Файл: Формирование социально-психологического климата в группе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В современных условиях среди факторов, которые оказывают влияние на эффективность функционирования группы, важное место занимает социально-психологический климат. В ряду факторов, которые способствуют продуктивному взаимодействию между членами группы, благоприятный климат занимает первое место по степени значимости [5]. Актуальность проблем социально-психологического климата обуславливает необходимость формирования благоприятной атмосферы в коллективе с целью создания условий для полной реализации членами группы своих возможностей.

Целью работы является изучение формирования социально-психологического климата в группе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме социально-психологического климата в группе;
  2. Провести исследование социально-психологического климата в группе;
  3. Составить рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в группе.

Объект исследования – социально-психологический климат в группе.

Предмет исследования - факторы, влияющие на социально-психологический климат в группе.

В современной отечественной психологии сложилось четыре основных подхода к пониманию сущности социально-психологического климата. В рамках первого подхода (Л.П. Буева, ЕС. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания, то есть под климатом понимается отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования [2].

Отличительной чертой второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) является то, что здесь ведущей характеристикой социально-психологического климата стал общий эмоционально-психологический настрой. Таким образом, климат трактуется как настроение группы людей.

Суть третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) заключается в том, что социально-психологический климат анализируется через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом, то есть в процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

В контексте четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) климат определяется в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций. Здесь следует отметить, что в зарубежной социальной психологии преимущественно говорят об "организационной культуре" в организациях, об отношениях рабочих и менеджеров, в процессе которых формируется социально-психологический климат [11, с. 85].


Вышеперечисленные походы наглядно показывают, что трактовка изучаемого феномена различна. Такая многоплановость приводит к тому, что в результате появляется разнообразная палитра операциональных определений социально-психологического климата, на которые опираются авторы в своих исследованиях.

Научно-практическая значимость курсовой работы определяется тем, что проблема исследования психологического климата в группе, на данном этапе требует подробного изучения психологических предпосылок, которые лежат в его основании: основные идеи и результаты полученные в результате исследования могут быть использованы практическими психологами и классными руководителями в своей работе, для формирования благоприятного социально-психологического климата в группе.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирование социально-психологического климата в группе

1.1. Понятие социально-психологического климата в группе

Группой называются разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других [13]. В отличие от других социальных общностей группа характеризуется следующими основными чертами [23]:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих группе;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов группы;

4) структурированностью — определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами группы;

5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью группы определенному порядку ведения совместной жизнедеятельности;


6) открытостью — то есть готовностью к принятию новых членов.

Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием «социально-психологический климат группы» [13]. Здоровый социально-психологический климат в коллективе медленно вызревает и трудно поддерживается на необходимом уровне. Состояние микроклимата в коллективе, как погода, может изменяться изо дня в день. Колебания настроений, состояний людей могут быстро изменяться под влиянием неожиданных, как благоприятных, так и неблагоприятных условий. К сожалению, природа человеческой памяти такова, что он часто забывает хорошее и долго помнит плохое, а поэтому негативные, отрицательные эмоции могут резко ухудшить положительный настрой работника и длительное время влиять на выполнение им производственных задач [16].

Чтобы определить качество социально-психологического климата, нужно проанализировать все его структурные составляющие. В структуре социально-психологического климата Б. Д. Парыгин [19] выделяет 2 основных подразделения — отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным — отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности [19].

Социально-психологический климат группы связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Социально-психологический климат выступал предметом изучения многих исследователей (А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин, Н.С. Мансуров, В.П. Машеро, Г.А. Моченов, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, К.К. Платонов, Л.Г. Почебут, А.А. Русалинова, Ф.М. Русинов, А.Л. Свенцицкий, Ю.Т. Тимофеев, В.А. Чикер, И.Е. Шварц, А.И. Щебетенко и др.) [7, 11, 14, 19]. Кондратьев М.Ю. и Ильин В.А. [11] считают, что социально-психологический климат [от греч. klima — наклон] – это интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов групповой динамики и личностного развития.

Учеными была отмечена двойственная природа социально-психологического климата группы. Во-первых, он является некоторым субъективным отражением в сознании группы множестве всех составляющих всей окружающей среды, социальной обстановки. Во-вторых, он возникает в результате опосредованного и непосредственного воздействия на сознание группы субъективных и объективных факторов, социально-психологический климат начинает носить относительно самостоятельный характер, начинает объективно охарактеризовывать коллектив и оказывать обратное влияние на отдельных членов группы и групповую деятельность [14].


Социально-психологический климат — относится к динамическому образованию. Данная динамика отмечается как в процессе образования группы, так и в условиях ее функционирования. По мнению исследователей, существует два основных этапа в образовании группы [21]. Первый этап характеризуется тем, что главенствующим фактором является эмоциональный. На этом этапе происходит напряженный процесс установления позитивных отношений и связей, психологической ориентации. Второй этап характеризуется тем, что происходит преобладание когнитивных процессов. На этом этапе каждый член группы является не только как реальный или потенциальный объект эмоционального общения, но и как носитель предопределенных личностных качеств, социальных установок и норм. В этот период происходит становление общих символов, взглядов, норм и ценностных ориентаций.

Другой характеристикой социально-психологического климата группы, являются «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественовозникающие колебания эмоционального фона в коллективе, подъемы и спады настроения, которые иногда возникают у большинства его членов группы, происходящие как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного времени. Они связаны с изменением окружающей среды или изменением условий взаимодействия внутри группы. Понятие «климатические возмущения» имеет как позитивную, так и негативную окраску, т.к. эти «возмущения» могут препятствовать, а могут и благоприятно сказываться на жизнедеятельность коллектива [21].

Психологический климат в группе складывается из множества составляющих. В первую очередь это налаженность межгрупповых, межличностных и прочих, как горизонтальных, так и вертикальных связей. Руководитель группы любого ранга должен уметь наладить не только обратную связь со всеми звеньями управления, но и следить за связями в «горизонтали». Выдвижение обобщенных целей между персоналом и администрацией организации также является важным условием для создания благоприятного социально-психологического климата в группе [6].

Немало важным условием создания благоприятного климата является умение руководителя группы постоянно изменять формы, стиль, методы и средства управления, учитывая конкретные условия, уметь сбалансировать права и ответственность членов группы при выполнении обязанностей, уметь использовать и сохранять в работе неформальные группы [20].

Социально-психологический климат может включать множество только психологических факторов [10]: эмоционального настроения группы, которое зависит от цвета в рабочих помещениях, и от наличия музыкального сопровождения и т.д. Взаимодействие личностных настроев формирует и определяет настроение группы в целом. Настроением необходимо управлять. Настроение должно быть рулем, с помощью которого руководитель будет направлять групповое поведение.


Группа с благоприятным психологическим климатом не склонена к стрессам, аффектам, межличностным и внутригрупповым конфликтам, а также имеет конструктивную направленность.

В коллективе с неблагоприятным климатом значительная часть энергии уходит на проявления недовольства, разрешение конфликтов, поиск четких целей [1].

Руководитель группы призван самым активным образом, участвовать в устойчивом, постоянном воспроизводстве таких психических состояний, как притяжение и симпатия, положительный эмоциональный фон общения, чувство соучастия, сопереживания, межличностная привлекательность, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). Особое значение имеет чувство защищенности, которое проявляется в том, что каждый член группы знает, что в случае неудачи (в сфере семьи, быта, труда) его поддержит группа, что она обязательно придет ему на помощь.

Часто в группе есть люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности группы или отдельных ее членов. В этом случае, излишняя принципиальность, личная неприязнь и т.д. могут послужить поводом или причиной для возникновения конфликта [25].

Как в социологии, так в психологии имеет место точка зрения, согласно которой главной структурой образующей социально – психологический климат коллектива является настроение. По мнению известного советского психолога К.К. Платонова [20], социально-психологический климат является важнейшим из компонентов внутренней структуры группы, которая определяется межличностными отношениями в ней, которые в свою очередь создают стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Социально-психологический климат группы является преобладающим и относительно устойчивым психическим настроем группы, который выражается в различных формах и проявляется во всей ее жизнедеятельности.

1.2. Структура социально-психологического климата

Значительным элементом в характеристике социально-психологического климата является описание его структуры. В структуру социально-психологического климата входят определенные компоненты, которые соединены по определенному общему основанию, в данном случае, по категории отношения. Таким образом, в структуре социально-психологического климата можно выделить два ведущих подразделения – отношения людей друг к другу и отношения их к труду [14].