Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 7
ВВЕДЕНИЕ
Имея в виду, что владение и обмен информацией являются наиболее доступными средствами получения социальной власти, неудивительно, что языковая идеология, представленная в основном через стереотипы, имеет огромную роль в процессе общения. Таким образом, решающее значение для обнаружения, определения и объяснения различий в коммуникативных способностях, стилях и привычках, большинство из которых основаны на избранной или навязанной идеологии, имеет стереотипное мышление.
С детства воспитание полов основывалось на различных убеждениях. Кроме того, мужчины и женщины в процессе общения ожидают поведения, соответствующего гендеру, в зависимости от идеологии и стереотипов. Если докладчики не действуют в соответствии с социальными «правилами» речи, они становятся субъектами предрассудков и часто помечены как «отклоняющиеся от нормы» в обществе (Эккерт, Макконнелл-Гинет, 1999)[1].
А именно, различные идеологии и ожидания, навязывающие конкретное вербальное поведение, которое может стать причиной непонимания и конфронтации. Эти ожидания часто проявляются на подсознательном уровне у ораторов и собеседников, полностью не подозревающих о предрассудках, которые влияют на их поведение и которые присутствуют в их речи с детства и зависят от непосредственно окружающей их среды. Далее будут рассмотрены некоторые из этих гендерных стереотипов, встречающихся в речи, а также попытка доказать их действенность на практике, с помощью научно-исследовательского опросника.
Объектом исследования является процесс общения.
Предметом - влияние гендерных стереотипов на процесс общения.
Цель работы: изучение влияния гендерных стереотипов в процессе общения.
Задачи:
1) Изучить сущность и специфику общения;
2) Изучить явление гендерных стереотипов;
3) Рассмотреть научно-исследовательский опросник;
4) Определить влияние гендерных стереотипов на процесс общения.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
1.1 Теоретический и исторический фон
В начале 1970-х годов появились первые теории, в которых обсуждались различия в языке. Теория «дефицита» подразумевает, что мужчины обладают некоторыми характеристиками, которые не распространяются на женщин. В этот период по-прежнему считалось, что мужчины доминировали над женщинами во всех областях, именно поэтому профессии были представлены только в мужском роду (Савич, 1995)[2].
В начале 1980-х годов появились первые критические замечания по теории «дефицита» (Deficite theory) и был представлен новый подход, в котором теория «различий» (Difference theory), рассматривала гендерные различия как последствия разнообразной социализации мальчиков и девочек. Этот подход также определяется как «две теории культур» (two cultures theory), поскольку он представляет различия, которые также могут быть применены к различным культурам (Кэмерон, 2003)[3].
В третьем, современном подходе, с начала 1990-х годов, предыдущие две теории были сопоставлены, и была создана идея языковой активности. Другими словами, как только мы описываем, кто, почему и как обсуждает тему, мы можем определить характеристики их речи и власть, которую она подразумевает. Вот почему этот подход называется теорией социальной власти, так как язык рассматривается как средство для создания социальной структуры и власти (Бергвалл, 1999)[4].
Культурное представление о гендерной коммуникации имело несколько периодов модификаций. Мужчины и женщины имели различные роли в обществе: через историю эти роли отводятся природой, но чаще они навязываются обществом. То, что осталось неизменным, это идея полов быть различными в смысле их социальной ответственности, которая всегда изображалась с помощью надлежащего поведения и действий.
В соответствии с теорией дефицита, основные черты женщин включают в себя следующее: скромность, вежливость, сочувствие, поддержка, сотрудничество и уважение. В прошлом женщины не считались хорошими ораторами, поскольку им не была предоставлена возможность выступать публично. Следовательно, женщины сумели достичь больших навыков прослушивания, поэтому они имеют больше успеха в качестве секретарей, операторов колл-центров и т. д. (Таннен, 1998)[5].
С другой стороны, роль мужчин в общении всегда заключалась в том, чтобы доказать свою власть и предоставить своим собеседникам только необходимую информацию, без нерелевантных деталей. Заметно, что роль мужчин в коммуникациях не была кардинально изменена, и что она всегда была в соответствии с их ролью в бизнесе и предпринимательстве (Таннен и Кендалл, 1997)[6].
1.2 Характеристики мужской и женской речи - Основные стереотипы
С детства мужчины и женщины, как правило, не только говорят по-разному, но и выбирают различные темы. Мужчины предпочитают обсуждать спорт, технику или военные темы, в то время как мир женщин чаще всего вращается вокруг взаимных отношений, межличностных событий и эмоций, с конкретными деталями и подробными описаниями. Даже сталкиваясь с одной мыслью, мужчины и женщины подходят к ней с разных точек зрения. Кроме того, мужчины научились наблюдать мир как иерархическую структуру, где важно иметь доминирующий статус, в то время как женщин учат вести переговоры и идти на компромиссы (Таннен, 1994)[7].
Косвенность часто рассматривается как необходимое средство для представления эмоций. Однако как показывают исследования, чаще всего данным средством предпочитает пользоваться один из полов. Как правило, женщины используют косвенность больше: они устанавливают более крепкие отношения, в то время как мужчины избегают его.
Интим является еще одним аспектом, который вызывает серьезные различия в общении. Для женщин близость изображается путем обмена секретами и чувствами, в то время как мужчины определяют её во взаимной деятельности. При констатации проблемы женщины, как правило, используют восклицания о сострадании и соглашение, в то время как мужчины считают эти порывы грубыми и оскорбительными (Таннен, 1982)[8].
Деловое общение представляет собой наиболее заметные стереотипы между полами. Мужской стиль подразумевает быть более агрессивным и напористым, в то время как женский более чувствительным и сострадательным. Кроме того, мужчины, как правило, говорят с более высоким тоном и восклицаниями на деловых встречах, в то время как женщины молчат, используя предложения с вопросительным тоном и показывая скромность и неуверенность, используя слова "извините" и "пожалуйста".
Женщины, имеющие более высокий статус и привилегированное положение, как правило, снижают свою власть, снижая тон и подчеркивая ценности собеседников, прежде чем критиковать их ошибки. Если женщина имеет типично мужское положение, она копирует мужской тип в переговорах и поведении (Таннен, Кендалл, 1997)[9].
Помимо научных и эмпирических исследований, общие стереотипы свидетельствуют о том, что мужчины более агрессивные, прямые, уверенные в себе, строгие и жестокие, используют более жесткие слова, а также резкие и короткие фразы. Считается, что женщины очень спокойны, нежны, разговорчивы и лучше описывают вещи или ситуации, поэтому они используют больше прилагательных и существительных.
Для того, чтобы доказать эти стереотипы или опровергнуть их, были проведены следующие исследования.
Глава 2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОСНИК
2.1 Методология
Испытуемые в вопроснике - 30 студентов мужского и женского пола в частном университете в Белграде, Сербия, и их преподаватели иностранных языков. Пять дополнительных испытуемых аспиранты лингвистики. Таким образом, нам удалось выяснить, явные лингвистические знания и любые различия в подходе к гендерным стереотипам.
Вопросник был размещен в Интернете и был открыт в течение 7 дней. Он имеет четыре раздела:
1) Примеры приговоров, вынесенных мужчинами/женщинами: испытуемые выносят предлагаемые им приговоры мужчинам или женщинам и дают основания для их выбора. Все предложения создаются в соответствии с основными характеристиками и стереотипами в использовании языка;
2) Мужские/ женские характеристики: испытуемые должны выбрать несколько характеристик, которые могут применяться к мужскому или женскому полу. Все характеристики для обоих полов одинаковы, возможен выбор нескольких вариантов;
3) Представлены названия «мужских» профессий, задача состоит в том, чтобы обнаружить «женскую» форму
4) Открытый вопрос: "Как вы думаете, есть ли разница между мужчинами и женщинами в речи? Почему?
2.2 Результаты
Испытуемые не испытывали никаких трудностей в определении того, было ли предложение сказано мужчиной или женщиной и нет никаких тревожных расхождений в процентном соотношении. Тем не менее, причины их выбора варьируются, и они иногда показывают еще большие стереотипы, чем ожидалось, хотя пол в вопросе выбран соответствующим образом. Большинство упомянутых стереотипов связаны с социальными аспектами.
Рисунок 1
Предложение: «Извините, не могли бы вы одолжить мне вашу ручку?»
Данный вопрос принадлежит мужчине:14голосов
Данный вопрос принадлежит женщине: 21голос
Предложение представляет женскую манеру говорить из-за вежливой формы вопроса и использование модального глагола "может" и "извините". Этот стереотип заметен среди выступающих, но некоторых испытуемых ввели в заблуждение их социальные ожидания, так как они утверждают, что мужчины занимают ручку более часто, чем женщины. Объясняя, почему они выбирают женский пол, испытуемые утверждают, что женщины, как правило, извиняются больше, и что это более эмоциональная и культурная форма вопроса.
Рисунок 2
Предложение: «Я займу вашу ручку.»
Данное высказывание принадлежит мужчине: 25 голосов
Данное высказывание принадлежит женщине: 10 голосов
Это предложение очень краткое и предоставляет собеседнику простое заявление или факт. Исследуемые главным образом выбирают мужской пол случайно, без специфических аргументов.
Тем не менее, те, кто имеет твердое мнение по этому вопросу утверждают, что это предложение является более агрессивным, простым, самоуверенным и невежливым. Отсутствие "пожалуйста" и "извините" также названы как одна из основных причин выбора мужского пола.
Рисунок 3
Предложение: Интернет должно быть перестал работать
Высказывание принадлежит мужчине: 27 голосов
Высказывание принадлежит женщине: 8 голосов
Это предложение представляет собой мужскую динамику, с напористым модальным глаголом "должен" и заявление. Хотя большинство испытуемых дают правильный ответ, большинство из них не имеют объяснение. Испытуемые, которые дают неправильный ответ, более радикальны в своих объяснениях. Они утверждают, что женщины всегда будут возлагать вину на других, когда у них есть проблемы, или что их компьютерные знания являются крайне ограниченными, что в свою очередь являет обычный социальный стереотип.
Рисунок 4
Предложение: «Извините, я думаю что-то пошло не так с интернетом.»
Высказывание принадлежит мужчине: 9 голосов
Высказывание принадлежит женщине: 26 голосов
Это предложение представляет женщину-говорящего, так как оно показывает неопределенность и извинения. Большинство испытуемых замечают, что женщины, как правило, более извиняющиеся и осторожные, когда описывают проблему, решение которой не существует. С другой стороны, некоторые испытуемые выбирают неправильный ответ, так как они всегда связывают Интернет с мужчинами.