Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы коммерческого кредита
1.1 Сущность коммерческого кредита, его функции и виды
1.2 Роль коммерческого кредита, его достоинства и недостатки.
1.3 Особенности коммерческого кредита на современном этапе
Глава 2. Анализ коммерческого кредитования на примере ООО «Риэлт»
2.1 Характеристика ООО «Риэлт»
2.2 Анализ коммерческих кредитов предоставляемых юридическим лицам ООО «Риэлт»
2.3 Анализ эффективности коммерческого кредитования в ООО «Риэлт»
Глава 3. Необходимость и перспективы развития коммерческого кредита
3.1 Проблематика коммерческого кредитования в РФ
В частности, необходимо контролировать просроченные обязательства, контролировать уровень фактического выполнения установленных условий договора (наличие соответствующих санкций за их нарушение), контролировать надлежащую регистрацию операций и их документирование.
Система внутреннего контроля позволяет укрепить контрактную, расчетную дисциплину, выполнять обязательства по отгрузке товаров в установленном качестве и ассортименте, повышая ответственность за соблюдение дисциплины по платежам, оптимизацию дебиторской и кредиторской задолженности, а в результате ускоряет оборот оборотных активы компании.
Глава 3. Необходимость и перспективы развития коммерческого кредита
3.1 Проблематика коммерческого кредитования в РФ
Сложившиеся в стране неблагоприятные экономические условия, обусловленные зависимостью национальной валюты от цены за баррель нефти, а также введенные экономические санкции создают необходимость применения всего имеющегося инструментария рыночной экономики. Среди целого ряда подобных инструментов следует выделить коммерческий кредит.
Необходимость использования коммерческого кредита связано на данном этапе с тем, что в различных отраслях время обращения и время производства капитала не совпадают. Предприятия производят товары и готовят их к реализации, а другие, которым требуется данный продукт производства, не располагают достаточным объемом финансовых средств для закупки. В таких условиях продажа товара в кредит является практически единственным способом для поддержания непрерывности в производстве и обеспечения оборотности капитала и увеличения прибыли.
Наряду с причиной, указанной выше, наблюдается рост стоимости товаров, в частности комплектующих привозимых из-за границы, а также услуг и работ. Так согласно данных приведенных Центром научной политической мысли и идеологии по социально- экономическим итогам развития России в 2019 году прирост потребительских цен по отношению к декабрю 2018 года составил для непродовольственных товаров 8,4 %, для услуг 3,9 %[10].
Кроме того существующие условия предоставления заемных средств в банках затрудняют их получение субъектами малого и среднего предпринимательства по причине отсутствия имущества, которое может стать залогом выполнения взятых на себя обязательств заемщиком. Более того ряд банков по данным исследования, проведенного Центральным банком Российской Федерации в начале 2019 года повысили требования к залоговому обеспечению, к финансовому положению субъектов среднего и малого предпринимательства, а также отметились сокращением спектра предлагаемых кредитных продуктов (порядка 46 %)[11].
В связи с этим роль коммерческого кредита приобретает большую значимость. Более того данный вопрос имеет самостоятельный правовой статус и регламентируется статьей 823 Гражданского кодекса РФ, согласно которой к коммерческому кредиту применимы правила, содержащиеся в главе 42 одноименного кодекса «Заем и кредит».
Коммерческий кредит является особой формой взаимоотношений поставщика и потребителя, особенностью которых следует считать предоставление отсрочек платежа по отпущенным товарам или оказанным услугам.
В целях усиления роли банков в развитии экономических отраслей, что актуально на сегодняшний день, используется на практике сезонный кредит, который подразумевает разрешение торговцам покупать товары в течение всего года для создания определенных запасов и одновременно отсрочить платеж производителю до момента окончания распродажи товаров массового потребления.
В целом способы коммерческого кредита призваны укреплять отношения между продавцом и покупателем, способствовать развитию и непрерывности производства, а также содействовать укреплению экономики.
Одновременно с этим необходимо подчеркнуть важность повышения уровня финансовой грамотности участников рынка, которому должно способствовать государство. Особенно, это касается субъектов среднего и малого бизнеса, которые, как правило, в своей деятельности не пользуются рассматриваемыми способами расчетов. Без вовлечения последних в процесс дальнейшее развитие коммерческого кредита не представляется возможным.
3.2 Перспективы развития коммерческого кредита в РФ
Дальнейшее развитие коммерческого кредита в российской экономике связано с несколькими аспектами.
Прежде всего, большинство действующих в настоящий момент нормативных актов или уже морально устарели или носят временный характер. Необходимо совершенствовать правовое регулирование коммерческого кредита. Для этого следует разрабатывать закон о коммерческом кредите, в котором, будут определены и закреплены основные понятия коммерческого кредита, участники коммерческого кредита, инструменты коммерческого кредита, а также правила проведения сделок коммерческого кредита и процедуры подачи информации о коммерческом кредите государству. Принятие такого рода закона не несет в себе опасности зарегулирования рынка коммерческих кредитов, а даст реальные равные для всех правила ведения бизнеса, связанного с коммерческим кредитом и уберет правовой вакуум.
По причине недостаточного регулирования эмиссии векселей российскими предприятиями и отсутствия дополнительных нормативных документов Банк России не проводит операции по переучету векселей предприятий. Поэтому, возможно более перспективным будет безвексельное взаимное кредитование в форме операций по открытому счету, хотя он несет определенные риски неплатежа или несвоевременной оплаты товаров.
Мощным толчком к развитию коммерческого кредита в экономике может служить включение коммерческого кредита в бизнес-планы предприятий и организаций. Это возможно только с приходом к хозяйствующим субъектам понимания, что коммерческий кредит является сильным аргументом в конкурентной борьбе за потребителя. Такое понимание обязательно придет по мере развития экономики в целом и по мере все большей интеграции России в мировое сообщество.
Необходимо разрабатывать правовое регулирование коммерческого кредита(ведь большинство нормативных документов морально устарели), чтобы создать правовую основу для развития не только вексельной формы коммерческого кредитования, но и других его форм. Довольно немаловажна потребность в корректировке кредитной политике для эффективного функционирования каналов учета и переучета векселей.
Организация в том или ином виде коммерческого кредита на столь же высоком уровне, какой имеет банковский кредит, приведет к развитию здоровой конкуренции, создаст условия для более эффективного распределения ресурсов и окажет помощь в создании действительно работающей денежно-кредитной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммерческий кредит – рассрочка, аванс, предоплата или передача в собственность товаров либо денежных средств от одного предприятия другому. Это одна из форм экономических отношений между представителями рынка.
Коммерческий кредит — обмен фондами между двумя субъектами хозяйствования, предусматривающий отсрочку во времени. Предмет заимствования в этой форме обмена бывает разным: товары; ценные бумаги; деньги; акции; услуги. Этот кредит предоставляют друг другу предприятия, компании, организации. Необходимость в кредитовании возникает, когда одна сторона не может в срок рассчитаться за поставку товаров, использование материальных ценностей или услуг. В таком случае стороны договариваются о кредите на выгодных для кредитора условиях. Кредитор имеет право устанавливать процентную ставку по займу.
Выдача займа обязательно сопровождается составлением письменного договора, подготовкой векселей.
Условия оформления коммерческого кредита должны устраивать обе стороны. По договору процентная ставка не регулируется государственными органами, поэтому устанавливается она в индивидуальном порядке. Основные условия предоставления займа: процентная ставка ниже банковской; ставка по кредиту должна принести кредитору прибыль и полностью возместить расходы; стоимость продукции, выступающей объектом кредитования, не должна повышаться из-за процентной ставки.
Предоставить коммерческий кредит вправе любое юридическое лицо (кроме банков), имеющее материальные ценности или денежные средства для передачи в долг. Это юридическое лицо выдает коммерческий кредит другому юрлицу, с которым оно связано общими экономическими интересами. Пример таких взаимоотношений – предоставление производителем продукции под реализацию с последующим получением оплаты за нее.
Коммерческий кредит предоставляется заемщикам разными способами. Самый распространенный – разовый заем. По его условиям кредитор предоставляет заемщику продукцию в рассрочку или с отсрочкой по расчету за нее и устанавливает процентную ставку. Размер ставки зависит от стоимости товара, его ликвидности. Второй распространенный вид предоставления – вексельный. Продукция предоставляется заемщику при условии выписки векселя – долговой ценной бумаги, обязательной к погашению.
Субъектами коммерческого кредита считаются кредитор и заемщик (дебитор), между которыми возникает материальное обращение (передача материальных ценностей, выполнение услуг). Кредитор передает заемщику материальные ценности до оплаты, например, производитель, передавший товар продавцу для реализации до внесения всего размера его стоимости.
В коммерческом кредитовании, так же как и в банковском, практикуется поручительство. Объекты коммерческого кредита – ресурсы или материальные ценности, например товары, оборудование, инструменты. Они используются для получения прибыли. Отличия от банковского кредита В отличие от банковского кредитования, коммерческое подразумевает передачу материальных ценностей от одного субъекта к другому. Товарная. В этом случае товар предоставляется покупателю в рассрочку или на условиях возврата средств по его реализации (продаже). Денежная. Для этой формы предметом кредитования выступает денежный аванс. Самый частый случай этой формы отношений – невозможность отгрузить товар из-за форс-мажорных обстоятельств, например, поломки оборудования у поставщика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
- Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)».
- Азбукин А.В. Коммерческое кредитование в России /А.В. Азбукин// Банковское дело. – 2018. - №3. – С. 36-39.
- Алексашкина Д. В., Сычева А. А. Почему предприятия предпочитают коммерческий и товарный кредит банковскому // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 283-284
- Белугин Е.М. Правовые особенности коммерческого кредита//Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2015.- № 2. — С. 104-115.
- Валенцева Н.И. Законы и закономерности развития кредита / Н.И. Валенцева // Банковские услуги. – 2019. - №11. – С. 2-9.
- Канаев А.В. Эволюция коммерческого кредита и формирование кредитного рынка / А.В. Канаев // Вестник Санкт-Петербургского Университета. – 2018. - №2. – С.91-104.
- Котляров И.Д. Развитие финансово-кредитных услуг / И.Д. Котляров // финансовые исследования. – 2018- №4 – С. 43-51.
- Лаврушин О.И. Роль кредита в экономическом развитии / О.И. Лаврушин // Банковское Дело. – 2019. - №2. – С.32-38.
- Леонтьев В.Е. Финансы,деньги, кредит и банки: Учебное пособие / В.Е. Леонтьев, Н.ПРадковская. – Санкт-Петербург: Знание, ИСЭСЭП, 2018. – 384 с
- Осетрова О. Коммерческий кредит / О. Осетрова // Российская торговля. – 2017. - №4. – С. 9-11.
- Пещанская И.В. Краткосрочный кредит как способ перераспределения совокупного оборотного капитала в экономике / И.В. Пещанская // Финансы и кредит. – 2018. - №10. – С. 26-33.
- Рыжков К. Получение дохода по коммерческому кредиту / К. Рыжков // Аудит и налогообложение. – 2018. - №11. С.16-22.
- Сергеев В.И. Вексельный кредит. Проблема правоприменения / В.И. Сергеев // Банковское дело. – 2018. - №3. – С.28-31.
- Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учеб.для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / П.Н. Шуляк. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Дашков и К. 2017. -711 с.
- Щепотьев А.В. Разнообразие кредитно-заемных операций / А.В. Щепотьев // Право и экономика. – 2017. - №2. – С. 72-78.
- Эркес Л., Коммерческое кредитование субъектов Российской Федерации в 2019 году / Л. Эркес // рынок ценных бумаг. – 2010. – №2.- С.64-66.
- Коммерческий кредит. Creditoring - сайт о кредитах www.creditoring.ru
- Финансовые результаты деятельности организаций Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/dinfinrez.htm - свободный.