Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Организация исследования и методы диагностики учебной мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение полученных результатов показало, что создание педагогических условий действительно способствует повышению учебной мотивации. Конечно, этот вопрос требует дальнейшего изучения, которое могло бы дать более полную картину особенностей развития сферы мотивации младших школьников. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что эффективность процесса формирования учебной мотивации младших школьников значительно повысится, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы реализуются определенные педагогические условия, нашла свое подтверждение в нашем исследовании.

Мы выяснили, что среди психолого-педагогических вопросов основной является проблема повышения уровня учебной мотивации младших школьников, которая требует дальнейшего изучения и решения. Актуальность обуславливается постоянно изменяющимися условиями реальной жизни, возрастающими требованиями к качеству образования, потребностью в творческой, целеустремленной личности, с чувством собственного достоинства.

Стоит отметить, что интерес к учебным предметам формируется, начиная с первого класса. Именно тогда уже проявляются склонности к различным областям знания, видам деятельности, развиваются познавательные и нравственные стремления. Стоит отметить, что этот процесс не происходит автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе учения, развитием у школьников самостоятельности.

Стоит так же учитывать, что познавательный интерес младших школьников направлен на овладение знаниями, которые учитель демонстрирует на школьных предметах. Ученик при этом обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. Таким образом, познавательная и развивающая деятельность детей необходима для формирования у них интереса к познанию, мотивации в обучении, мыслительных способностей, накопления знаний, совершенствования приобретенных учебных навыков. В начальной школе это можно создать с помощью дидактических игр, ярких, красочных наглядных пособий. Чтобы эффективно стимулировать познавательный интерес следует использовать современные инновационные технологии, которые основаны на развивающихся компьютерных технологиях. Такие формы проведения занятий исключают традиционный урок, оживляют и преображают мысль ребенка.

Описание модели педагогических условий для формирования учебной мотивации младших школьников определяет новизну нашего исследования.


Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что полученные показатели могут помочь коллективам педагогов школ в организации работы по развитию познавательной мотивации школьников разного возраста.

Мы определили возможные перспективы дальнейшего исследования особенностей развития познавательной мотивации младших школьников, которые могут осуществляться по следующим направлениям:

- исследование гендерных различий в развитии познавательной мотивации.

- исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в развитии познавательной мотивации школьников в разном возрасте.

Подводя итог, можно сделать вывод, что работа по формированию познавательного интереса и познавательной активности у детей младшего школьного возраста только тогда станет эффективной и будет поддерживать познавательные интересы учащихся, а также способствовать их развитию, когда будет проводиться систематически и целенаправленно.

Данное исследование имеет практическую ценность, которая заключается главным образом в том, чтобы обратить внимание на проблему формирования познавательного интереса, который составляет тот важнейший мотив учения, лежащий в основе положительного отношения к школе, и выступает залогом успешности обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверин В.А. Психология личности [Текст]: учеб. пособие / В.А. Аверин, В.А. Михайлова – СПб. : Питер, 1999. – 89 с.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст]: Монография / Н.Ц. Бадмаева. – Улан- Удэ. : ВСГТУ, 2004. – 149-150 с.
  4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. А. Баранова. – СПб. : Речь, 2005. – 45-46 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2007. – 398 с.
  6. Бычкова А.В. Педагогические ус ловия формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников [Текст] / А.В. Бычкова // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». – Ялта, 2016.
  7. Волков Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Центр пед. образования, 2007. – 128 с.
  8. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе. Формирование универсальных учебных действий: Методические рекомендации [Текст] / А.Б. Воронцов // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – № 2. – С. 54–59.
  9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  10. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / С.В. Гани. – М.: Просвещение, 2009. – 158 с.
  11. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Культурно-историческая психология, 2007. – №. 2. – С. 62-74.
  12. Жданова Р.А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников [Текст] / Р.А. Жданова. – Ростов н/Д., 2015. – 267 с.
  13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин – СПб. : Питер, 2013. – 178 с.
  14. Красноборова Н.А. Особенности адаптации младших школьников к учебной деятельности в условиях различных образовательных технологий [Текст] / Н.А. Краснобородова. – Пермь: Пермский педагогический университет, 2003. – 115 с.
  15. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование [Текст] / С.В. Кудрина. – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.
  16. Кулагина И.Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психологическая наука и образование. – М., 2011. – №. 2. – С. 102-111.
  17. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) [Текст] / Ю.З. Кушнер. – М.: Могилев: МГУ им. АА Кулешова, 2001. – 11 с.
  18. Леонова Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников [Текст] / Н.А. Леонова. – М.: Просвещение, 2008. – № 2. – С. 6-7.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 48 с.
  20. Лингарт И.А. Актуальные вопросы теория учения: Психический процесс и психическое развитие [Текст] / И.А. Лингарт. – М.: Вопросы психологии, 1984. – 155 с.
  21. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов [Текст]: монография / Е.А. Лодатко. – Славянск.: СГПУ, 2010. – 148 с.
  22. Мазилов В.А. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности [Текст] / В.А. Мазилов, М.М. Кашапов, В.А. Зобков. – М.: Просвещение, 2007. – 261 с.
  23. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] / А.К. Маркова. – М.:Педагогика, 1986. – 132 с.
  24. Маслоу А.Х. Мотивация и личность [Текст] / А.Х. Маслоу. – М.: Социология власти, 2007. – 87 с.
  25. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников [Текст] / Е.А. Меньшикова. – М.: Начальная школа, 2009. - 46 с.
  26. Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности [Текст] / Под редакцией В.Н. Роженцевой. – Норильск, 2002. – 13 с.
  27. Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения [Текст] / Ф.В. Никифорова. – М.:Эксперимент и инновации в школе, 2011. – 175 с.
  28. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов–100 ответов [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2001, - 318 с.
  29. Реан А.А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / А.М. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000 – 179 с.
  30. Сапожникова Е.Ш. Учение и увлечение [Текст] / Е.Ш. Сапожникова. – Кемерово, 2010. – 12 с.
  31. Федосова Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н. А. Федосова. – М. : Газета «Управление начальной школой», 2008. – 183 с.
  32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, Т.1, 2 [Текст] // Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. –М.: Педагогика, 1986. – 354 с.
  33. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников [Текст] / И.В. Шпика. – М.: Просвещение, 2007. – 18 с.
  34. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 153 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6