Файл: Понятие и границы суверенитета государства ( Суверенитет государства в современных условиях ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы государственного суверенитета являются важнейшими, кардинальными в теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, современном конституционном, внутригосударственном и международном праве. Более четырех столетий вокруг понятия государственного суверенитета ведутся жаркие научные и политические споры, в результате чего оно последовательно развивается и обогащается. Через его призму решаются наиболее актуальные проблемы внутригосударственного права и международного права: о носителе суверенитета, о разделении властей, о пределах и функциях государственной власти в пределах национальных границ и территорий, о соотношении власти федерации с властью государств-членов в ее составе, о корреляции международного и национального, отечественного права в конфедерациях, о территориальном верховенстве, о правовом статусе и режиме государственных границ, об юридической природе международных организаций .

Суверенитет государства в международных отношениях есть реально существующая независимость государства, которая ограничена общепризнанными нормами международного права. Среди всех субъектов международного права именно государства являются единственными безусловными носителями суверенитета [7].

Выбранная тема на современном этапе развития общества является чрезвычайно актуальной, так как суверенитет является основой конституционного строя страны, главным условием существования страны и ее граждан.

Стремительно меняющийся мир, информационное общество, глобальные проблемы современности ставят перед государством проблемы осуществления гарантий государственного суверенитета [8].

Нередки проявления деятельности группировок экстремистов, очевиден рост влияния транснациональных корпораций на международную и внутреннюю политику государствах, налицо вызовы международного терроризма на фоне экономической взаимозависимости государств и многие другие процессы [10].

Именно поэтому осмысление сущности суверенитета государства в современных условиях, знание его правового содержания, знание его составляющих элементов и системы обеспечения гарантий суверенитета являются необходимым условием для дальнейших научных разработок в этой области и решения проблем национальной безопасности.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последнее десятилетие, государственный суверенитет слал самой обсуждаемой темой у политологов, юристов, политиков. Проблематика суверенитета, несмотря на обширность исследований в этой области в прошлом, остается весьма сложной и многогранной.


Проблемам поддержания суверенитета государства в современных условиях посвящены работы таких авторов, как: Авакьян С.А., Баглай М.В., Белкин A.A., Бондарь Н.С., Бутусова Н.В., Воеводин Л.Д., Грачев Н.И., Дорогин В.А, Зорькин В.Д., Карапетян JI.M., Керимов А.Д., Клюев П.А., Крылов Б.С., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С., Пастухова Н.Б , Смоленский М.Б., Хропанюк В. Н. и др.

Объектом исследования в курсовой работе выступает суверенное государство - Российская Федерация. Предметом исследования является суверенитет государства в современных условиях.

Цель курсовой работы - раскрыть основы суверенитета государства в современных условиях, вывить проблемы поддержания суверенитета на примере Российской Федерации, а также предложить пути решения указанных проблем.

Задачи, которые необходимо решить в процессе выполнения курсовой работы:

- раскрыть основы суверенитета государства в современных условиях (понятие, правовое содержание, основные характеристики и юридические свойства);

- проанализировать и вывить проблемы поддержания суверенитета в Российской Федерации;

- разработать конкретные рекомендации по совершенствованию суверенитета Российской Федерации.

При написании данной курсовой работы были выбраны методы исследования: общенаучные (сравнение, классификация, анализ, индукция, дедукция, обобщение), частнонаучные методы исследования, применяемые конкретно в юриспруденции (формально-юридический и сравнительно – правовой).

Научная значимость курсовой работы заключается том, что уточнено понятие «государственный суверенитет», признана первостепенная роль проблемы суверенитета государства, его сущности, признаков.

Практическая значимость курсовой работы заключается том, что выводы и предложения о способах поддержания суверенитета государства в современных условиях в дальнейшем могут быть использованы для написания дипломной работы и магистерской диссертации.

Структура курсовой работы соответствует требованиям методических рекомендаций по ее написанию: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. Суверенитет государства в современных условиях


1.1. Возникновение и развитие идеи суверенитета

Суверенитет как государственно-правовое явление имеет давнюю историю. В течение многих лет по данному вопросу ведутся многочисленные дискуссии.

Возникновение и развитие категории «суверенитет» происходило одновременно с появлением и развитием международного права и системы национальных государств [10].

Начиная с глубокой древности, идея суверенитета и понимание его сущности выкристаллизовывались постепенно, впитывая в себя достижения передовой практики и правовой мысли государственно-правового развития различных стран мира. Еще 300 лет до н.э. Аристотель в качестве специфического признака государства, отличающего его от всех других видов человеческого сообщества, выделяет автаркию (самодостаточность), что означает способность государства существовать независимо от других уний, полностью удовлетворяя свои потребности собственными силами.

Марсилий Падуанский (1275-1343) идеологически обосновывал и активно защищал идею главенства государства в обществе, признавал необходимость существования в обществе воли, которая должна участвовать в принятии общих решений и контролировать исполнение принятых решений.

Теория суверенитета государственной власти берет свое начало из идеи о суверенитете верховного правителя как носителя государственной власти, высказанной и обоснованной французским мыслителем XVI века Жаном Боденом, которого поэтому и считают основоположником этой теории.

Жан Боден, первоначально связанный с Европейским феодальным правом, прежде всего, обозначал неограниченную власть Верховного государя в отличие от власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена, суверенитет - это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащем ему по своему естественному праву. Но тогда каноническое право признавало верховную власть только для римского папы. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг к признанию светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), в результате чего началась современная система, в которой суверенитет считается необходимым атрибутом любого государства.

Идея суверенитета постоянно привлекала внимание и развивалась философами, политологами и юристами. И пока есть государство, эта тема вряд ли потеряет актуальность. Как отмечал известный немецкий ученый Г. Еллинек, изучение суверенитета помогает понимать современные проблемы глубже и попытаться заглянуть в будущее. Суверенитет имеет долгую и сложную историю развития. Считается, что впервые термин «суверенитет» от французских философов и юристов 16 в. был введен в юридическую науку. Они сформулировали понятие суверенитета, которое впоследствии стало классикой. Однако следует обратить внимание на то, что задолго до основания идея суверенитета была разработана древнегреческими философами и связана с концепцией самодостаточности. Смысл самодостаточности как главной черты государства в Древней Греции заключался в том, что государство не имеет подобной ему власти, и все его полномочия реализуются им самим. Кроме того, в трудах римских юристов представляется возможным обнаружить идею о том, что римский народ является единственным источником власти, а его воля выражается высшими магистратами, владеющими властью (империей). Эту идею можно рассматривать как прототип более поздней концепции народного суверенитета.


Одним из наиболее известных авторов, изучающих проблемы суверенитета, является американский ученый Стивен Д. Краснер. Краснер С., выражая свою точку зрения, доказывает, что суверенитет - это не главный принцип международного устройства, а некий «когнитивный скрип», имеющий всего лишь роль инструмента в руках глав государств.

В XVІІ-XІX в.в. проблема поиска критериев суверенной государственной власти активно исследовалась большинством юристов-международников.

Кроме того, специальные работы, посвященные суверенитету: монографии Живаго С.И., Нольде Б.Е., Палиенко Н.И., а также статьи Саблера С.К. и Корфа С.А. указывают на то, что суверенитет применяется только в пределах государства, а в международных отношениях, где государства коллективно признают обязательность международно-правовых норм и действуют по согласованию с ними, они не упражняют прав суверенитета [25].

С первыми буржуазными революциями, кризисом абсолютизма в обществе стали развиваться демократические взгляды. Возникает идея «общей воли народа». Идеолог английской революции Дж. Локк развивает мысли о народе как первоисточнике государственной власти. Джоуль. Локк считал, что в естественном состоянии все равны и свободны, поэтому человек не может быть подчинен государственной власти, иначе как с его собственного согласия. То есть общество, установленное общим соглашением, должно подчиняться воле большинства. Без этого единства государство невозможно. Каждый человек в государстве должен считаться переданной ему властью в естественном государстве, большинством.

Следует обращать внимание на развитие концепции суверенитета у Ж.-Ж. Руссо в работе «Об общественном договоре». Справедливо отмечается, что именно учение Руссо о национальном суверенитете «стало кульминацией развития демократических тенденций в доктрине суверенитета». Суверенитет - это «только осуществление общей воли», суверенитет - ничто иное, как «коллективное существо, может быть представлено только самим собой. Власть может быть передана, но никак не воля». В этом случае речь идет о том, чтобы не отчуждать суверенитет. Еще одним руководящим принципом является тезис о неделимости суверенитета. «По той же причине, почему суверенитет неотделим, он неделим, либо воля общая, либо нет; это воля народа в целом, либо только его часть».

Важным шагом в развитии концепции суверенитета учение Г. Гегеля является. Его теория государственного суверенитета отражала потребности прогрессивного развития как в Германии, так и в других европейских странах. В своем учении он имел в виду суверенитет над самим государством, а не государственным органом или народом. Таким образом, он выделил три основные черты государственного суверенитета: верховенство, единство, независимость. Также отмечается, что существует внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет – это единство всей деятельности и всех органов власти государства, а внешний – это единство и независимость воли государства во внешних отношениях, и именно государство, как абсолютная власть на Земле, является суверенной, независимой личностью по отношению к другим государствам


Конечно, в рамках курсовой работы невозможно детально рассмотреть всю историю развития концепции суверенитета и особенности ее толкования от античности до Новейшего времени. Каждый новый этап в развитии общества, государства и права ведет к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Развитие идей о суверенитете основано на определенных исторических событиях и коррелирует с развитием политико-правовой мысли. В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка [21].

В последние годы в отечественной юридической литературе вопросу о правовом и политическом значении государственного суверенитета также уделяется достаточного много внимания. Таким образом, анализ процесса возникновения и становления идеи суверенитета государственной власти позволяет определить закономерности и особенности развития этой идеи в разные периоды развития государства и права, установить зависимость этого процесса от конкретных общественно-политических обстоятельств.

1.2. Понятие суверенитета государства

В литературных источниках понятие государственного суверенитета имеет политико-правовую, а точнее, государственно-правовую окраску, охватывающую различные сферы жизни общества - экономическую, идеологическую, правовую, социальную и др.

Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам [9].

Суверенитет (от французского souverainete и английского sovereignty) – это верховная власть [16].

Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри - и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций) [11].

Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.

Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях [13].

Моисеев А.А. в своем труде «Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты» дает такое определение «Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права» [18]. В современной политологии термин суверенитет государства употребляется почти как синоним слова «независимость». При этом у политологов распространено мнение, что субъекты федерации в федеративном государстве могут иметь ограниченный суверенитет, который в совокупности с суверенитетом федеральной власти образует полный суверенитет.