Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Организация исследования и методы диагностики учебной мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные, которые мы зафиксировали в ходе констатирующего этапа исследования, стали для формирующего этапа исходными. Целью на этом этапе стала проверка эффективности использования информационно- коммуникационных технологий для развития уровня мотивации учебной деятельности младших школьников.

Для выполнения поставленной цели, мы организовали и провели формирующий этап, в условиях традиционной классно-урочной системы в начальной школе.

Мы определили наиболее оптимальные модели применения ИКТ, разработали проблемно-поисковые игры. Кроме того, мы использовали исследовательские и творческие проекты для работы по внеурочной деятельности. Такая форма работы, не являющаяся для детей чем-то новым, была дополнена информационными средствами.

Данная модель была апробирована с детьми экспериментальной группы.

2.2. Конкретизация модели педагогических условий формирования учебной мотивации на материале языкового образования

В методике преподавания русского языка рассматриваются лишь отдельные аспекты, которые связаны с проблемой формирования мотивации учения. Стоит отметить, что в практике обучения в школе ясно проявляется необходимость конкретной работы по мотивационному обеспечению процесса учения. Это обусловлено, в том числе, условиями, сложившимися в организации деятельности учения, в числе которых наиболее важными являются следующие:

- снижение у большинства учащихся мотивации учения и познавательного интереса в процессе обучения русскому языку;

- снижение уровня речевой культуры учащихся и грамотности;

- востребованность разработки модели педагогических условий формирования учебной мотивации учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Предмет «Русский язык» является одним из самых сложных для освоения учащимися начальной школы. Во многих УМК за последний период увеличилось количество знаний. Авторы комплектов решают данную проблему по-разному. Они используют дифференцированные задания (по выбору), детям предлагаются памятки для наилучшего усвоения навыка по применению правил, присутствуют сказочные герои, которые объясняют ребенку определенные темы с помощью диалога. Возникает проблема в построении урока так, чтобы школьнику были интересны эти знания, и были для него значимыми.


Нами была предпринята попытка на основе анализа и обобщения теоретического и практического опыта разработать модель педагогических условий формирования учебной мотивации учащихся начальных классов, в которой представлена система приемов и средств мотивации учебной деятельности учащихся. В нее включены такие формы работы, как интерактивная форма, групповая, фронтальная, а также индивидуальная работа с детьми, мастер-класс, научно-исследовательская работа, работа с родителями.

Изучив научную литературу по данному вопросу, проанализировав учебно-методические пособия, мы конкретизировали нашу модель педагогических условий формирования учебой мотивации на примере языкового образования.

Одним из путей повышения уровня учебной мотивации и создания необходимых для этого педагогических условий является применение современных технологий образовательного процесса в педагогике, которые позволяют разнообразить средства и формы учения.

К таким технологиям относятся игровые технологии. Игре отводится важное место в самых разных системах обучения. И определяется это тем, что интеллектуальная игра очень схожа с природой ребёнка. Играм ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание.

Яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы характерно для младшего школьного возраста, особенно вхождение в игровую деятельность. Игра имеет для младшего школьника исключительное значение. Игра для них это учеба, труд, а даже серьёзная форма воспитания.

Игра может проводиться на любом этапе урока. Если игра проводится в начале урока, то ее целью может стать заинтересованность и организация учащихся, стимулирование их активности. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы школьниками; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. На уроках разного типа также используется игра. Так, на уроке где происходит объяснение нового материала в игре, запрограммированы практические действия детей с рисунками или группами предметов (Приложение 5).

По теме, в системе уроков, можно подобрать игры на разные виды деятельности: воспроизводительную, исполнительскую, преобразующую, поисковую.

Принимая за основу изученные теоретические подходы передовых психологов и педагогов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у школьников, с опорой на педагогические условия проведения и организации педагогических игр на уроках русского языка, способствующих увеличению интереса к данному предмету, следует включать в урок различные дидактические игры (Приложение 6).


У школьников проблемное обучение способствует возникновению интереса к неизученному материалу, формированию мотивации учения. Учениками достигается понимание материала, так как до всего они додумываются сами. Учитель при проблемном обучении либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом содержании предмета– новые знания, навыки и умения школьники приобретают сами при решении особого типа вопросов и задач, которые называются проблемными. Упор при традиционном обучении делается на мотивы непосредственного желания (учитель интересно показывает, рассказывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами деятельности являются интеллектуальные (учащиеся сами ищут знания, испытывают удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления трудностей и найденных решений, озарений, догадок).

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию, это значит обозначить противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, затруднения иди удивления. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

- Первый прием заключается в том, что учитель одновременно предъявляет классу факты, противоречащие друг другу, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.

- Второй прием состоит в том, что педагог сталкивает различные мнения детей, предлагаю классу практическое задание или вопрос про новый материал.

- Третий прием в сравнении является самым сложным, т.к. выполняется в два этапа. Сначала (1 этап) учитель раскрывает житейское представление учеников практическим заданием или вопросом «на ошибку». Затем (2 этап) предъявляет научный факт сообщением, наглядностью или экспериментом.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между возможностью и необходимостью выполнить задание педагога. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание, а их различие – в сути задания.

- Четвертый прием самый простой, его особенность в том, что ученикам дается задание, которое невыполнимо.

- Пятый прием предлагает задание, которое не похоже на предыдущие, с которым дети до настоящего момента не встречались.

- Шестой прием самый сложный, поскольку выполняется в два этапа. Сначала (1 этап) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют знания, уже имеющиеся. Затем (этап 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.


Примером таких ситуаций во втором классе могут служить те, в которых неизвестное усваиваемое составляет способ действия. Например, урок русского языка. Слово «самолёт» написано на доске. В этом слове нужно выделить корень. Возникают различные мнения и мысли. Дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах) на основе словообразовательного анализа.

Демонстрационно-тренировочный прием. Предполагает подведение учащихся к правилу орфографии поэтапно, выполнение с опорой на это правило орфографических разборов.

Начальная школа – это основа, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это определяет ту самую ответственность, падающую на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его самые лучшие качества, обучить способам деятельности учения. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно- коммуникативных технологий.

Например, программа PowerPoint дает возможность создавать интерактивные таблицы по русскому языку, являющиеся практическим материалом к занятиям. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, фокусируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению умений и знаний. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.

В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя – филологи знают, что многие темы

«растянуты» на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.

Приведем пример работы со словарными совами. Правописание трудных слов является одним из направлений русского языка. Презентацию можно составить для применения в практике со словарными словами таким образом:

- сначала ребята с помощью ребуса отгадывают слово;

- проговаривают слово, ставят ударение, объясняют правописание слабой позиции;

- появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики фиксируют это слово в тетрадь, выделяют орфограмму;

- затем, с помощью учителя, знакомятся со значением этого слова, его происхождением (этимология);


- делят слово на слоги, характеризуют каждый звук, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают звуковую и буквенную запись слова;

- подбирают однокоренные слова;

- подбирают антонимы и синонимы (если это возможно);

- следующий слайд демонстрирует сочетание слов с изучаемым словом;

- выделение этого слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах;

- составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа помогает осуществить один из важных принципов работы с трудными словами – направленный выход в речевую практику.

Применение на уроке приемов и методов создание проблемных ситуаций и проблемного обучения повышают познавательную активность детей, это содействует повышению качества знаний и выработке необходимых умений и навыков.

Урок станет эффективным, когда удастся вовлечь всех учащихся в работу: и слабый, и сильный учащийся подбирает себе на уроке работу, которая ему посильна, а в конце урока демонстрирует хорошие знания. Несомненно, после данного урока педагог получает большую радость и стимул к дальнейшей такой же продуктивной деятельности, а детям несомненно, захочется побывать еще раз на таких уроках, возникнет желание учиться.

Разумеется, эффективность урока во многом зависит от субъективного отношения ребенка к изучаемому предмету, его усилий воли, которая помогает ему преодолеть трудности. Поэтому большое значение имеет повышение мотивации школьников к изучению материала, которое достигается, прежде всего, способом осознания важности предмета в повседневной жизни и деятельности учения.

Повышению учебной мотивации, способствуют современные технологии образования и создания ситуации успеха для учащихся.

В этом помогает использование на уроках разнообразного дидактического материала, наглядных средств обучения: таблицы и опорные схемы, памятки, картинки, диагностические тесты.

Чтобы урок стал продуктивным, не следует забывать и о стиле взаимоотношений между учениками и учителем. Одобрение, похвала ответа учащихся, одобрительное покачивание головой, слова «умничка», «молодец», «всё верно, продолжай». Заканчивать урок необходимо обсуждением того, что было на уроке. Подводится итог урока, можно обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый должен оценить свой вклад в достижение поставленных целей в начале урока, свою активность, полезность и увлекательность учебного материала.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что результат эффективной деятельности на уроке зависит от творчества и профессионализма учителя. От учителя зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок способствовать успеху.