городов западной Европы смогли добиться больших полномочий в регулировании жизнью города, однако, со временем полномочия представительных органов стали уменьшаться. Сначала шел процесс уменьшения различных городских советов, затем вовсе власть переходила в руки одному человеку пожизненно.

2.2.4. Торговое право

Причины возникновения торгового права многочисленны и частично совпадают с причинами возникновения городов:

А) Расширение сельскохозяйственного производства

Б) Повышение производительности труда

В) Рост сельскохозяйственной продукции

Г) Рост численности населения

Д) Другие

Торговое право регулирует не только отношения между купцами, но и отношения между всеми, кто заключает торговые сделки. Изначально торговая деятельность включала в себя и производительную, то есть сам ремесленник и продавал свою продукцию, но со временем они разделились.

Нормы торгового права сначала разрабатывались самими купцами, но затем это право перешло к ярморочным комитетам и торговым судам. С ростом торговли общество стало понимать всю важность торговли, поэтому государство стало вмешиваться в торговые дела, ограничивая торговую деятельность. Например, установление единой меры веса и санкции в отношении купцов сильно завышавших цены.

Постепенно торговые отношения усложнялись, появились коммерческие договоры, увеличивалось количество торговых прецедентов, благодаря чему впоследствии появилось торговое законодательство.

2.2.5. Гильдейское право

«Гильдия – это объединение ремесленников с целью защиты участников гильдии от посягательств феодалов, знати, купцов и прочих, а также монополизации производств.[12] Сфера гильдейского права довольно обширна, так как гильдии были распространены в различных сферах общества.  К основным видам гильдий можно отнести:

А) Производственные гильдии

Б) Морские гильдии

В) Горные гильдии

Г) Банкирские гильдии

Д) Гильдии лиц свободных профессий

Главной задачей гильдий получение привилегий. Этих привилегий гильдии в прямом смысле приходилось добиваться, идя на уступки со стороны властных структур. Поэтому особое место в гильдейском праве занимали нормы, ограничивающие и упорядочивающие деятельность гильдий.