Файл: Теория происхождения государства (Понятие государства, его особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теологическая теория достигла своего расцвета в средние века. На этапе перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII века в Западной Европе. Теория двух мечей была разработана. Его основное значение было установить верховенство церковной власти над светским (государственным) и доказать, что нет государства и права "не от Бога"[16].

2.2. Патриархальная теория

Эта теория происходит из глубины теологии. Уже в древние времена Платон и Аристотель выдвинули идею, что человек общество изначально было патриархальным. Более определенно на этом Аристотель говорил о. По словам Аристотеля, государство не только продукт естественного развития, но и высшая форма человека.[17]

В 17 веке существование об абсолютизме в Англии в трудах английского социолога Р. Филмера «Патриархат, или защита естественных прав королей» (1642), «Патриарх» (1680). Итак, происхождение государства и теория "божественного права королей" происходит от первоначального патриархата.

Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальному Теория происхождения государства и права оправдывает неограниченное власть монарха - отца его подданных и всей нации. Позднее эта теория нашла отражение в высказываниях одного из Теоретики народничества в России, социолог Н.К. Михайловский (1842-1904), а на Западе - английский историк права Г. Мэн и другие.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, нет ничего другого, как продолжение отцовской власти. Сила суверена, монарх - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века как оправдание абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, монарх в государстве не выбираются. Характерно, что нет ни одного исторически достоверного доказательства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически природное явление происходит в процессе разложения первобытно-общинного строя вместе с государством.

2.3. Договорная теории

Естественно-правовая теория происхождения государство и закон часто упоминается в научной литературе как договорная теория или теория договорное происхождение государства и права. Она считает состояние в результате объединения людей на добровольной основе (договор).


Отдельные положения той теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! - обращался к своим собеседникам один из них - Гиппий (460 - 400 до н.э.). - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане - по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе».

Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и данная теория. В XVII - XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями. В Голландии - Гуго Гроций и Спиноза. В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах. В России – Александр Радищев и др.

Сторонники договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723-1789) в его работе «Священная зараза. Разоблаченное христианство»[18].

Подвергая резкой критике идеи божественного происхождения власти, государства и права, приводящие к губительным социальным последствиям, Гольбах, а вместе с ним и другие сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права апеллировали вместо божественной воли к воле народов, наций, человека.

Если бы нации, столь униженные в своих правах в собственных глазах, заявлял в связи с этим Гольбах, способны были обратиться к разуму, они, конечно, увидели бы, что только их воля может предоставлять кому-либо высшую власть. «Они увидели бы, что те земные боги, перед которыми они падают ниц, в сущности просто люди, которым они же, народы, поручили вести их к счастью, причем эти люди стали, однако, бандитами, врагами и узурпаторами, злоупотребили властью против народа, давшего им в руки эту власть».

Особое внимание в естественно-правовой теории уделяется проблемам общественного договора. Вопросы о том, что представляет собой общественный договор, каковы должны быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы, получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712-1778), особенно в его знаменитом труде «Об общественном договоре».


Основная задача, которую призван решать общественный договор, состоит в том, по мнению Руссо, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.

Рассматривая государство как продукт общественного договора, происхождение разумной воли народа, а точнее, как человеческое учреждение или даже изобретение, Руссо исходил из того, что каждый человек передаст в общее достояние и ставит под высшее руководство общей ноли свою личность и все свои силы. В результате для нас всех каждый член превращается в нераздельную часть целого. Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось «гражданской общиною». Позднее «Республикою или Политическим организмом». Члены этого Политического организма называют его «Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными».

Сторонники естественно-правовой теории Происхождение государства и закон последовательно отстаивал тезис о том, что люди имеют естественное неотъемлемое право не только создать государство на основе общественный договор, но и противостоять тиранам, чтобы защитить его.

2.4. Теория насилия

Эта теория является одной из распространенных теории происхождения государство на Западе.

Ее наиболее видными представителями являются Немецкий философ и экономист Э. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государственный ученый И.И. Гумплович (1838-1909) и известный "ревизионист марксизма" К. Каутский (1854-1938).

Краеугольный камень теории насилия это утверждение о том, что основная причина возникновения государства и права заключается не в социально – экономическом развитие общества, появление классов, и в завоевании, насилие и порабощение одних племен другими. «История тоже не показывает нам ни одного примера, - утверждал несоответствие с этим С.О. Гумплович в своем фундаментальном труде "Общая доктрина государства" - везде, где государство возникло не в результате акта насилия, а каким-то другим образом. Кроме того, это всегда было насилие одного племени над другим, это выражалось в завоевание и порабощение более сильного из более слабого племени, уже поселились в деревне. "


В результате насилия и завоевания одних племен и народов другими, порабощенных одних другими победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих»[19].

Во внутренней и внешней вражде племен заключается все дело, а не в чем-то другом. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждал Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать «главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству».

Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалистические и нравственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими, одним словом, прямое насилие - вот «родители и повивальная бабка государства», - являются основной причиной, согласно теории насилия, возникновения данных институтов.

В то же время насилие рассматривается не как вид ограниченный, а как глобальное, более того, «естественное» явление, не только порождающее единство противоположных «элементов» государственных победителей и побежденных, правящих и контролируемых и имея далеко идущие социально-экономические и политические последствия. Главный среди них это возникновение и развитие государства и права.

Теория насилия, как и предыдущая рассмотренные теории, отражает взгляды лишь нескольких слоев общества и их представителей на природу состояние и его происхождение.

2.5. Органическая теория

Суть этой теории заключается в том, что что основные причины появление государства и права не видно в сфере религии или морали, но в области экономики и социальной жизни людей видны.

Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Самое большое разделение труда в мировой истории, связанный с отделением скота от сельского хозяйства, ремесла из сельского хозяйства, а с появление торговли и обмена привело к быстрому росту, способность человека производить больше средств к существованию, что было необходимо для поддержания его жизни. Стало экономически выгодно использовать чужую работу. Военнопленные, которые были убиты или взяты в плен по-своему, стали превращаться в рабов, вынуждены работать на себя. Остаток, который они производят (больше, чем необходимо для кормление) продукт был назначен[20].


В обществе сначала было тенденция, а затем, как труд был разделен, разделение имущества быстро усилилась. Там были богатые и бедные. Получить достаточно продукта, он стал широко использоваться не только труд военнопленного, но и работа их родственников.

По мере расслоения первобытного общества из общей массы членов рода постепенно выделяется знать обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое социальное положение, эти люди получали большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобрели огромные поголовье скота, ремесленные изделия, инструменты. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали для защиты не столько общественных, сколько личных интересов, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Пополнились и другие признаки разложения первобытно-общинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. «Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием расколом общества на классы. Он был заменен государством. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично - путем полного вытеснения последних.

2.6. Материалистическая теория

Происхождение государства и закон в их единстве посвящен одно из главных произведений марксизма - творчество Ф. Энгельса семья, частная собственность и государство», в связи с исследованиями Льюис Дж. Морган (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха Энгельса, существует и известная лекция В.И. Ленина «О государстве», прочитанная в 1919 г., в которой он писал, что «государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу». Государство есть продукт общества на известной ступени развития...». Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке – орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов. С появлением и накоплением частной собственности, имущественное расслоение общества классы и развитие класса противоречия государства начали адаптироваться для обеспечения интересов экономически доминирующих меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству.