Файл: Формирование социально-психологического климата в группе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Изучение социально-психологического климата в группе

2.1. Планирование и процедура исследования социально-психологического климата в группе

Цель исследования – изучение социально-психологического климата в группе.

Задачи исследования:

  1. определить выборку испытуемых;
  2. подобрать адекватные методы исследования;
  3. провести исследование;
  4. обработать полученные данные;
  5. сделать выводы.

Объект исследования – учащиеся 8 «в» класса.

Предмет исследования – социально-психологического климат.

Характеристика выборки: испытуемыми учащиеся 8 «в» класса в количестве 22 человек. Из них 20 учащихся учатся вместе с 1-го класса, 2 человека присоединились в 5-ом классе.

Планирование исследования

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо подобрать методики. Основными критериями отбора были:

  1. Соответствие цели исследования, а именно изучение социально-психологического климата в группе.
  2. Простота процедуры для испытуемых и кратковременность обследования.

Таким образом, была выбрана методика «Социометрия», разработанная Дж. Морено.

Схема исследования:

Исследование проводилось в 8 «в» классе с 9.00 до 12.00. Исследование испытуемых проводилось в одной аудитории. Учащимся были выданы листки, на котором написаны все фамилии и имена одноклассников. Учащимся был задан вопрос «Кого из класса Вы бы пригласили к себе на день рождения?». Предлагалось выбрать 4 человек, которых позвал бы ученик на день рождения, и 4 человек, которых бы не стал звать. Затем данные результаты обрабатывались нами.

Обоснование используемой методики

Одним из наиболее эффективных способов изучения отношений в малой группе является социометрический метод. С одной стороны, он предназначен для количественного определения предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. С другой — данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и лидерства в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т. д.


Социометрическая методика, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Данная методика не предполагает исследование ограниченного количества человек, таким образом, данной методикой можно исследовать группу любой численности. Социометрическая методика Дж. Морено применяется только для исследования только уже сложившихся коллективов.

2.2. Анализ результатов исследования

По результатам исследования, была составлена социометрическая матрица (Приложение 1).

Индекс социометрического статуса = 0,2, что говорит о плохой групповой сплоченности. Класс разобщенный, имеет неблагоприятный социально-психологический климат.

В ходе исследования были определены социометрические статусы учащихся:

Звезды – 2 человека (9%)

Предпочитаемые – 5 человек (23%)

Пренебрегаемые – 14 человек (64%)

Отверженные – 1 человек (4%)

Низкий уровень благополучия в группе.

Полученные результаты в ходе исследования свидетельствуют о преобладании в коллективе неблагоприятного социально-психологического климата, низкой групповой сплоченности.

Данные результаты могут быть полезны для школьного психолога и классного руководителя, для принятия мер по формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Благоприятный социально-психологический климат в группе способствует повышению работоспособности в группе, снижению конфликтности между членами группы и улучшения эмоционального фона каждого члена коллектива.

2.3. Рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в группе

Любой коллектив  представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.


Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для любого руководителя группы.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться руководителя и, являются следующие:

  • так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности членов группы, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности членов группы, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы членов группы и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции группы, участвовать в общегрупповых традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать группу проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого члена. Для этого важно наличие активной позиции руководителя по отношению к группе;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия каждого члена в группе и сохранению стабильно - положительных отношений руководителем и коллективом;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение

Выводы по Главе 2

Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от индивидуальных особенностей каждого члена группы, их культуры общения, проявляющейся в степени эмоциональной теплоты, антипатии или симпатии.

Преобладание тех или иных личностных качеств у членов группы влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива отрицательные черты характера: обидчивость, зависть, болезненное самолюбие. По результатам исследования в коллективе наблюдается низкая групповая сплоченность, неблагоприятный социально-психологический климат.


Все предполагаемые факты по рассмотрению изучаемой проблемы установлены в процессе проведенного аналитического и практического исследования, поставленные исследовательские задачи выполнены.

Заключение

Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование (комплексное состояние коллектива), которым опосредуется любая деятельность коллектива. Специфика его состоит в том, что он отражает характер взаимоотношений между членами коллектива и преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанного с удовлетворенностью членов коллектива различного рода факторами жизнедеятельности (условиями жизнедеятельности, организацией личного труда, отношениями с коллегами, стилем и уровнем руководства).

В рамках написания курсовой работы, нами было проведено исследование социально-психологического климата в 8 «в» классе. По результатам исследования, мы сделали вывод, что коллектив разобщенный, имеет неблагоприятный социально-психологический климат, в связи с чем, нами были разработаны рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в группе.

Стоит отметить, что характеристиками благоприятного социально-психологического климата в группе являются:

  1. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между участниками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В группе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены группы активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей делах.
  5. Успехи или неудачи отдельных членов группы вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Данные полученные в результате исследования могут быть использованы практическими психологами и классными руководителями в своей работе, для формирования благоприятного социально-психологического климата в группе, повышения ее работоспособности, улучшения эмоционального фона каждого члена группы.

Таким образом, по результатам проделанной работы можем заключить, что поставленная цель, а именно, изучение формирования социально-психологического климата в группе была достигнута.

Список литературы

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
  2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
  3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
  4. Вичев В.В., Мораль и социальная психика. - М., 2003. - 360 с.
  5. Галкина Т. П. Социология управления : от группы к команде : учеб. пособие по спец. "Менеджмент" / Т. П. Галкина. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 223 с.
  6. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.- М., 2009. – 267 с.
  7. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – СПб изд.,2002.-171с.
  8. Донцов А.И., Психология коллектива. - М.: Изд-во МСК. ун-та, 2007. – 208 с.
  9. Карташова Л.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. – М., ИНФРА-М, 2009. – 220 с.
  10. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: СПб изд.,2003.- 143 с.
  11. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. – 256 с.
  12. Корягина, Н.А. , Михайлова, Е.В. Социальная психология. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебник/Н.А. Корягина, ЕВ. Михайлова.-М.: Юрайт, 2015.-492с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
  13. Краткий психологический словарь / Ред. Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д, 1998. – 512 с.
  14. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции, вып.2 – Рига, 2008. С.27-35
  15. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004
  16. Медведева М. А. О терминологической неопределенности термина "социально-психологический климат коллектива" // Инновации в образовании. - 2008. - N 8. - С. 21-37.
  17. Методы психологической диагностики. —  М., 1993 
  18. Организационное поведение / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб., Питер, 2010. – 432 с.
  19. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива : пути и методы изучения / Б. Д. Парыгин. - Л. : Наука , 1981. - 192 с.
  20. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии . - М., 2007. – 362 с.
  21. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во СПб, ун-та, 2006.-181 с.
  22. Психология [Текст]: учебник/Под ред. Б.А. Сосновского.-2-е изд., пер. и доп.- М.: Юрайт, 2012.-799с.
  23. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник/А.Л. Свенцицкий.-М.: Юрайт, 2015.-408с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru