Файл: Юридическая ответственность. Цели, функции и принципы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I Характеристика юридической ответственности как правовой категории

1.1 Понятие и содержание юридической ответственности

1.2.Признаки и элементы юридической ответственности

1.3 Цели, функции и принципы юридической ответственности

Глава II Правовая характеристика видов юридической ответственности

2.1 Уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность по российскому законодательству

2.2 Материальная, конституционная, федеративная, экологическая ответственность по российскому законодательству

Глава III Основания для юридической ответственности, основания для оcвобождения от юридическойт ответственности

3.1 Основания юридической ответственноси за правонарушения

3.2 Основания освобождения от юридической ответственности

Заключение

Список использованных источников и литературы:

Перечень мер дисциплинарного взыскания, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, перечислен в ст. 192 ТК РФ, и этот перечень является исчерпывающим. Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей в основном: по кругу лиц попадающих под действие соответствующих норм; по мерам дисциплинарного взыскания; кругом лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью; по установленному порядку обжалований взысканий. Так, например Закон РФ “Об основах государственной службы” от 31.07.95 года устанавливает для государственных служащих, помимо дисциплинарных взысканий перечисленных в ст. 135 ТК РФ, такое дисциплинарное взыскание, как “предупреждение о неполном соответствии”. Также государственный служащий может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей. Специальная дисциплинарная ответственность и специальные меры дисциплинарных взысканий могут быть применены только к определенным категориям работников, указанным в специальном нормативном акте.

Например, Иванова Г.П. в течение пяти дней не являлась на работу без уважительной причины. Согласно ст. 192 Трудового кодекса работодатель Ивановой Г.П. имеет право за совершение дисциплинарного проступка применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

2.2 Материальная, конституционная, федеративная, экологическая ответственность по российскому законодательству

В особый вид выделяется материальная ответственность рабочих и служащих, которая применяется в случае, если они причинили ущерб предприятию, организации, учреждению при исполнении своих тру­довых обязанностей. Возмещение ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность за ущерб, причиненный государству, наступает при наличии реального (прямого) ущерба; непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если виновные действия не являются преступлением. Материальная ответственность наступает в административном порядке, либо по решению суда. Материальная ответственность наступает в случае нанесения ущерба во время работы организации, с которой работник находится в трудовых отношениях.


Согласно ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. При этом убытки, которые подлежат возмещению, исчисляются в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). [21]

Например, служащий Петров П.П. при исполнении служебных обязанностей, причинил ущерб учреждению, в котором он работал. Ущерб был причинен по его вине. Материальная ответственность ограничилась определенной частью жалования служащего Петрова П.П. и не превысила полного размера причиненного ущерба.

В настоящее время можно говорить и о других видах юридической ответственности.

Конституционная ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, когда наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционной ответственности, закрепленных в Конституции и иных источниках конституционного права, направлено прежде всего на защиту Конституции. Санкции конституционной ответственности могут быть различными: запрет занимать определенные должности, лишение государственных наград и почетных званий, отстранение от должности, лишение активного и пассивного избирательного права, отказ в регистрации общественных объединений, иное ограничение прав.

Н.М. Колосова разграничивает конституционную ответственность и политическую, заявляя, что политическая ответственность не обладает чертами юридической ответственности. [22] Источником конституционной ответственности является  Конституция РФ, и целая серия законов, составляющих массив конституционного законодательства.

Колосова Н.М. предлагает разработать и принять Федеральный конституционный закон «О конституционной ответственности», в котором были бы четко определены юридические основания для наступления неблагоприятных последствий конституционной ответственности, и процедурные вопросы отрешения от должности высших должностных лиц. [23]

Основанием наступления конституционной ответственности является нарушение Конституции РФ, и других источников конституционного права Конституционная ответственность отличается от традиционных видов юридической ответственности не только основанием ее наступления, но и субъектами ответственности. Субъектами конституционной ответственности являются: государство, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, депутаты и физические лица.


Характерными чертами, отличающими конституционную ответственность от других видов юридической ответственности, являются следующие положения:

1. Основное назначение конституционной ответственности – защита Конституции.

2. Все конституционное законодательство находится в поле конституционной ответственности. Основное место в нем занимает Конституция.

3. Многие субъекты ответственности являются, прежде всего, субъектами конституционной ответственности (государство, общественные объединения, органы местного самоуправления).

4. Санкции конституционной ответственности должны быть закреплены в Конституции либо в других источниках конституционного права

5. Основанием наступления конституционной ответственности является нарушение норм Конституции, которые соответственно конкретизируются в конституционном законодательстве.

Например, отставка правительства по воле президента, согласно п.2 ст. 117 Конституции РФ. Президент, являясь главой государства, решает этот вопрос с учетом сложившейся социально экономической ситуации в стране, расстановкой политических сил.

Развитие федеративных отношений в России и обусловленные этим процессом проблемы побуждают к разработке в качестве самостоятельного явления механизмов федеративной ответственности. [24]

Федеративная ответственность – ответственность субъектов федерации, понимаемая в самом общем виде, предстает как принуждение к исполнению требований федерального права в правоотношениях, каждая из сторон которых обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной. Федеративная ответственность обусловливается нахождением республики, края, области, административно-территориального образования иного вида в составе федерации.

Субъектами данного вида ответственности выступают: Российская Федерация как федеративное государство, субъекты Федерации, федеральные органы государственной власти и управления, органы государственной власти и управления субъектов Федерации, общественные объединения, должностные лица.

Ответственность субъекта Федерации за нарушение федеральной Конституции и федерального законодательства можно определить  как последствия нарушения федеративной дисциплины. Это – ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти. Отличительной чертой мер федеративной ответственности является то, что она может применяться как за совершение конституционного правонарушения, так и в том случае, когда невыполнение субъектом Федерации, его органами и должностными лицами своих обязанностей обусловливается неспособностью обеспечить стабильность в субъекте Федерации, выполнить все федеральные предписания, реализовать политический курс на укрепление государственно-правового единства страны. [26] Федеративная ответственность сохраняет


присущее юридической ответственности в целом выделение двух ее видов: позитивной и негативной. Если позитивная ответственность состоит в обязательстве субъекта осуществлять определенные действия, то негативная ответственность - мера наказания за неосуществление необходимых действий и за нарушение законодательства, прежде всего федеральной Конституции.

В настоящее время идет активная разработка принципов и признаков нового вида юридической ответственности – экологической [1]. Одним из оснований выделения экологической ответственности как вида юридической ответственности является экологическое правонарушение.

Таким образом, в теоретическом плане по мерам воздействия различают и виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, конституционная, федеративная, экологическая. Следовательно, суммируя все вышесказанное, можно определить, что юридическая ответственность - это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством.

Таким образом, с учетом отраслевого критерия и определения профилирующих отраслей права юридическую ответственность можно классифицировать на следующие виды: конституционная, уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, федеративная, экологическая.

Выводы:

Привлечение лица, виновного в совершении преступления, осуществляется в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), которым детально регламентированы все процедуры, связанные с возбуждением уголовного дела, рас­следованием преступления и вынесением приговора. УПК РФ определяет права и обязанности обвиняемого, подсудимого и осужденного, потерпевшего и других участников процесса, а также правомочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, порядок проведе­ния отдельных следственных действий и оценки полученных до­казательств.

Единственным органом, управомоченным привлекать винов­ных лиц к уголовной ответственности, является суд. Иные госу­дарственные органы не могут осуществлять правосудия и соот­ветственно рассматривать уголовные дела.

Осужденный, несогласный с приговором, имеет право на его обжалование в вышестоящий суд, а также на прошение о поми­ловании или смягчении наказания. Помилование осуществляет­ся Президентом РФ. Отношения уголовной ответственности прекращаются отбытием наказания либо освобождением от на­казания по амнистии или по указу Президента РФ о помилова­нии.


Административная ответственность применяется за правона­рушения, предусмотренные законодательством об администра­тивных правонарушениях. В отличие от УК РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех соста­вов административных правонарушений, которые могут уста­навливаться и другими актами.

Глава III Основания для юридической ответственности, основания для оcвобождения от юридическойт ответственности

3.1 Основания юридической ответственноси за правонарушения

Не всякое государственное принуждение и претерпевание лицом отрицательных последствий есть форма юридической ответственности, например реквизиция имущества в связи со стихийными бедствиями, таможенный досмотр и т.д. Для того чтобы речь шла о юридической ответственности, необходимо осуждение деяния обществом в качестве правонарушения, то есть деяние должно быть виновным, противоправным, общественно вредным. При решении вопроса о привлечении лица к ответственности определяющее значение имеет наличие в его деяниях состава правонарушения.

Состав правонарушения состоит из четырех элементов: объект и субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны и только их совместны анализ дает возможность конкретизировать, индивидуализировать правонарушение.

Объектом любого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Правонарушитель своим действием или бездействием нарушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопорядок, всегда причиняет ущерб субъективным правам граждан. Общественные отношения могут быть имущественными, трудовыми, политическими и другие.

Объективная сторона правонарушения характеризует его с внешней стороны, как акт внешнего проявления. Обязательные элементы объективной стороны включают: противоправное деяние, противоправный результат, а также причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Факультативными элементами объективной стороны являются: место, время, обстановка. Объективная сторона раскрывает, как подготавливалось, осуществлялось и было ли окончено и какова степень участия в преступлении каждого субъекта преступления, в том случае если в преступлении участвовало несколько лиц. Так в уголовном праве различают следующие стадии осуществления преступления: приготовление к преступлению, покушение и оконченное преступление. Чем до более поздней стадии дошло преступление, тем больше его общественная опасность и тем серьезнее санкции за это преступление. Для определения степени участия в преступлении существуют понятия: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, а также заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении.