Файл: Центральный банк РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проанализировав данные таблицы 1, можно отметить, что инфляция в 2015 году составила 12,9 % и была галопирующей, так как находилась в интервале 10 - 50 % . В 2016 году инфляция была умеренной, так как составляла менее 10 % .

В 2017 году уровень инфляции в России составил 2,5 % , что на 2,9 % меньше, чем в предшествующем 2016 году и на 1,8 % меньше, чем в следующем 2018 году.Это говорит о том, что инфляция устойчиво закрепляется на низком уровне.Инфляция в декабре 2018 года, ускорилась до 0,8 % после 0,5 % в ноябре.По данным Центрального банка РФ, в этом году инфляция будет рядом с целевым ориентиром в 4 % . В 2019 году может составит 5,5 % , достигнув максимальных показателей в первых двух кварталов и совпало с нижней границе ожиданий Центрального банка РФ. [27]

Основным инструментом Центробанка по регулированию операционной деятельности коммерческих банков служит ключевая ставка. На рисунке 2 показана динамика уровня ключевой ставки, как регулятора, который позволяет оказывать влияние на тот или иной процесс.уровня ключевой ставки, как регулятора, который позволяет оказывать влияние на тот или иной процесс. При этом прослеживается достаточно чёткая тенденция взаимосвязи динамики ключевой ставки и инфляционных процессов.

Диаграмма 1

Динамика изменения ключевой ставки ЦБ РФ с 2015-2018 гг., % [27]

По данным диаграммы 1 видно, что 2015 год завершился с ключевой ставкой в 11,00 % . В течение 2016 года Центральный банк РФ периодически принимал решение сохранить действовавшую с 2015 года ключевую ставку на уровне 11,00 % годовых и снизил до - 10,00 % .

За 2017 год ключевая ставка менялась 6 раз и снизилась с 10,00 % до 7,75 % к концу года. В начале 2018 года ключевая ставка Центрального банка РФ составляла 7,75 % годовых, а в конце года снижена до 7,50 % .В начале 2019 года ключевая ставка составляет 7,75 % годовых и пока будет действовать до марта 2019 года.

На втором месте по влиянию на деятельность банковского сектора находится политика обязательного резервирования ЦБ РФ.Рассмотрим нормативы обязательных резервов на сегодняшний день в таблице 2.

Таблица 2

Нормативы обязательных резервов в РФ (в валюте РФ), %

Период действия

По обязательствам перед физическими

лицами

По иным обязательствам кредитных организаций

Норматив по иным

обязательствам

01.01.2017 - 30.11.2017 гг.

5

5

5

01.12.2017 - 31.07.2018 гг.

(для банков с универсальной лицензией)

5

5

5

01.12.2017 - 31.07.2018 гг.

(для банков с базовой лицензией)

5

1

1

01.08.2018 - 31.03.2019 гг.

(для банков с универсальной лицензией)

5

5

5

01.08.2018 - 31.03.2019

гг.(для банков с базовой лицензией)

5

1

1

01.04.2019 гг. (для банков с универсальной

лицензией)

4,75

4,75

4,75

01.04.2019 гг.(для банков с

базовой лицензией)

4,75

1

1


По данным таблицы 2 видно, что за период 01.01.2017 - 31.03.2019 гг. значения норматива имеет тенденцию к росту - 5 % по всем обязательствам. Подобные изменения связаны с тем, что Центральный банк РФ старается создать такой фонд обязательного резервирования, который мог бы в достаточной мере отвечать целям его формирования. А именно: обеспечение обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении. [27]

С июня 2017 года в России кредитные организации разделяются на две группы по уровню капитала, объему требований к ним и полномочий: банки с базовой лицензией и банк с универсальной лицензией.

За анализируемый период с 01.12.2017 - 31.07.2018 гг. и 01.08.2018 - 31.03.2019 гг. для банков с базовой лицензией норматив обязательного резервирования составил:

  1. по обязательствам перед физическими лицами 5 % ;
  2. по обязательствам перед юридическими лицами 1 % ;
  3. по иным обязательствам 1 % .

Для банков с универсальной лицензией этот показатель остался на уровне 5 % по всем обязательствам.

С 01.04.2019 гг. для банков с базовой лицензией норматив обязательного резервирования составил:

  1. по обязательствам перед физическими лицами 4,75 % ;
  2. по обязательствам перед юридическими лицами 1 % ;
  3. по иным обязательствам 1 % .

Для банков с универсальной лицензией 4,75 % по всем обязательствам.

Таким образом, изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики.

Наиболее обобщающим показателем эффективности функционирования банковской системы является прибыль, динамика которой представлена на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Динамика прибыли коммерческих банков (млрд. руб.)

Наглядно видна резко изменившаяся ситуация с прибыльностью коммерческих банков на начало 2017 г. – прибыль выросла почти в 5 раз по сравнению с предыдущим годом

В 2016 году под влиянием политики ЦБ РФ направленной на минимизацию рисков коммерческие банки были вынуждены снизить уровень риска по проводимым операциям. Это существенно повлияло на сокращение расходов по созданию резервов на потери и как следствие увеличило инвестиционные возможности банков. Росту прибыли способствовало и снижение процентных ставок под влиянием формирующегося профицита ликвидности в банковском секторе, что позволило сократить процентные расходы. Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на рост номинальных объёмов прибыли коммерческих банков фактические доходы растут не столь интенсивно.


Но так же следует отметить, что более половины суммы прибыли, полученной банками в 2016 г. заработал ПАО «Банк Сбербанк», а основные показатели деятельности, как отмечает сам регулятор, снизились. Банки сократили объёмы кредитования как экономики в целом, так и нефинансовых организаций в частности. Потребительское кредитование выросло на символическую величину.

Деятельность Центрального банка не ограничивается только применением косвенных инструментов регулирования денежно - кредитной системы. Путём прямого регулирования Банк России воздействует на количество кредитно - финансовых институтов и как следствие на уровень конкуренции в финансовом секторе.

Стоит отметить и тот факт, что на данном этапе Банк России ведет политику оздоровления и централизации всей банковской системы – отзывая лицензии у кредитных организаций, проводящих высоко рискованную политику, которая может нарушить стабильность банковского сектора и подорвать доверие населения и бизнеса к финансовой системе государства. Это происходит достаточно интенсивно. Так если на 1 января 2013 года в России действовало 956 банков, то на начало 2017 года их было уже 623. И уже за первые месяцы текущего года отозваны лицензии еще у 14 банков.

Проблемы в экономике и банковском секторе на сегодняшний день не преодолены. Выявленные негативные тенденции указывают на возможность возникновение системного кризиса в банковской сфере, обусловленного сокращением ресурсной базы банков, что так жесокращает возможности кредитования банками предприятий нефинансового сектора экономики.

Сокращение объёмов сбережений населения является ещё одним фактором, влияющим на уменьшение банковских (кредитных) ресурсов. Провозглашённое ЦБ РФ поэтапное снижение ключевой ставки в рамках политики кредитной экспансии с одной стороны будет способствовать удешевлению кредитов для коммерческих организаций и населения, а с другой стороны это приведёт к снижению доходности депозитов и не сделает вложения в них более привлекательным.

Следовательно, Банк России должен внести корректирующие изменения при помощи других инструментов денежно - кредитной политики. Например, актуально снижение ставки отчисления в фонд обязательного резервирования, что позволит увеличить банкам собственные средства за счёт возможного роста процентных доходов, а, следовательно, прибыли.

Банки должны восстановить кредитование организаций и тогда процентные доходы от этого будут составлять основную часть их прибыли.


Ключевую роль в решении этой проблемы может сыграть Банк России, который, активно применяя как косвенные, так и прямые инструменты денежно - кредитной политики, будет воздействовать на ключевые показатели банковского сектора.

2.2 Стратегия развития Центробанка России в 2019-2021 г.

Прогноз основных макроэкономических показателей в  рамках базового сценария Банка России в 2019–2021 гг. в целом не изменился по  сравнению с  базовым сценарием, опубликованным в  октябре, отмечено в докладе ЦБ РФ о денежно-кредитной политике в декабре 2018 года. [28]

По  прогнозу Банка России, в 2019 г. годовая инфляция временно ускорится до 5,0–5,5% с 3,9–4,2% по итогам 2018 года. Наиболее значимое влияние на  динамику потребительских цен в  2019  г. окажет повышение базовой ставки НДС, вклад которого в  годовую инфляцию, по  оценкам Банка России, составит около 1  процентного пункта. Также на  инфляцию, преимущественно в  первой половине 2019 г., продолжит влиять произошедшее в 2018 г. ослабление рубля.

Эффекты НДС и курсовой динамики будут отражаться на годовой инфляции до конца 2019 г., при этом квартальные аннуализированные темпы прироста потребительских цен замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019 года. Инерционные показатели инфляции, включая скользящую среднегодовую инфляцию, в течение всего 2019 г. останутся выше, чем в 2018 году.

Относительно более быстрое, чем в  опубликованном в октябре базовом сценарии, снижение цен на нефть привело к пересмотру вклада налогового маневра в  годовую инфляцию. В 2019 г. он составит -0,1 п.п., после чего на фоне стабилизации нефтяных цен будет постепенно увеличиваться: в 2020 г. сложится на уровне вблизи нуля, в 2021 г. будет небольшим положительным.

Совокупный вклад в годовую инфляцию увеличения акцизов на  отдельные товары, входящие в  потребительскую корзину, в  2019  г. может составить около 0,3–0,4  п.п. [28]

Этот эффект ранее уже был учтен Банком России в  базовом прогнозе инфляции 5,0–5,5% на конец 2019 года. Сохраняющаяся высокая чувствительность инфляционных ожиданий к  влиянию разовых факторов может усиливать воздействие курсовой динамики и  повышения НДС на  динамику потребительских цен. Денежно-кредитная политика в 2019 г. будет направлена на ограничение масштаба и  длительности этих вторичных эффектов повышения НДС и произошедшего ослабления рубля.


Банк России сохранит консервативный подход к  проведению денежно-кредитной политики, придавая большее значение проинфляционным факторам и  рискам. Это предполагает проведение Банком России более жесткой денежно-кредитной политики, чем в ситуации отсутствия влияния упомянутых разовых факторов на  инфляцию. Такой консервативный подход к денежно-кредитной политике создаст условия для ее смягчения в конце 2019 – начале 2020 года.

По прогнозу Банка России, с учетом принятых решений по  денежно-кредитной политике годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 г., когда эффекты произошедшего ослабления рубля и  повышения НДС будут исчерпаны, и останется вблизи 4% в дальнейшем.

Стабилизации инфляции вблизи 4% будет способствовать проводимая Банком России денежно-кредитная политика. Повышение Банком России ключевой ставки в декабре 2018 г. позволит предотвратить устойчивое закрепление инфляции на  уровне, существенно превышающем цель Банка России.

Прогноз темпов роста российской экономики и  денежно-кредитных показателей в  2019–2021  гг. также не  изменился по  сравнению с базовым сценарием, опубликованным в  октябре. В  условиях действия бюджетного правила более быстрое снижение цен на нефть будет оказывать ограниченное влияние на российскую экономику. В свою очередь динамика внутреннего спроса на  всем прогнозном горизонте не будет оказывать повышательного давления на инфляцию. [28]

В 2019 г. темп прироста ВВП несколько снизится и  составит 1,2–1,7% после 1,5–2,0% в 2018 году. На горизонте 2019 г. сдерживающее влияние на  динамику внутреннего спроса окажут повышение НДС, замедление роста доходов экономики от экспорта в результате снижения цен на нефть, а также некоторое замедление роста кредитования на фоне произошедшего во второй половине 2018 г. ужесточения денежно-кредитных условий ввиду ухудшения внешнеэкономического фона. В то же время сдерживающее воздействие повышения НДС в 2019 г. во многом будет компенсировано ростом инвестиционного спроса в рамках реализации запланированных правительством налогово-бюджетных мер и повышением пенсионного возраста, которое смягчит влияние демографических ограничений на темпы экономического роста.

В  2020–2021  гг. рост российской экономики ускорится до 1,8–2,3% и 2,0–3,0% соответственно. Этому будут способствовать постепенное накопление положительного эффекта от запланированных мер налогово-бюджетной политики и  структурных реформ при их успешной реализации. Более высокие темпы роста российской экономики при этом не будут формировать дополнительного инфляционного давления со стороны спроса и препятствовать сохранению инфляции у  цели, так как будут обеспечены расширением производственного потенциала экономики. [28]