Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Анализ управления конфликтными ситуациями в ресторане «Burger King»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 788
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления конфликтными ситуациями в организациях
1.1. Сущность и виды конфликтов в организации
1.2. Методы управления конфликтами в организации
Глава 2. Анализ управления конфликтными ситуациями в ресторане «Burger King»
2.1. Краткая характеристика ресторана «Burger King» и оценка кадрового потенциала
2.2. Анализ уровня конфликтности в ресторане «Burger King»
Глава 3. Пути совершенствования управления конфликтами в ресторане «Burger King»
Существенное влияние на эффективность использования трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии, которые отражены в таблице 3.
Таблица 3
Движение кадров в ресторане «Burger King» за 2015-2017 гг.
№ |
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение 2017 г. от |
|
2015 г. |
2016 г. |
|||||
1 2 |
Среднесписочная численность, всего в том числе основных рабочих, чел |
16 9 |
22 14 |
24 15 |
+8 +6 |
+2 +1 |
3 4 |
Принято на работу, всего в том числе основных рабочих, чел. |
15 12 |
10 8 |
6 5 |
-9 -7 |
-4 -3 |
5 6 |
Уволено с работы всего, чел. в том числе основных рабочих, чел. |
9 7 |
4 3 |
4 4 |
-5 -3 |
- +1 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 8 |
Уволено по причинам текучести всего, в том числе основных рабочих, чел. |
9 7 |
4 3 |
4 3 |
-5 -4 |
- - |
9 10 |
Коэффициент приема кадров всего в том числе основных рабочих |
0,938 1,333 |
0,455 0,571 |
0,250 0,333 |
-0,688 -1,000 |
-0,205 -0,238 |
11 12 |
Коэффициент выбытия кадров всего в том числе основных рабочих |
0,563 0,778 |
0,182 0,214 |
0,167 0,267 |
-0,396 -0,511 |
-0,015 0,053 |
13 14 |
Коэффициент оборота кадров всего в том числе основных рабочих |
1,500 2,111 |
0,636 0,789 |
0,417 0,600 |
-1,083 -1,511 |
-0,219 -0,189 |
15 16 |
Коэффициент текучести кадров всего в том числе основных рабочих |
0,563 0,778 |
0,182 0,214 |
0,167 0,267 |
-0,396 -0,511 |
-0,015 0,053 |
Анализ расчетов, представленных в таблице 3 показывает, что на предприятии в 2016 г. текучесть кадров составила 18,20 %, а по основным рабочим – 21,40 %. В 2017 г. общий коэффициент текучести кадров сократился и составил 16,70 %, однако по основным рабочим он на 5,30 процентного пункта выше, чем в 2016 г. Проведенные расчеты показывают, что текучесть кадров в ресторане «Burger King» является ниже среднестатистического показателя текучести кадров в ресторанном бизнесе по России (70 %). Однако, является высоким, и текучесть существенно превышает естественный уровень (3-5 %).
В таблице 4 представлены данные о структуре персонала предприятия.
Таблица 4
Данные о персонале предприятия на 31.12.2017
Показатель |
Рабочие |
Руководители |
||
градации признаков |
Удельный вес, % |
градации признаков |
Удельный вес, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Квалификация |
высокая |
- |
высокая |
100,00 |
средняя |
60,00 |
средняя |
- |
|
низкая |
40,00 |
низкая |
- |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стаж работы по профессии |
менее 3-х лет |
- |
менее 3-х лет |
- |
от 3-х до 10 лет |
100,00 |
от 3-х до 10 лет |
100,00 |
|
от 10 до 20 лет |
- |
от 10 до 20 лет |
- |
|
Возраст |
от 20 до 40 лет |
100,00 |
от 20 до 40 лет |
100,00 |
от 40 до 50 лет |
- |
от 40 до 50 лет |
- |
|
Образование |
среднее |
20,00 |
среднее |
- |
среднее специальное |
80,00 |
среднее специальное |
- |
|
незаконченное высшее |
- |
незаконченное высшее |
- |
|
высшее |
- |
высшее |
100,00 |
Из данных таблицы 7 видно, что 60 % рабочих имеют среднюю квалификацию, 40 % (2 работника) – низкую. 100 % руководителей имеют высокую квалификацию. Стаж работы, как рабочих, так и руководителей составляет от трех до десяти лет. Возраст, как рабочих, так и руководителей не превышает 40 лет. Образование 80 % рабочих – среднее специальное, 20 % рабочих имеют только среднее образование. Все руководители имеют высшее образование.
2.2. Анализ уровня конфликтности в ресторане «Burger King»
На первом этапе исследования проведем анализ социально-психологического климата в коллективе. Для изучения социально-психологического климата в трудовых коллективах было использовано анкетирования на основе методики, предложенной О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто [27]. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный – неприятный». При измерении поведенческого компонента используется критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами подразделений в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов подразделений».
В исследовании приняли участие все работники ресторана.
Особенности сложившихся в коллективе эмоциональных отношений, выявленные в результате анкетирования представлены на рис. 3.
Рисунок 3. Результаты исследования эмоциональных отношений в коллективе ресторана «Burger King»
Анализ полученных данных позволяет заключить, что большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 66,67 % членам работникам коллектив нравится, 51 % работников считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 29,16-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 41,66 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе, характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в трудовом коллективе.
Оценки поведенческого компонента сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены на рис. 4.
Рисунок 4. Результаты исследования поведенческого компонента отношений в коллективе ресторана «Burger King»
Анализ результатов исследования поведенческого компонента межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее. Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 87,55 % опрошенных).
Оценки когнитивной компоненты сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 5. Анализ результатов исследования когнитивной компоненты межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что большинство коллег достаточно хорошо знают друг друга – могут дать характеристику как деловых, так и личностных качеств (83,34 % опрошенных).
Для целостной характеристики каждого компонента, полученные сочетания, обобщены следующим образом:
- положительная оценка (положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два – положительные);
- отрицательная оценка (отрицательные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два – отрицательные);
- неопределенная, противоречивая оценка (на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответ на два вопроса неопределенный, один ответ – неопределенный, а два других имеют противоположные оценки).
Таблица 5
Оценки когнитивной компоненты отношений в трудовом коллективе
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Считаете ли Вы, что могли бы дать достаточно полную характеристику: Деловых качеств большинства членов коллектива? Личных качеств большинства членов коллектива? |
8,33 8,33 |
8,33 8,33 |
4,17 4,17 |
54,17 54,17 |
29,17 29,17 |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам? |
16,67 |
8,33 |
8,33 |
45,83 |
20,83 |
Результаты обобщения индивидуальных оценок отдельных компонентов отношения представлены на рис. 5.
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент |
Когнитивный компонент |
Рисунок 5. Результаты обобщения индивидуальных оценок отдельных компонентов отношения
Таким образом, с учетом знака каждого компонента, рассматриваемые отношения можно считать положительными, а психологический климат в коллективе может трактоваться как благоприятный. Однако, достаточно высокий процент работников (около 34 % при оценке эмоционального компонента и около 26 % при оценке поведенческого компонента) не удовлетворены психологической атмосферой в коллективе.
Проведем анализ оценки членами коллектива различных элементов трудовой ситуации: работы в целом, равномерности обеспечения работой, размером зарплаты, условиями и безопасностью труда, отношениями с непосредственным руководителем, возможностью повышения квалификации, разнообразием работы, уровнем организации работы, степенью влияния руководителя на дела коллектива (табл. 6).
Таблица 6
Анализ оценки элементов трудовой ситуации
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Нравится ли Вам Ваша работа? |
16,67 |
41,67 |
4,17 |
25,00 |
16,67 |
Удовлетворены ли Вы: Равномерностью работы Размером заработной платы Условиями и безопасностью труда Отношениями с непосредственным руководителем Разнообразием работы Организацией работы Влиянием руководителя на дела коллектива |
45,83 4,17 45,83 20,83 16,67 16,67 12,50 |
29,17 70,83 29,17 29,17 25,00 25,00 16,67 |
4,17 4,17 - - - 8,33 8,33 |
16,67 12,50 25,00 33,33 41,67 41,67 54,17 |
4,17 8,33 - 16,67 16,67 8,33 8,33 |