Файл: Теория происхождения государства (Понятие государства, его особенности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Изучение процесса зарождения государства в науке в публичной практике является актуальным. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этого явления, определить причину и условия их существования, но и определить роль, а также основные функции, чтобы получить представление об исторических границах их существования.
Теория государства и права, как следует из ее предмета, является политической наукой. Политика - это искусство управления государством, и по определению оно не может быть беспристрастным, поскольку это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, то есть это проблема завоевания, сохранения и использования государственной власти. Поэтому неудивительно, что разными исследователями может показаться, что одни и те же признанные факты оцениваются и интерпретируются по-разному.
Таким образом, строго политический момент вводится в строго теоретическую проблему происхождения государства. Что создает еще одну трудность при изучении теории государства, возникающую из-за множества точек зрения разных авторов на происхождение государства. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а правда только одна.
Цель работы заключается в изучении основных теорий государственного происхождения.
Объект исследования - происхождение государства.
Предмет исследования - общее описание основных теорий государственного происхождения.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность понятия и особенности происхождения государства.
- Проанализировать основные теории государственного происхождения.
Методологическая основа исследования состоит из анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнительно-правового и системно-структурного подходов.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых проблемам происхождения государства и права: М.Н. Марченко, рассматривавшего теории возникновения государства и права в комплексе; И.В. Петрова, исследовавшего теории происхождения государства и права применительно к нашей стране; Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева, исследовавших договорную теорию происхождения государства и права; Л. Гумпловича, К. Каутского, Е. Дюринга – сторонников теории насилия; Ф. Аквинского, Ж. Маритена, Ф. Лебюффа, разрабатывавших теологическую теорию возникновения государства и права; Г. Мэма, Д. Мёрдока, Н.К. Михайловского, исследовавших патриархальную теорию происхождения государства и права и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных источников.
1. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ
1.1. Понятие государства, его характерные особенности
Вопросы о государстве, его концепции, сущности и его роли в обществе долгое время были одними из основных вопросов обсуждения в юридической науке. Это явление связано с тем, что:[1]
Во-первых, эти вопросы напрямую затрагивают интересы различных классов, слоев, в том числе политических партий и движений.
Во-вторых, государство является монополистом по количеству выполняемых задач и функций, и ни одна организация не может конкурировать в этой сфере влияния.
В-третьих, государство является сложным, внутренним социально-политическим явлением.
Сущность государства как социального явления представляет собой многогранный монолит (стержень), состоящий из совокупности взаимосвязанных внешних и внутренних сторон, предающих ему качественную определенность универсальной системы управления.
Раскрыть сущность государства - это раскрыть главное, что определяет, что объективно необходимо в обществе, понять, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Одна из важнейших особенностей государства заключается в том, что оно не зависит от своего разнообразия, всегда выступает в качестве единой организации политической власти, которая выполняет свои обязанности по управлению обществом. В практическом и научном смысле власть - это управление. Государственная власть - это особый тип правительства, характеризующийся тем, что вместе с огромными организационными возможностями он также обладает властью принуждение, т.е. монополия на применение силы, защиту законных интересов и исполнение правительственных решений (указов).
С момента своего появления, идея «государство» имеет другое значение. Однажды французский король Людовик XIV, которого льстецы прозвали «солнечным королем», произнес: «Государство - это я». Это было правдой, так как за 72 года своего правления (1643-1715) он преобразовал королевскую мощность в абсолютная монархия а Франция - в самой мощной европейской державе. Однако это ни в коем случае не было бесспорным суждением о государстве, поскольку каждая историческая эпоха вносила в него свой смысл.[2]
Возможно, ни одно явление общественной жизни не вызвало столько противоречий и прямо противоположных мнений, как государство. Таким образом, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. До н.э.) считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, это является отражением общей сущности человек как «политическое животное», стремясь к «совместному проживанию». Человек, который нашел свой конец в государстве, - отметил Аристотель, - самое совершенное из творений, и, наоборот, человек, который живет снаружи закона а также право занимает самое бедное место в мире.[3]
Английский мыслитель Т. Гоббс (1588–1679) сравнивает состояние с Левиафаном, монстром, описанным в Библии: «Flameshparts выходят из его рот вспыхивают искры огня. Дым выходит из его ноздрей, как из кипящего котла или котла. Его дыхание нагревается углями, и изо рта выходит пламя. Власть живет на его шее, и ужас бежит перед ним».
Парадокс рассказы состоит в том, что польза государства для всех оказалась совершенно очевидной и менее очевидной для каждого человека индивидуально. Однажды создав государство для общего блага, бесплатно личность Впоследствии его попечительство и всячески пытался ограничить власть государства над собой.
Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добром, ни злом. Это особая организация власти, целью которой является гармонизация разнородных интересов людей, групп и выражение их общих значительных потребностей, опираясь на принуждение и верховенство закона.[4]
Не менее парадоксальным является появление универсального термина «государство» после появления самого явления.[5] Дело в том, что первые государственные образования появились около 5 тысяч лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и т. д.
Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Он использовал для обозначения государства слово stato (от лат. status —положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община»,« княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином.
По мнению К. Маркса[6] «государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет это общество в целом». Кроме того, это организация, управляющая делами всего общества, выполняющая общие задачи, вытекающие из характера каждого общества. Это политическая организация всего населения страны, ее общего наследия и дела. Без государства, социального прогресса, существования и развития цивилизованное общество невозможно. Однако в антагонистическом классовом обществе государство, выполняя свои общие социальные Функции, все более подчиняя свою деятельность интересам наиболее могущественного в экономическом отношении класса, превращаются в инструмент классовой диктатуры, приобретают ярко выраженный классовый характер. Именно в этом противоречивый характер и социальная роль государства наиболее заметны.
Государство возникает как классовая организация политической власти. Эта позиция прямо или косвенно доказана мировой наукой и исторической практикой.[7] Действительно, рабовладельческое государство по своей сути было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени это защищало интересы всех свободных граждан. Феодальное государство является основным органом политической власти, прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, духовенства). На первых (классических) этапах своего развития капиталистическое государство действовало как орган, выражающий интересы буржуазии.
Развитие государства представляет собой сложный диалетико-логический процесс. Он характеризуется огромным количеством противоречий, в развитии государства, начинают преобладать прогрессивные тенденции развития государства.
В следствии многих объективных и субъективных причин, государство в процессе своего развития, становится преимущественно организованной силы общества, выражая интересы личности и охраняет общие интересы членов.
Основная цель положения марксистской доктрины - создание такого порядка, который узаконивает притеснение одного класса другим, смягчая их столкновение.
Развитое государство становится постепенно, так как достигает определенного уровня цивилизации и демократии. Он «обеспечивает организацию в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что цивилизация дает людям - демократию, экономическую свободу, свободу автономного человека».
В таком государстве все его институты и структуры развиты, раскрыт их социальный потенциал. Более того, государство меняется и улучшается не само по себе. Он трансформируется, адаптируется к меняющимся условиям людьми разных эпох и стран. Поэтому есть все основания считать государство одним из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Взгляды на социальную цель государства, как видно, определяются объективными условиями, характерными для этого уровня развития общества. С их изменением меняются и взгляды на социальные цели государства.
«Будучи главной системой управления обществом, государство начинает все больше становиться органом для преодоления социальных противоречий, с учетом и согласованием интересов различных групп населения, реализация таких решений, которые будут поддерживаться различными социальными слоями. Такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда, начинают говорить в деятельности государства».[8]
Роль государства на международной арене, его зарубежная деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов и разумных соглашений с другими государствами, существенно меняется.
Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).
Государственный - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, имеет для этой цели специальный административный аппарат, издает обязательные для всех приказы и обладает суверенитетом.[9]
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и особенности государства - чрезвычайно сложная задача. Это может быть решено только путем изучения государства конкретно-исторически, в его различных связях с экономикой, общественно-политической и духовной жизни общества, максимально используя прошлые и настоящие научные достижения.
Долгое время мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Другой римский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон спросил и в то же время ответил: «А что такое государство, если не общий закон и порядок?»[10] У Цицерона было довольно много последователей в разное время и в разных странах - основатель нормативного теория права была Г. Кельзен Российский экономист и философ П. Струве и др. Главный юрист Н. М. Коркунов занимал несколько иную позицию. Он утверждал, что «государство является общественным объединением свободных людей с обязательным мирным порядком, предоставляя исключительное право на принуждение только государственным органам». Словом, многие ученые охарактеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), увидели в нем его сущность и основную цель. Но это только один из признаков этого явления.