Файл: Государственное устройство. Унитарное и федеративное государство.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 9
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что изучение формы государства позволяет понять, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Изучение форм (устройств) государства имеет огромное значение в современном мире.
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.
В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: Чиркин В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Пиколкина А.С. и т.д.
Объект исследования – понятие формы государственного устройства.
Предмет исследования – виды форм государственного устройства.
Цель исследования – рассмотреть специфические особенности понятия и видов формы государственного устройства.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие и признаки государства.
- Определить понятие формы государства.
- Изучить особенности унитарной формы государства.
- Проанализировать специфику федеративной формы государственного устройства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие государства
Государство — сложное явление и охватить одним понятием все его аспекты невозможно, поэтому дать достаточно полное представление о нем может только ряд определений. В этой связи следует, в первую очередь, различать понятие государства в широком и узком смысле слова.
В широком смысле государство — это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внешнюю и внутреннюю безопасность (вплоть до применения, принуждения — силового воздействия). Иными словами, государство — это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова «страна», «отечество», «общество», «государство» являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле [11, с. 23].
В смысле — это механизм обществом в специального суверенной (публичной, ), распространяющейся на все страны и ее , обладающей на территории на применение , налогообложения, нормативно-правовых . Иначе , государство — это осуществления власти в , механизм обществом. трактовка по существу с понятием аппарата, его органов, властными . Среди понятия есть и , которые внимание на как ведущем международных , субъекте права, характеризуется у него территории, , власти (), которая на все население государства и его . Основным признаком как субъекта права суверенитет [17, с. 48].
определения государства указывают на те или признаки . Полноценное этих невозможно без о государственной ( власти). власть — это одновременно и политическая. она является , что официально делами общества и от имени в целом при вопросов, к ее компетенции. же она является , что в лице аппарата от общества, обособлена от . Относительно существование, в обществе и та , которой власть , позволяют ей управлять неоднородным , т.е. таким, где во отсутствует , совпадение у различных , групп и людей. между составляют политики как . Прямое власти , прежде , в регулировании отношений, что и публичную политической, при чем в борьбе во многом различных слоев, и общностей в обществе на стороне , кто обладает властью. этой позволяет какой-либо общества ( или меньшей, ее представителям) не управлять всего , обеспечивать его , существование как целого, но и им преимущественно в интересах, что и публичной политический . Именно она всегда как власть .
Государственную нельзя с самим , ибо государство — это данной , т.е. ее устройство, ее осуществления в определенных : судебных, , военных и т.д. же по себе власть — это руководства , для которого опора на аппарат . Из этого , что основой государственной является силы, а не авторитета. сказанное не означает, что власть — это , которая не к тому, быть . Не случайно, , в демократических проводятся социологические , изучается мнение по состоявшихся или тех или иных решений. К же эффективность многих , международных , как показывает , не всегда в зависимости от так «силовых » государства ().
Для всякого характерно государственной , являющейся . Государственный , который отличать от или народного , предполагает государственной внутри , ее независимость от иностранной . Суверенитет, как сопоставительное государственной (и государства как ее ), указывает на ее среди тех , которые место в церковной, , корпоративной и т.д. власть обособленно от властей и верховенство по к ним в сфере дел. Кроме , любое должно такой вещей в отношении внутри и не вмешиваться в его дела, а считаться с ним как с , самостоятельным, субъектом отношений. суверенитета (независимо от его территории, населения и т.д.) — международного и международных , который, в , закреплен в ООН. Таким , вышесказанное о обращает на то, что в целом имеет и внешнюю .
Изучение показывает, что его рассматривать как власти, является . Только власть на всех лиц (, юридических), находятся на государства. суверенитет как свойство власти, указывает на ее , то всеобъемлемость — это государственной , указывающее на ее действия в . Более понимание «» как признака предполагает на то, что государство — это общества в целое институт «» (подданства), т.е. — это всеобъемлющая общества [21, с. 10].
является власти, властвует на определенной , т.е. ограниченной поверхности (суши, , воздушного ). Территория может в качестве основы его .
Существование неотделимо и от соответствующего страны (, государственного ). Не случайно широко понимание как общества, государством, т.е. способом общества. , народ, страны — основа . Народ, территорию , является и объектом власти.
объединяет (население ) в единое , а принадлежность их к государству понятием «» (подданство). (подданство) — это правовая лица с государством, в их взаимных и обязанностях,
свойственно людей по признаку в территориальный (граждане , население ) и одновременное в его целях управления на территориальные (население , районов и т.п.).
свойственно аппарата , особого лиц, профессионалов по . В государстве есть и управляемые. К управления правительство, министерства, комитеты и т.п. При государства обращать на присущий ему так аппарат , т.е. отряды , специально людей, учреждения. Они силовой действенности власти. К «силовых» государства в очередь вооруженные , органы общественно го , органы безопасности, (пенитенциарные) . Государству монопольное применять на своей .
Только имеет издавать акты (, постановления, и т.д.), обязательные для исполнения. акты право вые ( нормы), в выражена государственная . Юридические рассчитаны на вольное их . При необходимости их в жизнь специальные органы: органы, , милиции и др. основу государства , в первую , налоги. является правом . Иные в бюджет ( государства) займы ( и внутренние), от деятельности предприятий, сборы (, таможенные) и т.д.
образом, – это самостоятельная , обладающая , специальными управления и , устанавливающая порядок на территории.
1.2 Понятие формы государственного устройства
государство единство его , содержания и . Чтобы оно функционировало, качественно и действовал его , требуется организованная власть. По известного юриста и И. А. Ильина, государства не «отвлеченное » и не «политическая », безразличная к народа, а жизни, организация народа. «, чтобы понимал жизненный , чтобы он - именно "" - организоваться, он уважал этого и вкладывал волю в эту » [8, c.135].
государства на вопросы, на принципах и как построена власть, как высшие государства, как они между и населением, методами она и др.
Рассматривая о форме , необходимо в виду, что это, в очередь, о форме . Второй формы составляет о национально-государственном и устройстве , о связи и местных власти и , распределении ними .
Изучая блок, всего, обратить на многозначность "устройство " в теории и права. об устройстве как форме , об устройстве как правления, об как территориальной . И это не случайно. , во всех случаях идет об устройстве (, организации) , но только в аспектах: , структурном, .
История государства о том, что во все века государства друг от внутренним (структурой), т.е. территориального (административно- единицы, политические , государственные , обладающие ).
Необходимость образом территориальную государства из того , что любое расположено на территории, там же граждане () этого . Для выполнения социального - организации жизни, граждан, страховых и т. п. - государство разнообразную . Например, (взимает и налоги, , пошлины и т. п.), (регулирует в той или степени , рыночные, отношения), (осуществляет военной ) и т. д. Но вести всю эту из одного при значительной населения и размерах становится невозможным.
определённого численности и размеров возникает разделить на округа, , земли, , края, , районы, , уезды и т. д., а создать на территориальных местные () органы . Возникает распределить между и местными власти и [16, с. 120].
того, того или государства быть . Каждая , нация иметь традиции и духовные . Следовательно, учитывать при государства многонациональный населения. Из существующих в государств сложно мононациональные, то , страны, где представители одной . Поэтому проблемы устройства так или связаны с отношениями, могут как демократическими, так и методами.
Как , малые соседствуют с и, естественно, , хотя и не справедливо, в решении , политических, вопросов. в мировой весьма спектр национальных , начиная культурной , и, закачивая независимого .
В 1918 вновь государственность и созданы государства, как Польша, , Латвия, , Чехословакия, , Румыния, , Албания. С периода до времени место попытки политические , дабы народы в с языком, , общими идеалами и пр., это приводило всего всё к и новым и даже конфликтам. образом, национальный , который в государстве своими , учетом особенностей, экономического , традиций, . Вероятно, выделить условия (), позволяющие в или меньшей достичь межнациональных . На наш взгляд, среди них :
- наличие правового ;
- стремление всех , народностей к согласия. Они отражение в [6, с. 142].
, приходится при устройстве этот аспект .
Наконец, и даже факторы - , политико-правовые , колониальное , политические и многое - тоже на территориальную государства.
Как и правления, устройство уходит корнями в древность. Уже восточные - империи - на провинции, , сатрапии, территории и т. д. эти территориальные и свои власти и .
Форма устройства :
- из каких состоит структура ;
- каково положение частей, и взаимоотношения их ;
- как строятся между и местными органами.
На день только две формы устройства - и федеративная. конфедерацию и формы государств в рамках устройства с , что в этих речь не об устройстве , а о территориальной союза . Однако в время тенденция к из формы устройства международных государств.
образом, государственного - это национальное и строение , которое характер между его частями, центральными и органами власти. В от формы организация рассматривается с точки распределения власти и суверенитета в и на местах, их между частями .